19 августа 2011 года
Некоторых людей печалит то, что про их святых почти ничего не известно. Жил, допустим, в IV веке, пострадал при императоре Диоклетиане. И все. Когда же читаешь о четырех пузинских новомученицах, сожалеешь о другом. Слишком много подробностей, «сырых» воспоминаний людей, которые еще помнят этих святых. Может быть, прошло слишком мало времени? И когда-нибудь все неважное забудется, отпадет как шелуха?
Белые пятна истории
Несмотря на обилие воспоминаний и документов, до сих пор существуют белые пятна, привлекающие внимание исследователей. На самом деле, не была установлена Дунюшкина фамилия. Книга «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия» игумена Дамаскина (Орловского), члена Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ была издана в 1992 году. Тогда еще были засекречены многие архивные документы, доступные ныне, спустя 20 лет. Он приводит фамилию Дуни – Шикова, одной Дарьи – Тимолина, другой – Сиушинская, Мария – без фамилии. В дальнейшем, оказалось, что Тимолина – это искаженное «Тимагина», другая Дарья – «Улыбина», а Сиушинская – прозвище по названию деревни Сиухи. Мордовка Мария так и осталась безфамильной, поскольку она была не местная и скрывалась от родных. А Евдокия или Авдотья Шикова в одних публикациях превратилась в Шейкову, а в других – в Немкову или Немцову.
Дуня, осиротев, жила в семье дяди – брата матери – Захара Егоровича Шейкова. Но какой была фамилия ее отца – вопрос открытый. Крестьяне получили фамилии позже, чем другие сословия, наиболее массово – при наделе земельным участком после реформы 1861 года. Дуня родилась до этого, в 1856 году (по другим публикациям – в 1880-х). Кроме того, она не владела землей, ее называли «убогой Дунюшкой». Когда к ней пришли члены карательного отряда, у нее не было никаких документов.
Галина Золотарева ищет в архивах документы о Дунином родстве, о дальнейшей судьбе ее отца, «сосланного мачехой в Сибирь». Как историка Галину огорчает отсутствие достоверных сведений о фамилии. Но как человек православный, она этому даже рада: «Наша Дунюшка – совсем как небожитель».
Конечно же, все эти исторические неточности имеют больше значения для ученых, чем для православного народа. Чтобы горячо помолиться святым, совсем не обязательно точно знать их паспортные данные. Другое дело – описание их подвига…
Трудные места
Послушница Поля – основной источник информации – рассказывает о том, как хожалки роптали на Дунюшку, бунтовали, срывались, потом каялись, просили прощения. Читателя ставят в тупик все эти сложные взаимоотношения, окрашенные чрезмерной женской эмоциональностью. Кто что кому сказал: какое это имеет значение? Главное – то, что послушницы любили Дуню настолько, что вместе с ней добровольно пошли на смерть. Это был их сознательный выбор. И даже развеселая Анна, о проделках которой повествуется в «Житии…», прожила в Суворове до глубокой старости, придерживаясь Дуниного устава и поддерживая в селе обычай поминать новомучениц.
О том, как Дуня умерщвляла плоть, написано в натуралистичных подробностях. Сейчас условия жизни изменились настолько, что нам, особенно городским жителям, трудно понять, что к чему. Как можно не мыться в бане всю жизнь и мириться со вшами? Как можно спать, лишь пока горит свеча? Что было на самом деле, а что из области благочестивого предания? Думаю, судить об этом не нам, современным «расслабленным» людям, которые спасаются не добровольными подвигами, а терпением болезней и скорбей. Действительно, как нам понять подвиги Дунюшки, преемницы дивеевских юродивых стариц, получившей благословение из рук блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой?
С детства Дуня была прозорлива, что описано во многих воспоминаниях. Этот дар она использовала только на пользу людям. Знала, кому нужна ее помощь. Обличала сокровенные грехи, пытаясь вразумить грешника. Конечно, это нравилось далеко не всем…
Многое еще нуждается в исследовании историков. Может, когда мы будем лучше знать исторический контекст, для нас станет хоть немного понятней жизнь святых подвижниц?
Галина: «Некоторые исследователи, собравшие большой фактический материал о новомученицах, пытались изложить его в форме жития. Но, по словам одного из них, чтобы суметь отразить их подвиг, надо хоть немного жить такой жизнью, какой жила Евдокиюшка с сестрами».
Дуня и «комиссары в пыльных шлемах»
Жития новомучеников всегда могут пополниться новыми фактами. Рассекреченные документы рассказывают о деятельности карательного отряда в с. Пуза в 1919 году. Беспредел красноармейцев послужил поводом для возбуждения дела по обвинению руководителей отряда Скоробогатова и Кузнецова в преступлении по должности. Дело, правда, было развалено, руководители не пострадали. Мы листаем с Галиной списки жителей села, составленные красноармейцами. Возле каждой фамилии значится – отец (мать, брат, и т.д.) дезертира и сумма, которую должен уплатить человек. Не верится, что практически каждый житель села укрывал дезертира. Скорее всего, целью карательного отряда было выколачивание из пузинцев контрибуции в размере 150 тысяч рублей. За неуплату грозили расстрелять каждого десятого. А за два года до этих событий красноармейцы составили подробную опись имущества и скота жителей села. Причем сами люди не вызывали у них такого интереса. Полностью указывали только имя домохозяина. Остальных членов семьи обозначали схематично: жена, сын… Дуня в этом списке проходит как «пл.» – племянница.
В «Протоколе № 10 заседания оперативной Тройки при Ардатовской уездной Комиссии по борьбе с дезертирством… под председательством тов. Скоробогатова и членов: тов. Мусатова и тов. Крапивина» в пункте 7 Дуне и трем ее послушницам выносится смертный приговор: «Имея все доказательства в злостном укрывательстве дезертиров и провокационной антисоветской агитации, постановили: означенных гражданок села – РАССТРЕЛЯТЬ». Никаких доказательств, естественно, не приводится. В следственном деле дезертиры не упоминаются. Кто они, что с ними стало, и были ли они вообще? Эти вопросы у стражей законности не возникали. В газете «Красный вестник» прошли публикации, где убиенных женщин называют «колдуньями и хиромантками».
Начальник отряда доложил в Нижний Новгород, что приговор приведен в исполнение, «дом разобран и перевезен для отопления школы, а прочее имущество отправлено в Ардатов». По воспоминаниям очевидцев, с Дуниным имуществом происходили чудеса, где-то оно исчезало, где-то превращалось в ненужное: мед – в пчел, гречка – в камушки.
Фактически, Дуня пострадала за то, что в ее келье нашли много продовольствия, которое приносили ее почитатели. «Член следчасти Доронин» в протоколе допроса показал, что: «Расстреляные по постановлению «Тройки» 4 аферистки были за то, что у них обнаружены большие запасы всех продуктов, часть коих совершенно испорчены и негодны к употреблению, а также найдено много звонкой монеты, все это было у них отобрано и сдано в разные учреждения» (Полностью этот и другие документы были опубликованы в журнале «Нижегородская старина», вып. 23-24, 2010 г.).
Излишки продовольствия сильно смущали и Дуниных послушниц. Но после чудесного знамения с Дарьей Тимагиной они поверили в то, что Дуня знает, что делает. Почему же она в голодные годы не раздала излишки продуктов нуждающимся?
Мы этого не знаем. Зато согласно документам, члены карательного отряда с непроизносимым названием «Нижгубкомдезертир», расстрелявшие святых, 50 тысяч рублей из собранной с крестьян контрибуции выделили нуждающимся семьям красноармейцев. Деньги, добытые ценой крови. Неужели они кому-то помогли? Конечно же, Дунюшка дала односельчанам неизмеримо больше…
Когда 5 июля 2001 года были обретены и затем освидетельствованы мощи святых мучениц, ученые из Москвы подтвердили, что солдаты сильно избивали подвижниц, прежде чем расстрелять. Их убили выстрелом в голову, а одну из них (по преданию, Марию) добили штыком. Все мощи были идентифицированы. На Дуниных косточках остались следы от ударения твердыми предметами (видимо, ружейными прикладами) и оттаптывания солдатскими сапогами. Ученые пришли к выводу, что блаженная старица Евдокия могла ходить. Лишь в области колен кости оказались деформированы. Дуня подолгу молилась на коленях.
Галина: «В протоколе освидетельствования костных останков говорилось, что она просто могла хромать на правую ногу. Многие жители подтверждают, что Евдокиюшка болела и была очень слабенькая. Но никто не говорит о том, что она не могла ходить и поэтому пролежала 43 года».
По воспоминаниям Поли, после расстрела люди увидели, что Дунюшка носит вериги, вросшие в тело. При открытии мощей вериги не обнаружили, но не исключено, что они могли быть изъедены ржавчиной. Зато нашли куски кожи с конским волосом, настолько грубые, что они не сгнили за 80 лет. Предполагают, что это могла быть власяница.
По вере вашей
Во время поездки в Суворово меня пронзила мысль. Пока я пытаюсь осмыслить житие святых мучениц, у меня дома уже 10 лет в полном забвении лежит земелька с их могилы. Сколько раз я могла бы ею воспользоваться, если бы было немного больше веры…
Настоятель Успенского храма, иерей Александр Наумов: «У нас места – необыкновенные, благодатные. Люди слышат небесное пение и звон колоколов, видят необъяснимые радуги и великое множество чудес. По молитвам святым мученицам люди обретают веру. Это – самое большое чудо, которое мы видим». В жизни отца Александра тоже происходят чудеса. Он приехал из Адыгеи. Ему, русскому священнику с семью детьми было сложно жить в мусульманском окружении. Он желал перебраться в Россию, молился об этом преподобному Серафиму. Потом ему подарили икону Дунюшки с сестрами, он стал молиться им. Когда о. Александр приехал в Дивеево, суворовские прихожане уже год мучались без постоянного священника. Галина: «Наши прихожане тогда читали сорок раз акафист новомученицам, добавляя молитву по соглашению о том, чтобы Дунюшка помогла нам обрести священника, угодного Богу. И вот, к нам направили о. Александра. Здесь у него родились еще трое детей…»
Думаю, не надо смущаться в «трудных местах» жития пузинских новомучениц. Все это – человеческий фактор. Кроме того, информация о них пополняется. Для себя я поняла, чтобы ощутить благодать этого места, нужно просто приехать к Дунюшке с открытым сердцем. Эти святые настолько близки к нам по времени, что в селе до сих пор проживают их родственники. А духовное родство с ними может ощутить каждый в своих молитвах.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна