Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Брод через реку времени, или Зачем изучать в школе церковнославянский язык?

19 января 2020 года

Если у вас возникает такой вопрос, вам нужно прийти на открытый урок в Саровскую православную гимназию. Я, например, очень рада, что побывала на таком уроке, который провела учитель Екатерина Юрьевна Кальманова в пятом классе.

В начале урока выяснилось, что по русскому языку дети сейчас проходят склонение существительных. Учитель вызвала к доске двух ребят и попросила их просклонять слова «посол» (посланник) и «посол» (в смысле посол огурцов). Оказалось, что эти слова склоняются по-разному. Отчего это так?

Пятиклассники вместе с учителем провели настоящее расследование. Они погрузились в историю языка и рассмотрели эволюцию ряда слов: бъчела — пчела, русьськый — русский, дьнь — день, сънъ — сон, истъба — изба, сватьба — свадьба, съдоровъ — здоров, съиграти — сыграть, оустьныи — устный, сълньце — солнце, сохлъ — сох и др. Когда буквы церковнославянского алфавита «ер» и «ерь» — их еще называют редуцированными согласными — выпали из слов, это повлияло на все разделы русского языка: фонетику, морфологию, лексику и т. д. В русском языке появились слова с удвоенными и непроизносимыми согласными, нулевые окончания, оглушение звонких согласных в конце слов и много других интересных последствий. И слова, с которых начался урок, в древности писались по-разному: «посол» (посланник) — посолъ, но «посол огурцов» —посълъ...

На уроках русского языка школьники заучивают т. н. словарные слова. Но, оказывается, у многих исконно русских, а не заимствованных слов, богатая история. И, погрузившись в нее, можно не просто вызубрить, но понять, почему они так пишутся.

Мне понравилось, что учитель находился в непрерывном диалоге с учениками, побуждая их думать и анализировать. Погрело душу ее обращение к детям как к коллегам: «А теперь, уважаемые филологи...» Все непонятные слова ребята искали в словарях (орфографическом, этимологическом, иностранных слов), которые были на каждой парте. В то время как взрослые гости открытого урока изумленно переглядывались, пятиклассники быстро соображали и активно работали.

В конце урока учитель предложила ребятам оценить, насколько они усвоили новую тему. Все ученики дали обратную связь — подняли руки как понявшие материал. Впрочем, это было видно из их ответов.

Екатерина Юрьевна в начале года стала лауреатом конкурса «Серафимовский учитель». Побывав на ее уроке, лишний раз убеждаешься, что это — совершенно заслужено! Дети, конечно, воспринимают все как должное, и не понимают, как им повезло; как на подобных уроках расширяется их кругозор.

Дорогие родители гимназистов! Кто еще не был на открытых уроках, спешите успеть до 25 января включительно.

Фото М. Курякиной

Православная гимназия / 2013 год / 2013.17.01 поздравление ребят из школы-интерната № 9
 
 
 
 
 
С подарками
С подарками

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина (мама учеников 5, 9 и 11 классов)

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.