16 февраля 2022 года
Саров и Дивеево — это особые места в жизни Царской семьи, которые они посетили в 1903 году. Святые Царственные страстотерпцы глубоко почитали прп. Серафима Саровского и принимали участие в его канонизации. В благодарность за это в Сарове и Дивееве возвели храмы в их честь. Поэтому нам так важно все, что связано с Царской семьей.
На торжествах в честь прославления батюшки Серафима в лике святых Государь с семьей ходили без охраны, встречая любовь и восторг многих тысяч паломников. Это была высшая точка единения православного императора и его подданных. Об этом Царская чета будет вспоминать всю оставшуюся жизнь. Но всего через 15 лет после Саровских торжеств в обществе произошла десакрализация самодержавия. Благодаря развязанной против Государя информационной войне его перестали воспринимать как Помазанника Божия, но как символ зла и социальной несправедливости. Одни люди лгали в прессе на Царскую семью, а другие — довели дело до убийства. Один грех породил другой. Такова логика истории.
Царскую семью и их приближенных тайно убили и тайно зарыли, пуская ложные слухи, чтобы скрыть правду. При этом Государь с супругой были оклеветаны, и поколения советских людей воспитаны на этой клевете. Но правда просочилась наружу, как вода сквозь песок. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мк. 4, 22). Эти слова Евангелия как нельзя лучше описывают события убийства Царственных страстотерпцев с верными слугами и попытки сокрытия их останков.
Думается, что со временем по материалам следственного дела будет написан роман, хотя и сейчас оно читается не как сухой документ, но детектив с захватывающим сюжетом. Воспоминания участников событий оживляют повествование. Перед нами проходит вереница людей, со своими мотивами и убеждениями. Они привносят множество ярких деталей, которые создают выпуклую и живую картину. Например, комендант дома Ипатьева профессиональный революционер Юровский пишет о том, что ему под угрозой расстрела приходилось сдерживать охранников, которые хотели ограбить Царственных страстотерпцев как при жизни, так и уже после убийства. Среди них были уголовные элементы. Когда участники преступления вывозили тела убитых из Екатеринбурга, они встретили большую группу людей Ермакова, начальника похоронной команды. Те бурно выражали недовольство оттого, что пленников привезли уже мертвыми, а не живыми. Они предвкушали, что поглумятся над ними. Ужасно представить себе такое!
Опубликованные материалы следствия и документальный фильм «Дело Романовых. Следствием установлено...» взаимно дополняют друг друга. Фильм — это визуализация. В нем мы видим ученых (историков, медиков, генетиков, криминалистов), которые проводили самые современные исследования. Это — цвет отечественной науки. Показаны научные лаборатории; следственные эксперименты; ранее засекреченные архивные документы, с которыми работают в перчатках как с представляющими большую ценность.
Зрителю показывают экспонаты Эрмитажа, которые бережно хранят в музее более столетия, и вот, они понадобились для идентификации останков Государя. Это шляпа, принявшая на себя сабельный удар при покушении на Николая Александровича во время путешествия в Японию, и рубашка с запекшейся кровью. Теперь мы знаем о членах Царской семьи даже больше, чем они сами знали о себе. Ученые выявили ген гемофилии, которой болел цесаревич Алексей. Они определили, что три Великие Княжны были здоровы, и только младшая — Анастасия Николаевна — являлась носителем этой болезни.
В фильме звучат голоса участников убийства и уничтожения следов преступления Медведева (Кудрина) и Родзинского. Их воспоминания были записаны на радио в 1964 году. Эти люди дожили до старости и ни в чем не раскаивались. Наоборот, создается впечатление, что они гордятся своей причастность к историческим событиям, во всяком случае, охотно говорят об этом.
В событиях, описанных в следственном деле, Промысл Божий действует каким-то непостижимым образом, порой напоминая нагромождение роковых случайностей. Царская семья попадает в руки красных, а ведь могло быть иначе. После их убийства не проходит и десяти дней, как в Екатеринбург входят белые, совсем чуть-чуть не успели. Они ищут тела членов Царской семьи. Следователь Соколов уже допросил сторожа железнодорожного переезда Лобухина, который сообщил о мостике в Поросенковом логу, сооруженном красноармейцами за одну ночь. Соколов был близок к разгадке, но отступление белогвардейцев вынудило его прекратить следствие…
Не менее удивительно, как Господь в 1976 году положил на душу Гелию Рябову — криминалисту, деятелю кинематографа, автору сценария культового советского сериала о милиции «Рожденная революцией» — желание найти останки Царской семьи и предать их христианскому погребению. Гелий Трофимович был прекрасно вписан в «систему», был внештатным консультантом по культуре самого министра внутренних дел Щелокова. Зачем ему было рисковать? Но желание докопаться до истины взяло верх. Он пишет в письме: «Если мне удастся сделать задуманное, жизнь свою я прожил не зря». Рябов нашел помощника — краеведа, доктора геолого-минералогических наук Александра Авдонина и других. Они вели поиски щупом и осенью 1978 года обнаружили захоронение. Участник экспедиции геолог Михаил Кочуров влез на дерево, чтобы оглядеть поляну, и заметил, что вся трава сухая и только в одном месте зеленеет. Так был найден мостик, занесенный землей, а под ним — захоронение девяти человек. Попытки их идентифицировать, провести какие-то исследования были безуспешны. Все боялись, время еще не пришло. Десять лет Рябов, Авдонин и их товарищи хранили тайну. Потом обнародовали ее, не указывая места. Обращались к руководству страны, пока в 1991 году дело не сдвинулось с мертвой точки.
Когда они проводили поиски захоронения на Старой Коптяковской дороге, мимо проходил пастух и спросил: «Что, Царские косточки ищете?» Память о трагедии сохранялась среди местного населения. По свидетельсву архимандрита Тихона (Затёкина), наместника Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода, который был знаком с Рябовым, Гелий Трофимович догадался, где искать, прочитав стихотворение Маяковского «Император», написанное в 1928 году. Там есть прямое указание на то, что Государя зарыли в дороге, на 9-й версте: «Здесь кедр топором перетроган, зарубки под корень коры, у корня под кедром дорога, а в ней император зарыт». Знаменитых гостей Свердловска водили показывать место захоронения Царской семьи, и Маяковский там побывал, но не умолчал об этом, а в поэтической форме сообщил читателям.
Обретенные «екатеринбургские останки» были в 1998 году захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Но многие верующие не спешили их признать из-за недоверия к политическим деятелям, которые принимали в этом участие и пытались оказать давление на священноначалие, впрочем, безуспешно.
Среди православных наиболее популярна версия о ритуальном убийстве Царской семьи и полном уничтожении их тел. Эта гипотеза полностью опровергнута следствием, которое восстановило картину трагических событий. Религиоведы подвергли критике брошюру Энеля (Михаила Скарятина) «Жертва», который усмотрел на стенах дома Ипатьева кабаллистические надписи. Следствие провело почерковедческую экспертизу с целью определить, кто оставил на стене подвала цитату на немецком языке из Гейне, обнаруженную белогвардейцами: «Валтасар был этой ночью убит своими слугами». В заключении сказано, что это мог быть латышский большевик Ян Свикке, комиссар типографии штаба.
Смогут ли люди непредвзято подойти к результатам следствия и пересмотреть свои взгляды? Не вызовет ли это брожение в умах, ведь даже по менее значительным разногласиям некоторые уклонялись в раскол? Православная Церковь призывает своих чад к трезвению. Сюда относится и умение принимать реальность такой, какая она есть, предпочитая реальность вымыслу. Дай Бог мудрости Архиерейскому собору принять верное решение, которое не внесет разделения среди верующих.
Недавно известного московского священника протоиерея Александра Шаргунова спросили: «Если «екатеринбургские останки» подлинные, как утверждают ученые, почему через них не совершаются чудеса?» В ответ батюшка напомнил, что даже «Господь не мог совершить в своем отечестве никакого чуда из-за неверия живущих в нем, (Мф. 6, 5-6). Точно так же, если заранее с предубеждением настроиться против свидетельств ученых, невзирая ни на какие их аргументы, то будет тот же результат». Он отметил, что эмпирических знаний недостаточно для того, чтобы уверовать. «Мы можем понять все события на подлинной глубине только тогда, когда видим их в свете Слова Божия, в Духе Святом. Только любовь дает увидеть истину. Чтобы уверовать, надо любить», — считает священник.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна