12 декабря 2011 года
Самой яркой личностью на Второй межрегиональной конференции по социальному служению Церкви «Новая эра милосердия» был руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Вяземский и Смоленский Пантелеимон. К нему тянулись все присутствующие.
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) – занимается делами милосердия более 20 лет. Под его руководством при Первой градской больнице в Москве был открыт домовый храм во имя царевича Димитрия, создано Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, несколько детских домов, организована добровольческая служба помощи бездомным, одиноким старикам, инвалидам, детям-сиротам и детям, брошенным родителями. Сегодня в православной службе «Милосердие» трудятся сотни энергичных молодых людей и девушек, а перед епископом стоит задача – распространить опыт добровольчества на всю нашу Церковь.
Протоиерей Аркадий Шатов, именно под таким именем он был знаком многим долгие годы, принял монашеский постриг перед возведением в сан архиерея летом 2010-го, будучи к тому времени уже 15 лет вдовцом. У него четыре взрослых дочери и более десяти внуков. В сане епископа он продолжает заниматься делами милосердия в более широком масштабе, ведет обучающие семинары и беседы в Интернете для всех желающих узнавать о вере, о духовной жизни, о служении ближнему.
Обращаясь к разным аудиториям – к сестрам милосердия, добровольцам, священникам, ведущим социальную работу, представителям власти – епископ Пантелеимон старался обосновать особую необходимость социального служения Церкви в наше время и, в частности, возрастающей значимости добровольческого (волонтерского) служения.
Владыка рассказал совсем недавний случай из своей архиерейской жизни, очень характерный. Недавно в Смоленской епархии, которую он возглавляет с марта 2011 года, искали добровольцев, чтобы утеплить храм в реабилитационном центре для детей, подвергшихся насилию. Храм деревянный, в щели ветер задувает так, что зимой детям там находиться нельзя. Решили искать помощи у добровольцев. Помощники архиерея купили паклю и необходимые инструменты, пригласили из Москвы специалистов, которые могли бы организовать работу. Благочинный обратился к прихожанам по всем храмам, развесили листовки с призывом помочь в воскресный день. Наняли автобус, назначили место сбора. Откликнулось пять человек со всего благочиния. А на поездку в Москву к Поясу Божьей Матери народу записалось на три автобуса…
По словам еп. Пантелеимона, когда эти автобусы оказались у Пояса, очередь замедлилась. И стоя уже 16 часов, смоляне звонили ему и просили помочь пройти к святыне:
– А я не смог им помочь. Не знаю, достояли ли они до конца, и те ли это люди, которые видели объявления… Мне кажется, это некий знак. Если человек не помогает ближним, не видит чужой беды, в ней не участвует, ему нельзя надеяться на милость Божию только потому, что он призывает Бога в молитвах, читает Евангелие и умеет правильно перекреститься – то есть исполняет внешние правила. Такой человек становится фарисеем. Этот фарисейский дух, наверное, самая страшная опасность, которая подстерегает христиан, о чем Господь много раз говорит в Евангелии.
Спроси у человека, пришедшего поклониться святыне (не будем говорить о Поясе Пресвятой Богородицы, это – особый случай, а возьмем, к примеру, святые мощи блаженной Матронушки Московской), чего просит стоящий в очереди? Просвещения, укрепления в вере, дара покаяния? Гораздо чаще – здоровья детям, исцеления от болезни, удачного замужества… В вере мы как малые дети, и наша основная просьба – «дай!», а отношение к Богу часто потребительское. Если оно останется таким, если вера наша не «повзрослеет», то храмы скоро опустеют. Как это происходит сегодня в странах некогда христианской Европы.
Вот еще несколько выдержек из выступлений епископа Пантелеимона на конференции, которые заставляют задуматься: «…Первая заповедь – о любви к Богу. Вторая, подобная ей, – о любви к ближним. Социальное служение – не часть церковной жизни, не отдельное служение, а, можно сказать, сердцевина этой жизни. Как есть главное таинство Евхаристии, так есть главное таинство любви к ближним. Наша задача – самим участвовать в этом таинстве как можно более глубоко и правильно.
…Речь идет не просто о возрождении того, что было в Русской Церкви до эпохи страшных испытаний. Мне кажется, задача наша – более трудная и более глубокая. Уже до революции Церковь начала утрачивать эту любовь. Люди, принадлежавшие к Церкви, имевшие достаток, власть и деньги, очень часто использовали их для себя, а не для других. Многие из них это поняли уже в эмиграции – те, кто остался в живых после страшных потрясений начала XX века. Они почувствовали вину за все, что происходило в России.
…Конечно, Церковь в России всегда давала примеры социального служения. Монастыри кормили голодных во времена неурожая, принимали беженцев, ухаживали за ранеными. Но униженных и оскорбленных было очень много в России, хотя она прожила со Христом уже девять веков. Если бы люди богатые вели себя по-другому, не было бы и революции.
…Было неправильное устроение душ людей: заботясь о внешнем благолепии, внешнем благочестии, уча Закону Божьему, очень многих людей не научили любви. Задача – не восстановить утерянное в революцию, а приобщиться к тем святым, которые во все века служили нуждающимся, помогали бедным. Надо глубже понять это самим и помочь понять другим.
…Надо и священникам в проповеди, и вам своими делами призывать прихожан к этому таинству любви. И не только тех, кто ходит в храм, потому что у многих очень доброе сердце. Это таинство – тоже таинство радости, которое дает удивительную благодать. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, Господь рядом с теми, кто страдает. Мы на литургии восхищаемся благолепием службы и наши сердца наполняют теплота, радость, свет, но мы по опыту знаем, что Господь не только в храмах. Он рядом с каждым нуждающимся. И тот, кто послужил ближнему, что-то ради него сделал, потерпел что-то, кто сострадал ему, знает ту радость, которую дает ему Господь. И нам надо обязательно этой любви учиться, потому что в Царствии Небесном не будет отдельных келий, квартир. Господь нас соберет всех вместе. Если человек на земле не научился любить ближних, как он будет в Царствии Небесном? Не будет отдельного общения с Богом. Господь говорит, что мы будем призывать Его как общего Отца. Мы будем Его детьми и должны друг к другу относиться по-братски, а не просто употреблять выражение «брат» и «сестра», как раньше «дорогие товарищи», а сейчас «уважаемые господа».
При совершении Евхаристии главное – вера, в разные времена она совершалась по-разному. Были и есть разные формы, но содержание одно и то же. Так и социальное служение может иметь разные формы, но обязательно содержать главное – любовь. Все, что нужно нуждающимся – любовь и сострадание. Наши материальные дары и служение должны быть выражением любви. Если нет этой любви, ее можно искать, и Господь обязательно даст. …Любовь может быть нашим волеизволением, выполнением заповедей. Так человек не всегда хочет идти на службу, молиться, но он заставляет себя. Знает, что без этого не сможет быть с Богом. Так и здесь – надо понуждать себя. Царство Небесное берется усилием.
Кратко скажу о разных направлениях социального служения. Церковь создала много церковных детских приютов – 90 по России. Я сам участвовал в создании пяти. Но мне кажется более правильным брать сирот в семьи. Если не усыновлять, то хотя бы приглашать на выходные или на каникулы. Если говорить о больных, то, конечно же, это помощь в уходе в больницах. Инвалидам нужна помощь в реабилитации. Не надо довольствоваться тем, чтобы поздравлять их с праздниками или приносить необходимое. Сегодня надо разрабатывать систему реабилитации, которой в стране пока нет. Бездомным тоже более всего нужна реабилитация. Очень важно так же поступать с наркоманами, с алкоголиками.
Церкви социальное служение нужно немного по другой причине, чем государству. Конечно, сострадание, сочувствие к другим необходимо в себе воспитывать православному христианину, но самое главное, почему этим надо заниматься – без этого служения не будет той Церкви, которая была основана Христом. Если люди не будут видеть в нас любви, как узнают, что мы ученики Христовы? И это надо нам самим – каждому надо принимать участие в этом служении, от ученика воскресной школы до бабушки, которая должна молиться, если у нее нет денег и силы и она ничем другим не может помочь.
Я закончу замечательными словами Аввы Дорофея: «Больной более благотворит нам, чем мы помогаем больным». Мы даем что-то материальное, силы и время, а получаем удивительную благодать Божию, служим через них Христу».
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна