1 февраля 2023 года
Двое молодых учителей, Татьяна Николаевна Петрова и Иван Андреевич Суздальцев, поделились впечатлениями от участия в XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве 25-27 января.
Бережливые сознание и культура
Учитель Саровской православной гимназии Татьяна Петрова:
— Я впервые побывала на Рождественских чтениях. Кроме торжественного открытия Чтений в Кремле принимала участие в работе секций по различным направлениям: «Формирование бережливого сознания», «Наставничество в реализации проекта «Православная инициатива», «Опыт организации системы духовно-нравственного воспитания в регионах». Расскажу об одной из секций:
Одним из глобальных вызовов современности является формирование бережливого сознания. На секции по данному вопросу, проходившей в конференцзале Храма Христа Спасителя, было отмечено, что бережливое сознание неразрывно связано с нашими традициями. Вся культура русского народа проникнута тесной связью с природой. Часто люди достаточно узко понимают бережливое отношение, оно ассоциируется только с экологией. Такое понимание является однобоким и не раскрывает всей сути бережливой культуры. Выступающие говорили о важной роли бережливого сознания в воспитании патриотизма у подрастающего поколения. Сейчас гражданские навыки выходят на первый план, происходит смещение вектора с обучения на воспитание духовно-нравственной личности. Министр образования Нижегородской области Ольга Петрова подчеркнула важность построения целостной системы, в рамках которой бережливая культура будет сопровождать человека всю жизнь. Участники чтений делились практическим опытом реализации бережливых технологий.
На данный момент активное внедрение бережливых технологий идет на базе пяти пилотных регионов (Нижегородской, Орловской, Воронежской, Курской областей и республики Чувашии). Лидером здесь является Нижегородская область, и в ходе работы секции обсуждали опыт Арзамаса и Арзамасского района. Обзор успешных практик реализации бережливых технологий сделали мэр г. Арзамаса, руководитель Благотворительного фонда прп. Серафима Саровского, директор Арзамасского филиала ННГУ, директора школ и колледжей Арзамаса. Бережливые технологии необходимо изучать и использовать в своей деятельности.
В целом ХХХI Международные Рождественские чтения оставили самые лучшие впечатления. Они дают надежду на великое будущее нашей страны.
Иван Суздальцев: «Я возьму себе на вооружения эти проекты»
Учитель Саровской православной гимназии Иван Суздальцев:
– 26 января в Храме Христа Спасителя я посетил урок добра «Дышим вместе», проводимый председателем АНО «Инклюзивный центр реализации социальных программ поддержки детей, подростков и молодых людей с ОВЗ и инвалидностью «Дышим вместе» Татьяной Мирзахановой. Занятие было посвящено проблемам инклюзивных детей.
Через небольшой эксперимент слушателям наглядно продемонстрировали, как справляются с простым заданием обычный человек и имеющий ограниченные возможности. Участник эксперимента на время должен был открыть маркер, нарисовать солнышко на листке бумаги и закрыть маркер. Одному добровольцу связали руки за спиной, имитируя легкую степень ДЦП, другому завязали глаза — слепота, задание оставалось прежним. Человек без ограничений справился за 8 с., доброволец со связанными руками – за 32 с., а с повязкой на глазах – за 2 мин. 30 с., причем, с помощью других людей. Интересно, что полный зал в течение двух минут молча наблюдал за попыткой поиска злосчастного маркера, тогда как дети в саду или школе более эмпатичны, они сразу готовы помочь ребенку с ОВЗ. Вот почему в наше время без помощи со стороны таким людям очень сложно, важно спросить, нужна ли им поддержка, не нужно бояться проявить участие.
На круглом столе «Наставничество в грантовой программе «Православная инициатива» обсуждали итоги конкурса «Православная инициатива», созданного при поддержке фонда «Соработничество». Цель конкурса – поддержка гражданской инициативы в обществе, поощрение творчески активных людей к практической созидательной деятельности, направленной на благо ближнего, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций.
Виктория Максимова, директор Дома детского творчества из Оренбургской области, рассказала, каким должен быть наставник, чтобы нравственно возвышать детские сердца – сердечно образованным. «10 добродетелей в пути» – образовательная программа, разработанная для этих целей. «Светом души возродимся» – очно-заочная школа, ориентированная на развитие внутреннего мира и потенциала сельских педагогов и повышение уровня их педагогического и нравственного мастерства.
Яна Петрова, председатель правления местной общественной организации развития семейных ценностей и поддержки семей Кольского района «Благо», поведала слушателям о взаимодействии с городом для создания мультипликационного проекта «Мульти Кола 51» – ряда образовательных и краеведческих мультфильмов, повествующих о Кольском крае и его святых.
На этой секции выступил и наш земляк – саровчанин Дмитрий Авдеев, директор АНО «Подари жизнь», с проектом «Мы с тобой одной крови». Он рассказал про открытие приюта «Мурррдом», нравственную силу взаимодействия детей и животных, воспитание чуткости и отзывчивости, а также о Школе юного волонтера «Мурррдом», в которой проводятся бесплатные занятия по уходу за кошками для детей от 10 лет.
На секции «Библиотека и музей как центр воспитания духовно-нравственных ценностей, духовной идентичности, создание церковно-общественных музейных сообществ» докладчики из Сибири сообщили о создании этнографических музеев открытого типа, проведения культурных мероприятий и соревнований, посвященных традициям малых народов, в том числе и уроки национальных языков, а также о создании библиотек для слабовидящих, с изображениями и объемными архитектурными моделями храмов.
На секции «Православная инициатива» как программа наставничества по освоению регионами и епархиями инновационных технологий» участники доложили о культурных проектах в регионах, о социальном проектировании, формировании проектного сознания и реализации наставнических программ.
27 января на конференции «Опыт организации системы духовно-нравственного воспитания в регионах» пять епархий делились своими наработками друг с другом. Нижегородская епархия представила свой опыт в создании и поддержке ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на базе школ и детских садов. Цель этих центров – дать представление о религиозной культуре, познакомить детей с традиционными ценностями, родной историей и культурой, помочь в разработке методических материалов для предметов православного компонента, издания книг и пособий, а также обучение педагогов. Нижегородцы рассказали о взаимодействии школ с епархией в организации православных мероприятий в рамках внеурочной работы.
В Курской епархии в 2022 году создали Музей юных защитников, в школах появились стенды, посвященные ВОВ и местным героям, поисковые движения, кадетские и мариинские девичьи классы и школы героев, проведен кадетский проект «Георгиевский сбор», ведется активная помощь ветеранам, восстановление храмов и территорий, памятников и мемориальных досок, организация концертов, ресурсных центров, а также создание мультфильмов о героях малой родины, например, цикл о Курской дуге.
Ейская епархия продемонстрировала социальный телепроект – программу «Детям о Церкви», длительностью 15-20 минут, которая ежемесячно выходит на канале «Союз» и на ютуб-канале. Съемки проводят в воскресной школе с профессиональным оборудованием. Сценарий, план, производственный процесс, съемка, монтаж – все создается учениками 13-15 лет под руководством педагогов, с участием епископа и настоятелей. В программе происходит живой разговор о религии между детьми и наставниками.
Калининградская митрополия рассказала об особом положении своей территории, которая делится на две епархии: Калининградскую и Черняховскую. На территории проживает 113 этносов, при этом более 86% населения – русские. Говорилось о создании сетевого регионального проекта «Ценностный ориентир», цель которого воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, хранимых в отечественных культурно-исторических традициях и передаваемых от поколения к поколению, который реализуется в сотрудничестве с учреждениями культуры, общественными объединениями и Церковью. Частью этого проекта являются 15 инновационных площадок и 59 ресурсных центров на базе школ и детских садов.
Севастопольское благочиние Симферопольской епархии представили совместную работу с Севастопольским филиалом Российского экономического университета им. Плеханова в Цифровой лаборатории, в рамках которой творческая команда вуза реализует многосерийный интерактивный проект «История в одной картине» (например, http://sev-reu.xu-stron.ru). На конференции была продемонстрирована третья серия проекта, посвященная Сергию Радонежскому. Работа над проектом проходила в сотрудничестве с Троице-Сергиевой Лаврой. Проект красочен, стилизован и нагляден. Я возьму себе на вооружения эти проекты, поскольку они прекрасно подходят для использования на уроках истории и литературы), поскольку современным детям нравится интерактивная подача материала.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна