Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Суперстар двадцать лет спустя

4 апреля 2011 года

Дважды в одну реку не войдешь. Это все знают. Но иной раз все же хочется. Хотя бы для того, чтобы попробовать вспомнить и заново осмыслить то, что когда-то стало событием в твоей жизни.

Когда в Сарове появились афиши рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда», мне, как редактору сайта «Православный Саров», даже звонили и говорили, что нельзя это так оставлять. Нельзя чтобы Великим постом на сцене шла эта рок-опера.   С ходу согласиться с этим на 100% я не смогла. Для этого надо хорошо знать предмет спора. Честно говоря, за те более чем двадцать лет, которые прошли с момента, как я увидела эту рок-оперу в Москве, будучи студенткой последнего курса, я уже подзабыла свои впечатления. И потом опера не была моей «настольной» музыкальной записью.

Но долг обязывал высказаться.  И я приступила к сбору комментариев.

Еще небольшое отступление. Когда в городе демонстрировалась работы Марка Шагала на библейские сюжеты, мы посчитали необходимым дать на сайте анонс выставки и пригласить православных ознакомиться с ней. Ведь имя Марка Шагала – всемирно известное. Но посетившие выставку не высказали восторга. Библейские сюжеты? Да. Но их трактовка, их понимание художником настолько далеки от православного, ведь сам он – приверженец Ветхого, а не Нового Завета…  И все же – отказаться знакомиться с явлениями культуры или нет? Наверное, каждый решает сам для себя. Возвратимся к рок-опере.

Выслушав собеседников (см. в конце текста), поняла, что надо  идти и смотреть. Не сразу, колебалась. Вспомнилось время моих исканий, как в поисках смысла чего-то высшего я попадала то на один спектакль, то на другой. Я посмотрела тогда и эту рок-оперу, и постановку «Мать Иисуса» по пьесе Володина, и спектакль на Евангельскую тему какого-то студенческого театра в подвале жилого дома (название не могу вспомнить, главное действующее лицо - Иуда). В это же время пыталась читать «Мастера и Маргариту», судорожно заставляя себя понять эту модную книгу, но внутри что-то сопротивлялось… Позднее оказалось, что мне ближе Достоевский.

Видеоклип «Иисус Христос - суперзвезда», выложенный на сайте Санкт-Петербургского театра «Рок-опера», поверг меня в уныние – настолько услышанное и увиденное показалось примитивным и отталкивающим по сравнению со ставшей мне уже родной православной церковной традицией. Но делать нечего – билет в кармане.

Все первое отделение мужественно терпела, анализировала, в общем усиленно применяла логику, строя план словесной бомбежки. Мне было жаль незнакомых с Евангелием зрителей,  которые за чистую монету принимают авторскую трактовку  – и то, что  Иисус, как говорится устами Иуды, только плотницкий сын, бывший таким хорошим и вдруг пожелавший славы, и историю Марии Магдалины, кающейся грешницы. Ее любовь показана как высокое чувство, впервые охватившее блудницу, но… Это всего лишь земная плотская любовь, далекая от Евангельского «кому много прощено, тот много возлюбил».  Правда, на первое и короткое появление на сцене Понтия Пилата, я среагировала автоматическим доставанием  фотоаппарата (фотографировать на спектакле было запрещено, и он лежал глубоко в сумке) – «сделала стойку».  Я не умею объяснить, что и как, но голос этого артиста разбудил меня, что ли?

Во время второй части рок-оперы, когда звучат слова предательства Иуды о том,  что Иисус будет один в долине Гефсиманской, я продолжала мысленно спорить, вспоминая Иерусалим, Святую Землю, где по милости Божией довелось побывать: «Нет там долины. Там сад на склоне горы…». Джисус (такова транскрипция имени в рок-опере),  молясь о предстоящих страданиях, проявляет «слабость духа», когда приходит предатель и целует. Публика вслед за автором рок-оперы жалеет бедного Иуду-Джидаса, «который хотел только добра»… Всё не так. На сцене опять Понтий Пилат с «настоящим» (по моему сделанному для себя определению) голосом… И вот началось бичевание, обезумевшая (или науськанная) толпа требует от прокуратора смерти невиновному. Пилат спорит, но в итоге умывает руки… Вот уже ведут на казнь  и через мгновение будет пройден порог Судных врат, до которых любой человек в древнем Израиле мог остановить казнь приговоренного, всего лишь крикнув «Он не виновен!». Но нет никого – ученики покинули учителя. Даже апостол Петр предал, трижды отрекся… Костюмы артистов  и их движения, свет и дым раздражают – всё не так… А по щекам стекают слезы… От чего? Логика бессильна. От понимания, что Он страдает на Кресте, страдает сейчас, всегда, потому что живет в Вечности. И от того, что Воскресение есть, и оно так же реально и вечно…  От ощущения, как несовершенны все наши попытки изобразить события Евангелия. Но на душе почему-то легче. Может быть, потому что я уже не горжусь тем, как «много» знаю. И уже не жалею артистов за то, что им приходится «это» играть и петь, а зрителей за то, что они так невежественны… Все в зале и на сцене мне теперь не посторонние.

Зал был заполнен до отказа. Сама покупала предпоследний билет. Молодежи, каковую рассчитывала увидеть,  мало. В основном те, кто, как и я, был молод двадцать (а то и сорок) лет назад. Каким для них оказалось это второе схождение в реку? Или оно стало первым? Не знаю. А Господь знает и всех ведет Своим Промыслом. К Себе.

А это комментарии, собранные до просмотра рок-оперы.

Иерей Александр Брюховец:

– Рок-оперу целиком я не слушал, но я знакомился с этим культурным явлением, будучи студентом, в начале 90-х. Я прослушал сюжеты, посмотрел  частично в видеозаписи. Но поскольку не был особенным любителем рок-искусства,  опера не вызвала особого интереса. А сейчас как священник я могу сказать, что для православной традиции характерно очень бережное отношение к Священному Писанию, к Евангельскому тексту. Любое небрежное отношение, личная интерпретация, не совпадающая со взглядами Церкви и истинным смыслом, для православного сознания – это акт кощунства. Мы понимаем, что культура развивается параллельно. И Церковь не может наложить вето на явления культуры, но если человек уважает традицию Церкви, то он будет соответственно относиться и к ее святыням. Поэтому для меня это произведение не приемлемо из-за искажения истинного смысла Евангелия.

– Разве не может быть так, что кто-то в этой рок-опере впервые услышит имя Иисус Христос, заинтересуется, прочтет Евангелие...

– Я высказал свое личное отношение, оно не может совпадать с голосом всей Церкви. Я не отрицаю, что может существовать рок-культура, это их жизнь, но как священник я имею такое мнение. Истинно верующий человек (автор) никогда не дерзнул бы на подобный сюжет.

Оксана Валерьевна Савченко, зав. кафедрой теологии СарфТИ НИЯУ МИФИ:

– В свое время я видела фильм, и он мне очень понравился. Слушала рок-оперу, и она мне тоже очень понравилась. Песня Марии стала моей любимой мелодией. Культура – такая вещь: все, что творит человек, он может творить как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Конечно, можно и из Библии сделать комиксы и мультики, как некоторые христианские конфессии, а можно и из рок-оперы сделать великое произведение. А как преподнесет это произведение питерский театр, который приезжает, не знаю.

– По впечатлениям от фильма Кэмеруна, может это произведение дать что-то положительное?

– Считаю, что да. Я смотрела его двадцать лет назад, еще в московском университете, в  советские времена в полуподпольном состоянии в киноклубе в доме для иностранных студентов МГУ. Мы тогда были советские люди, которые вообще ничего не знали ни о Библии, ни о Христе, вообще ни о чем таком.  Помню свои ощущения и друзей – они были очень положительные. Не знаю, каково бы мне было увидеть сейчас эту рок-оперу… Люди разные. Мы не знаем, что и на кого окажет положительное влияние. Иногда духовные песни такие занудные, что люди их не воспринимают.  Недавно разговаривала с одним десятилетним мальчиком по поводу фильма из цикла «Под солнцем» В.Яцкина. Там использованы кадры, где  Иисус Христос по телефону разговаривает с людьми. Этот ребенок верующий,  но не очень воцерковленный. И вот он мне говорит: «Так нельзя Иисуса изображать. Это безобразие!» В фильме Кэмеруна использован прием, когда  специально понижается уровень – актеры играют не Христа и апостолов, а людей их изображающих. В нашей православной традиции Христа и святых играть нельзя. Но эта рок-опера рождена не в православной среде. Каждый осмысливает по-своему, у каждого свои религиозные чувства и интуиции. Протестантам американским нравится, когда Иисус Христос звонит по телефону, а русскому ребенку (я бы даже не сказала, что очень православному) не нравится. Зрители разберутся.

Рок-музыкант, предприниматель, Алексей Пискунов:

– Оперу не знаю. А пойду или нет… Если не буду занят по работе, пойду. Хочется посмотреть, что это такое. Потому что на DVD – не то впечатление. Любая живая постановка, даже просто рассказ стихотворения, – она всегда интересна.

ПАВЕЛ, сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ:

– Эта опера у меня есть до сих пор, и я ее с удовольствием слушаю. Фильм Кэмеруна прекрасен по подаче материала, одна из любимых мною арий – ария Пилата. Как музыкальное произведение эта рок-опера нравится очень, но основополагающая роль Иуды в спасении человечества мне кажется более чем сомнительной. Суть мысли автора в том, что Иуда, фактически жертвуя собой, перешагивая через себя, как апостола, идет и предает Христа для того, чтобы  тот стал уже истинным Спасителем, пройдя через крестную смерть. Получается: какой Спаситель без Иуды? Никто. И в этом варианте Иуда не кончает с собой (спутаны роли апостолов Иуды и Петра, который тоже хотя и предал, но раскаялся). А в Марии Магдалине меня коробит, что она влюблена в Христа, как кошка. В моем понимании Магдалина – это кающаяся грешница, сила раскаяния которой была такова, что она приобщилась к сонму апостолов. То есть никакого плотского желания у нее не только не было, но и быть не могло. А по контексту рок-оперы, все наоборот.

Но у Кэмеруна шикарная концовка. Как начинается фильм? Приезжают хиппи на автобусе и разыгрывают Евангельскую сценку. Кому дали одежду воинов,  кто оделся апостолами, один оделся Христом. И вот в конце, когда все собираются, уходят, садятся в автобус и уезжают – это происходит на фоне трех крестов. И тот, кто играл Христа, с ними не едет. Он остается.    

– А когда ты впервые услышал эту оперу?

–  Когда мне было двадцать, сразу после армии. Я уже был верующим. Тогда я не вникал в суть этих взаимоотношений, больше обращал внимание на музыку. Но и тогда меня сразу покоробила Мария Магдалина. А понимание текста пришло позднее, когда стал доступен перевод либретто.

– Может ли этот фильм пробудить интерес к Евангельской тематике?

– Я не скажу точно, в каком процентном отношении, но, наверное, 70-80% советских граждан приходили к Богу через «Мастера и Маргариту» Булгакова. Этот роман я прочитал перед армией раз пять подряд. А вот недавно, после просмотра одноименного сериала,  взялся перечитать – и не пошло. И похожая роль и у этой рок-оперы.

 

Мария Курякина, журналист: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»

Рок-опера «Jesus Christ Superstar» прибыла в Саров, на место подвигов преподобного Серафима Саровского, на крестопоклонной седмице Великого поста. И ее показали не в рок-клубе Дома ученых, а в ЦКиД ВНИИЭФ – площадке общегородского масштаба. Случайность ли это?

Склоняюсь к мысли, что нет. Это – «случайность» того же рода, что и показ кинофильма «Последнее искушение Христа» на страстной седмице накануне Пасхи. Что может возбудить интерес публики к старой рок-опере 1970 года рождения? Привкус скандала. Это мы и имеем. Пытаюсь понять, на какого зрителя рассчитывали организаторы данного культурного мероприятия. На ностальгию старшего поколения или на привлечение молодежи? Наверное, это был пробный камень. Уверена только в одном, если бы православная общественность заранее организовала пикет или митинг, и его бы показали с соответствующими комментариями по местному СМИ, аншлаг был бы обеспечен, и организаторам пришлось бы давать дополнительное представление. Но вернемся к самому «Суперстару»…

И мы когда-то были молодые, отплясывали рок-н-ролл и слушали хиты из этого мюзикла (правда, особо не вникая в смысл английского текста). Теперь уже подросли наши дети. А мы ходим в церковь, уверовав, что Иисус Христос воистину Суперзвезда первой величины. И это изменение ума произошло вовсе не благодаря популярной рок-опере.

Мне кажется, бесполезно говорить об индивидуальном восприятии этого произведения. Оно субъективно. Для одних людей это повод плюнуть в сторону Бога, а для других – нет. Чистому все чисто, а нечистое сердце везде видит только грязь.

Если же говорить о том, чем руководствовались создатели мюзикла, то они, будучи людьми неверующими, сознательно исказили события страстной седмицы Евангелия. По их разумению, Иисус Христос всего лишь человек, историческая личность. Таким он и выведен в мюзикле, причем довольно бледненько. Настоящий главный герой в рок-опере это – предатель Иуда, сыгранный гораздо более ярко и драматично. «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», — говорил автор либретто Тим Райс в интервью журналу «Лайф».

Авторы мюзикла утверждали, что и не думали богохульствовать, просто… так получилось. Потому что они подошли к теме Бога безо всякого страха Божия. Стали мерить Его своей человеческой меркой, обсуждать Его поступки своим поврежденным умом. Однако данный продукт шоу-бизнеса оказался очень востребован. Представьте, протестантская Америка 1970-х годов, расцвет движения хиппи. Ниспровергателям традиционных христианских ценностей был обеспечен коммерческий успех. Рок-опера начала триумфальное шествие по планете на языке оригинала и в переводах.

После перестройки добралась она и до нас. В Москве и Питере появились собственные постановки рок-оперы. Тогда этот жанр был в моде. Понятно, что советская молодежь в конце 1980-х – начале 1990-х годов воспринимала «Суперстар» совсем не так, как их американские сверстники в 1970-х. Почему? Мы тогда еще не держали в руках своей первой Библии, и не знали, о чем идет речь. К плохому пониманию контекста добавьте плохое знание английского. Это было модное действо, которое обязательно нужно посмотреть, плюс заводная музыка. Для молодежи нашего поколения это не было богохульство, так как мы тогда Бога еще не знали.

Сейчас времена религиозного неведения прошли. О Христе слышали все. А кто говорит, что не слышал, наверное, очень старательно закрывал глаза и затыкал уши. И если вера, в большой степени, это – Божий дар, то уважение к святыням предков – чувство, доступное для каждого нормального человека. Не надо быть верующим, чтобы понять – шоу с участием  святыни это – нехорошо. Об этом мы и должны говорить людям. Определиться самим («Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых») и помочь определиться сомневающимся вокруг нас. За них идет борьба.

Теперь для меня «Суперстар» интересен только как методический материал. Его можно использовать для того, чтобы обсудить с воцерковленным подростком, насколько не соответствуют сценические образы их библейским прообразам. Ведь принижение Христа и возвышение предателя Иуды стало общепринятым в массовой культуре. Можно устроить такой «разбор полетов». Но, конечно, не на крестопоклонной седмице. Всему свое время. И для этого не нужно ходить на представление, голосуя рублем за его показ.  Достаточно скачать фильм  из Интернета.

Привоз «Суперстара» в Саров показал, что стоны о «клерикализации» и засилье РПЦ во всех сферах жизни сильно преувеличены. Думаю, что же нам привезут в Великий пост на следующий год? Гей-парад или порно-звезд? И как реагировать на это православным? Молчать нельзя, но неумная агрессивная шумиха может только навредить. Нельзя дать втянуть церковных людей в склоку. Мне кажется, что в местах распространения билетов можно было бы развешивать или раздавать в руки людям (с милой улыбкой!) листовки с информацией о том, куда они собираются пойти, и что думает по этому поводу Церковь. Конечно, готовить листовки заранее и оперативно. И, как говорил Карлсон: «Спокойствие, главное, спокойствие». К чему нам терять спокойствие? Ведь мы знаем, что Бог поругаем не бывает.

Культура / 31.03.2011 Суперстар в Сарове
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст А.Виноградовой, М.Курякиной, фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.