2 февраля 2023 года
В конце января в Москве прошли XXXI Международные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Помощник благочинного Саровского округа по культуре протоиерей Александр Сухоткин побывал 24 января на конференциях «Православное краеведение и просвещение» и «Русская словесность: с любовью к Отечеству», 25 января — на торжественном открытии Чтений и 26 января — на научно-практической конференции: «Без корней трава не растет. Воцерковление детей и молодежи с помощью народной культуры».
Рассказывает отец Александр:
— Народу было очень много, все соскучились по живым Рождественским чтениям, а не в онлайн формате. Масса интересных выступлений. Было видно, что люди рады возможности поделиться с единомышленниками своими мыслями и наработками.
Я заметил, что проповедь православия все чаще стремятся соединить с этническими чертами народной культуры. К сожалению, это было упущено, и инициативу перехватили неоязычники, которые утверждают, что именно они являются продолжателями древних народных традиций. Хотя все, чему они учат, не имеет никакого отношения к древней славянской культуре, это просто выдумка, новодел. Подлинную русскую народную культуру выхолостили, обмирщили, и мы ее не знаем. Например, колядки — чисто западное явление, мы их заимствовали, поскольку у нас появилось много украинских священнослужителей. А белорусских священников в России почти не было, и мы почти не знаем белорусских напевов. Зато ощущается мордовское и татарское влияние, потому что мы живем рядом.
В советское время русские считались титульной нацией, но без развития этой титульной нации. Приведу пример. Когда мы привезли в Саров фольклорный коллектив «Птица Жар» и он с большим успехом выступил для детей, воспитатели детских садов подошли к артистам и просили у них ноты народных песен, чтобы разучить их с детьми вместо украинских колядок. Но выяснилось, что этих нот нет, их у нас не издают. Огромный пласт культуры вычеркнут из жизни. Это постепенно меняется, но лишь за счет усилий энтузиастов-фольклористов. Их единицы, но эта деятельность востребована, потому что люди хотят прикоснуться к подлинной народной культуре: песням, наигрышам, пляскам, играм, духовным кантам, сказкам. Оказывается, в России существует много различных рождественских вертепных представлений…
Одна из докладчиков рассказала о том, как они уже много лет празднуют Масленицу — с выступлениями фольклорных коллективов, чаепитием с блинами, но без сжигания чучела. На что педагог детского сада сказала, что им сверху спустили положение конкурса на лучшее чучело. Уж если сжигать, то самое лучшее! Никто не вспоминает о такой традиции, как фейверки, иллюминации и подсветка храмов на Пасху. С первым возгласом «Христос воскресе!» запускались огненные колеса с гор (их обвязывали сеном и поджигали). Традиция пасхальных иллюминаций была популярна во всех приходах еще до отмены крепостного права.
Из многих выступлений я понял — неравнодушные люди хотят, чтобы Церковь вобрала в себя традиционную народную культуру, тогда можно будет преодолеть такой антихристианский идеологический проект, как неоязычество. Понятно, что православие — религия надмирная, для всех, но и для нас тоже, ведь оно живет на нашей земле и является наследием истории нашего народа. К сожалению, в массе своей мы не хотим уделять внимание народной культуре, даже стесняемся ее, придерживаемся стереотипа, что национальное — это плохое...
Среди участников краеведческой конференции были сотрудники музеев и библиотек, активно участвующих в деле просвещения молодежи и продвижения православной краеведческой тематики. Сейчас много внимания уделяется музеям и музейной педагогике. Меня заинтересовала информация о том, что мемориально-просветительский центр «Бутово» предлагает епархиям бесплатно разместить экспозицию «Русская Голгофа» — о Новомучениках и Исповедниках Церкви Русской. Причем общая экспозиционная часть одинакова для всех епархий, а местная — может дополняться собственными стендами. Уже третий год выставка о мучениках XX века путешествует по России, причем, она может быть мобильной (переносной), музейной (дополненной музейными экспонатами на местах) или уличной. Было канонизированно около 1800 новомучеников, но мы их практически не знаем. За примером далеко ходить не надо, кто знает о последнем священнике Серафимовской церкви с. Яковлевка Дивеевского района, расстрелянном в 1937 году? Разве что жители самой Яковлевки.
По распоряжению правящего архиерея нам нужно создавать свой приходской музей либо выставку, посвященную православному приходу. Раньше в Сарове был монастырь, а прихода не существовало. Пока мы только собираем материалы, и будем очень благодарны любым сведениях о духовной жизни Сарова в советское время, основанию и становлению нашего православного прихода.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна