Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Цивилизационные ценности — основа безопасности

30 сентября 2022 года

Для каждого человека важно сформировать верные ценностные ориентиры. Заведующая кафедрой теологии СарФТИ Оксана Валерьевна Савченко много говорит об этом со студентами. Она преподает в вузе историю и социологию уже почти четверть века и на открытии чтений «Православное лето — 2022» представила выводы современных гуманитарных и социальные исследований…

Сначала О. В. Савченко остановилась на классификации ценностей (Н. О. Лосский, М. Шелер). В самом низу находятся чувственные ценности, выше — витальные (ценности семьи, рода), затем эстетические (красота), гносеологические (познание), этические (правда, справедливость) и — самые высшие — ценности личной святости, как сформулировал Лосский (или упрощенно — личностного роста). Это то, что мы на самом деле из себя представляем и к чему стремимся всю жизнь. Есть ценности общества, в котором мы живем, и есть наши глубинные ценности, которые могут с ними не совпадать.

Ценности всегда существуют в системе или иерархии. Некоторые говорят, что у разных людей разные ценности. Это не совсем так. Ценности у людей одни и те же, но отличается расстановка приоритетов. Например, у одного человека карьера на первом месте, семья — на втором, а у другого — наоборот. При этом никто из них не отказывается совсем от этих ценностей, но каждый получит свой результат.

Философия, гуманитарные и социальные науки рассматривают человека и в целом общество как совокупность природы и культуры. Разные науки рассматривают разные уровни этой культуры. А термины «менталитет», «ментальность», «культурные коды», «социальные архетипы» и другие пытаются описать глубинные пространства в космосе, который именуется человеком. Также существует «коллективное бессознательное», когда мы наследуем культурные пласты наших родителей и более отдаленных предков.

Наши мировоззрение, мироощущение, устремления внешне проявляются в архитектуре, живописи, музыке, нарядах, песнях, танцах, ритуалах и т. д. В советское время и, зачастую, до сих пор принято считать, что культурный человек — это тот, кто посещает красивые места, часто бывает на выставках, концертах, в театрах; он красиво одет и, может быть, даже сам красиво поет, танцует — одним словом, занимается культурой. Но если посмотреть на классификацию ценностей, то мы видим, что это внешний, эстетический уровень культуры. Сегодня люди массово коллекционируют эстетические впечатления: ездят по всему миру, бесконечно фотографируют и им кажется, что они занимаются культурным процессом. К сожалению, очень часто этот процесс вглубь не идет. Люди не стараются понять, что стоит за внешне красивыми вещами, кто их сделал и зачем. Именно это внимание к человеку и его душе всегда воспитывало в русской культуре православие. И этого нам сейчас не хватает.

В структуре культуры есть внешние проявления и глубинное ядро, которое сохраняет смыслы, и они передаются из поколение в поколение, от человека к человеку. Именно это имел в виду президент В. В. Путин, сказав, что жить надо ради того, за что можно умереть.

Людей среднего и старшего поколения в рамках философии марксизма-ленинизма учили, что бытие определяет сознание. И до сих пор многие думают, что материальное определяет наше внутреннее. Однако все современные гуманитарные и социальные науки подчеркивают, что дело обстоит в точности наоборот. И если мы хотим исправить что-то извне, нам надо начинать с нашего духовного состояния.

Цивилизационные ценности — это система таких ценностей, которые держат цивилизацию. А цивилизация — это единство огромного количества людей в прошлом, настоящем и будущем. Просто эстетическим удовольствием их не объединить и не заставить быть вместе. Для этого нужны более серьезные вещи, ради которых мы готовы потерпеть обиды, чьи-то капризы и т. д. Такая цивилизационная система ценностей является основой государственной безопасности, потому что если нет единой системы ценностей, не будет и единого государства.

До недавнего времени у нас воспитывали «грамотных потребителей». Но сегодня очень многие педагоги и философы образования уже понимают, что с этим пора заканчивать. Говорят, что нужно сосредоточить внимание на воспитании профессионалов и одновременно патриотов. Это сегодня наш ориентир.

Еще Ф. М. Достоевский подчеркивал, что русское — суть православное. И я всегда обращаюсь к работе Ксении Касьяновой «О русском национальном характере», это — самое фундаментальное исследование на эту тему в отечественной социологии. На основе интерпретации произведенных измерений Касьянова убедительно показывает, что русская культура воспитана православным христианством.

Смысловое ядро национальной культуры имеет свойство сохраняться долгое время, даже если оно не реализуется вовне. Нам кажется, что если мы извне что-то изменим, то ядро изменится тут же, но это не так. Ядро не меняется, оно уходит в глубины подсознания, находится в угнетенном состоянии и требует своего выхода. Это вызывает внутриличностный конфликт, например, когда общество призывает зарабатывать деньги, а внутренний голос говорит «нет, деньги это зло». И как это совместить?

Нужно работать с этим ядром, осознавать его. И эта работа не только индивидуальная, но и соборная. Русская Православная Церковь занимается ею уже тысячу лет и имеет наработки, которые можно использовать в современной педагогической практике.

В истории случаются аксиологические кризисы, когда происходит слом ценностей при переходе от одного типа культуры к другому. И мы сейчас находимся в таком аксиологическом кризисе. В Советском Союзе все было четко (это — черное, это — белое), а современной молодежи очень тяжело, она находится в смутно очерченном пространстве ценностей и часто выбирает не те ориентиры. Проблема выбора сегодня стоит очень остро как для каждого человека, так и для общества и государства. И при выборе нужно обратиться к смысловому ядру, чтобы понять, чего мы на самом деле хотим. Тут можно вспомнить Смутное время, когда русский народ выбирал царя. Тогда все наложили на себя трехдневный пост и думали, что делать, что их объединит.

Существуют разные понимания социальных общностей. А в русской философии есть такое понятие, как народ. Это могут быть люди разного социального уровня, этнического происхождения и даже взглядов, но находящиеся в едином смысловом ядре. Народ — это общность людей с единой системой ценностей.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.