12 февраля 2011 года
В церковной среде празднование дня св. Валентина у многих вызывает неприятие. Одни говорят о том, что это – чисто коммерческий проект, наживающийся на чувствах людей. Другие считают, что это – пропаганда разврата, и сравнивают его с сатанинским Хэллоуином. Третьим не нравится агрессивное навязывание в России чужого для нас праздника. Например, в Белгороде принят документ «Мероприятия по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области на 2010 год», где указано не допускать этот праздник в образовательные и культурные учреждения.
Но есть и другое мнение на этот счет. «Влюбленность – это уцеломудренность», – считает известный современный богослов диакон Андрей Кураев в своей статье http://diak-kuraev.livejournal.com/170246.html. Он защищает новый праздник, предлагая его освоить и наполнить христианским содержанием. Он предлагает общий миссионерский подход, применимый и к другим праздникам, – заполнять культурное пространство своим содержанием, а не создавать путем запретов вакуум, который заполнят другие.
Сначала о. Андрей проводит историческое исследование и приходит к выводу, что св. Валентин Интерамский (или Италийский) – это святой, канонизированный задолго до разделения Западной и Восточной церквей. Поэтому стало возможным то, что ковчег с частицей его мощей был передан в дар 15 января 2003 года Святейшему Патриарху Алексию II членами итальянской делегации и ныне пребывает в храме Христа Спасителя в Москве.
«Может ли Православная Церковь
принимать праздник, рожденный не в ней? И на этот вопрос наша история уже дала
положительный ответ. В нецерковной истории советской России родился День Победы
– 9 Мая. Но определением Архиерейского Собора Русской Церкви в 1994 году
установлено совершать в День Победы особое ежегодное поминовение усопших воинов
и всех страдальчески погибших в годы войны.
И уже совершенно поразительно то, что в русской православной Церкви празднуется
«вешний Никола» – праздник, который знаком только итальянским католикам, но которого
нет у православных греков».
Церковь может реформировать даже языческие праздники, наполняя привычную дату своим содержанием. Такова история праздника Рождества Христова, который был приурочен к зимнему солнцевороту, чтобы языческое поклонение солнцу заменить поклонением «солнцу правды» Христу или история русской Масленицы.
О. Андрей пишет о том, что в день влюбленных хорошо бы проводить молебны св. Валентину. «На этих молебнах можно было бы пояснять молодым людям, что любовь самого Валентина была прежде всего – ко Христу. Что любовь и похоть – не одно и то же. Что «любить» и «использовать» – это антонимы. Если любишь – не станешь заказывать «приворот» или лихорадочно листать Карнеги… А взрослых прихожан в этой проповеди можно было бы призвать к молитве о сохранении наших детей в чистоте и о даровании им опыта подлинной любви… А в конце сказать: «Если вы, ребята, действительно дороги друг другу, приходите еще завтра. Завтра, 15-го февраля – день Встречи, Сретения. Помолитесь вместе друг о друге. Ведь молитва – это максимальное напряжение доброй воли человека, желающего добра другому человеку. Если ваши глаза и глаза любимого вами человека будут направлены на одну и ту же икону, еще одна ниточка соединит вас друг с другом».
О. Андрей утверждает, что: «Этот праздник может быть светлым». И тому есть примеры празднования его на православных приходах.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна