20 октября 2017 года
Один студент СарФТИ высказался о спектакле «Сестры», что «это — настоящее искусство». А что это такое? И как его отличить от подделки? Вопрос не праздный. Ведь в последнее время мы наблюдаем все больше конфликтов с участием деятелей культуры.
Блаженны алчущие и жаждущие правды...
Царская семья еще в начале XX века была оболгана прессой. И до сих пор клевета и сплетни столетней давности продолжают влиять на умы. Каким же на самом деле был Государь Николай II? Безвольным или волевым, кровавым или милосердным? Этот вопрос волнует все больше людей. И в наше время издаются книги, которые разоблачают ложь вокруг Царской семьи и раскрывают правду.
В библиотеке имени В. Маяковского 5 октября прошло заседание Клуба любителей православной книги. Его участники познакомились с книгой историка Сергея Фирсова «Николай II: Пленник самодержавия» из серии ЖЗЛ. Это — серьезный труд, который обобщает изданную до этого литературу. Сергей Львович профессионально изучал историю Церкви и Российского государства конца XIX — начала XX вв., защитил по этой теме докторскую диссертацию. Это — автор более 270 трудов, в т. ч. учебников истории. Не верить ему нет оснований.
Автор описывает исторические события, избегая личной оценки и приводя документальные свидетельства и воспоминания очевидцев. Ведущая Клуба Надежда Тарасова зачитывала примеры клеветы на Государя, которые опровергает историк. Автор не обошел вниманием и острые темы, например, рассказал, откуда пошла теория «Царя-искупителя» и «Чин покаяния в грехе цареубийства». В книге приводятся факты и разные мнения, а возможность выбора остается за читателем.
Затем разговор перешел к скандально известному фильму «Матильда». Он преподносится как исторический, в то время как многие ситуации и характеры героев — вымышленные, это — очередная клевета на святого Царя-страстотерпца. Ведущая познакомила собравшихся с ситуацией вокруг фильма и высказываниями о нем известных пастырей Церкви.
Состоялась дискуссия по поводу допустимости цензуры в культуре и границах того, что мы считаем культурой. Также участники обсудили, как мы, граждане России, в рамках закона можем отстаивать свое неприятие культурного геноцида.
От культуры до политики
Святейший Патриарх Кирилл на заседании Высшего Церковного Совета, 12 октября, призвал к объективной оценке исторических событий. «История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы», — заявил Патриарх.
Чтобы не допустить исторических спекуляций, по его мнению, необходима добросовестная работа с фактами. Причем, следует особенно избегать «домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом».
Предстоятель Церкви пояснил, что художественный вымысел и ложь — это разные вещи. «Художественный вымысел является драматургическим приемом и как таковой усиливает интерес зрителя к историческим фактам. Ложь — это не драматургический прием. Ложь грубо искажает историческую действительность и сознательно вводит людей в заблуждение. Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий», — сказал Святейший Патриарх.
В преддверии юбилея революции он призвал общество выучить уроки истории, «чтобы не наступать на те же самые грабли».
Епископ Егорьевский Тихон высказал официальную позицию Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда»:
— Мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца Царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий во время встречи с учителями ответил на вопрос о своем отношении к «Матильде»:
— В моем понимании, этот фильм — провокация, поскольку приводит к противостоянию, разделению общества. Его создатели хотят поглумиться над нашим правителем. Уничтожить в нас дух Святой Руси и привить дух Хама — непочитание своих святых, правителей и родителей. Не все нужно смотреть. Потому что святыни нам нужны как ориентиры в жизни. Церковь не запрещает этот фильм. И кто хочет в щелку посмотреть постыдное, пусть смотрит.
Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф на вопрос о том, следует ли сначала посмотреть этот фильм, чтобы потом дать ему оценку, ответил:
— Получается, что сначала нужно совершить грех, а уж потом подумать, нужно ли было это делать. Считаю, что православному христианину уже и так понятно, куда нас подталкивают. Просмотр этого фильма дело греховное. Думаю, что не только верующий, но и просто уважающий себя человек не должен смотреть эту пошлость.
Скоро пройдет премьера фильма, а что дальше?
Известный политолог Александр Щипков в интервью порталу «Интерфакс-Религия» высказался, что сейчас мы наблюдаем переход от дискуссии о свободе художника и цензуре к теме христианского аналога ИГИЛ. Судьба «Матильды» — уже отработанный медийный шлак, и теперь нам будут навязывать тему «православного экстремизма». Готовится новая антихристианская повестка. Ее цель — внести раскол в наше, к настоящему моменту стабильное и консолидированное общество. Именно на это направлена новая операция по созданию фейкового «православного фундаментализма», которого реально не существует.
По мнению Александра Владимировича, это уже не культура, а политика, когда искусство используется в информационной войне для оскорбления каких-то глубинных представлений народа, для издевательства над сакральным. Причем он отметил, что данная операция направлена не только против Церкви, но в первую очередь — против российской государственности. Это — очередная попытка «раскачать государственную лодку» в преддверии президентских выборов.
Как говорить о святости?
Алексей Скабичевский в статье «Можно ли прикасаться к святости?», опубликованной в газете «Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (127), пишет о показе в Нижнем Новгороде спектакля ПТО «МiР» «Сестры», посвященного судьбам дивеевских монахинь, в годы гонений находившихся в заключении в Казахстане, среди которых несколько прославленных новомучениц и исповедниц.
Автор отмечает, что «Православное творческое объединение «МiР» не первый раз делает персонажами спектакля людей, прославленных в лике святых. Еще в 2008 году — тоже при поддержке конкурса «Православная инициатива» — в репертуаре театра появился спектакль «Дом свободы», рассказывающий о Тобольском периоде заключения Царской семьи. Уже в нем был найден тот деликатный подход, та верная интонация, которая позволяла говорить о святых как о живых, понятных и близких нам людях, но в то же время сохраняя благоговение, бережность прикосновения.
В «Сестрах» такой подход получил свое развитие. Как и в «Доме свободы», зрителей поражает чистота девичьих лиц, атмосфера любви, царящая на сцене и перетекающая в зал.... Зритель выходит из зала просветленным. У многих на глазах слезы, но это не слезы жалости или бессильной злобы на гонителей. Подобное чувство рождается, когда сознаешь, что, несмотря на все слабости человека, ему дана возможность стремления к Идеалу, верности Ему при любых, самых тяжелых обстоятельствах. И что никто, кроме нас самих, не способен лишить нас радости общения с Богом, а значит сохранения в себе человека.
Автор считает, что «театр, как и любое искусство — дело душевное. И объединению «МiР» удается подвести нас к самому верхнему краю, не переступая черту, за которую каждый человек должен шагнуть сам» — в область духовного.
А. Скабичевский пишет о том, что нижегородцы приняли спектакль восторженно. По мнению некоторых, «деликатность подхода к теме делает спектакль «Сестры» идеальным миссионерским проектом. Судя по опыту «МiРа», даже такая сложная тема как рассказ о Царской семье может находить отклик в сердцах людей не просто равнодушных, но и предубежденно настроенных».
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Святитель Николай Сербский
Настоящее искусство — это о том, как пробудить в человеке Дух, т. е. разум, волю и совесть. Вспомним Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное». Или пушкинское: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Когда же человека пытаются превратить в скота, то это — уже не искусство и не культура.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна