5 октября 2023 года
Ирина Александровна Соколова работает в школе около 20-ти лет, из них последние 13 — в Саровской православной гимназии. В этом году Ирина Александровна взяла свой очередной первый класс. Глядя, как ловко, не повышая голоса, она справляется с озорными первоклашками, мы решили поближе познакомиться с ней.
— Ирина Александровна, расскажите немного о себе и о том, почему вы выбрали профессию учителя?
— Я родилась в Сарове в семье сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ, училась в школе № 20, затем — в Ульяновском педагогическом университете. Учителем начальных классов мечтала быть с детства, по примеру своей любимой первой учительницы Евдокии Петровны Павлуниной. Помню, когда мы, еще будучи девчонками, обсуждали, кто кем станет, когда вырастет, я говорила: «А вы ко мне будете приводить учиться своих детей». Впоследствии так и получилось, мне довелось учить детей некоторых одноклассников.
— Как начался ваш путь в профессию?
— Когда я после окончания вуза вернулась в Саров, все места учителей начальных классов были заняты (не то что сейчас!). Я пришла в родную 20 школу и директор, Лорита Николаевна Кашинцова, показала мне на стопку заявлений о трудоустройстве. «Если возникнет вакансия, сообщу тебе», — пообещала она. Первый год я работала воспитателем в детском санатории «Солнышко», а потом перешла в 20 школу вожатой. Несколько лет трудилась вожатой и только потом стала учителем начальных классов.
— Почему вы перешли работать православную гимназию?
— Меня пригласила работать в гимназию ее директор, Наталия Владиславовна. Тогда гимназия делала свои первые шаги на базе школы № 20, и еще было интересно попробовать что-то новое.
Я взяла второй набор первоклассников, это был 2010/2011 учебный год. Дети были воспитанные, мотивированные на хорошее поведение и учебу, да и классы в гимназии тогда были по 16 человек вместо обычных 25. Работать было спокойнее, хотя в любом детском коллективе найдутся и паиньки, и озорники. И какие бы трудности не возникали в работе учителя, будь то обилие документов, которые нужно заполнять, или небольшая зарплата, но сама-то профессия педагога — интересная! От нее получаешь удовлетворение.
— Что, на ваш взгляд, самое трудное в профессии учителя?
— Эта работа не отпускает круглосуточно, все мысли о ней. Невозможно отработать «с восьми до пяти», а потом прийти домой и заниматься своими делами. Дома надо подготовиться к урокам, проверить тетради, с родителями учеников по телефону решить какие-то вопросы. Поэтому родные уже знают, когда маму трогать нельзя, потому что она работает.
Конечно же, есть и радостные моменты. Когда видишь, что все не зря — услышишь какой-то отзыв или доброе слово родителей, когда дети приходят на уроки с улыбкой. Я говорю ребятам: «Смотрите, мы раньше вообще не умели решать такие примеры, а сейчас щелкаем их, как орешки!» Бывают дети, у которых загораются глаза, когда им объясняешь новый материал, чуть ли не в ладоши хлопают. Так им это интересно! И мне очень радостно от этого желания детей познавать новое. Радостно видеть результат, что дети чему-то научились. Конечно, считаю, что работа учителя очень важна!
— В православной гимназии учителя рассказывают детям о Боге. Как ученики это воспринимают?
— В начальных классах дети воспринимают все очень хорошо, естественно, как будто так и надо, с большим интересом. В подростковом возрасте у них часто начинается борьба в душе между верой и неверием, а маленьким детям все это очень нравится. Они с удовольствием беседуют на эту тему, делятся увиденным или прочитанным, пересказывают дома, что услышали на уроке. Всегда заинтересованы и задают вопросы. Сегодня, например, ко мне подошел первоклассник и спросил, почему на иконе у Господа Иисуса Христа на нимбе написаны буквы, а у Пресвятой Богородицы — нет? На какие-то заковыристые вопросы я даже не могу сразу ответить. Говорю, что подумаю, или что мы лучше у батюшки спросим. Мы обсуждаем, какими качествами обладали святые, и что из этого пригодилось бы нам. Дети сами называют такие качества, как доброта, уважение к людям, стремление делать добрые дела. На этом мы стараемся строить взаимоотношения в классе и, в дальнейшем, в жизни, учимся на примерах святых.
Три дня в неделю у нас по утрам общая молитва для начальных классов, а два дня мы молимся в классе. В эти дни к нам приходят пятиклассники, которых я выпустила в прошлом году. Они уже знают, как петь и читать молитвы, поэтому помогают малышам молиться. А иногда поздравят первоклассников с церковным праздником, и те потом меня расспрашивают о нем.
— А вы пришли работать в гимназию, уже будучи воцерковленным человеком?
— Не особо. И Наталию Владиславовну я сразу предупредила, что далека от Церкви. Она ответила, что ничего страшного, будем образовываться и познавать веру потихоньку, вместе с детьми. Так и получается — мы все вместе входим в церковную жизнь.
Когда я начала работать в гимназии, стала рассказывать дома о православной вере и церковных праздниках. Сначала моя мама стала ходить в храм, потом верой заинтересовалась сестра. Со своими детьми тоже были разговоры о Боге, водила их ко Причастию, муж к этому относится положительно. Старшему сыну уже 17 лет, сейчас у него другие интересы, и я стараюсь на него не давить. Все, что было заложено, в свое время должно принести плоды. А младшая дочь постоянно задает вопросы о православии, особенно ее интересует, как Бог сотворил мир.
— Ирина Александровна, чтобы вы посоветовали старшеклассникам, которые выбирают будущую профессию: кому можно идти в педагоги, а кому лучше не надо?
— Самое главное — любовь к детям. На этом все должно быть построено. Если приходить к детям со злостью и раздражением, то ничего не получится. Жалко, что сейчас мало молодежи идет работать в школу. Но лично я не жалею, что выбрала эту интересную и достойную профессию!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна