6 марта 2017 года
В предисловии книги по хатха-йоге, изданной еще в советское время, автор уверял читателя, что йога не имеет никаких религиозных или национальных ограничений, что это просто система дыхательных и физических упражнений, практиковать которые могут все независимо от возраста, пола, философских или идеологических установок.
Забегая вперед, скажу, что это ложь. Зачем автору понадобились подобные игры, понятно – советская государственная система исключала всякую религиозность, и чтобы протолкнуть в действительности чуждое атеистическому духу учение, необходимо было облечь его в наукообразные формы и скрыть даже намек на духовную составляющую.
Но прошло много лет и сегодня, при существующей религиозной свободе и толерантности, в обществе продолжают культивироваться те же самые мифы. На вопрос, для чего это делается, представляется один ответ – коммерческий интерес. Эксплуатация раскрученного средствами массовой информации бренда с целью получения прибыли стала в наши дни обычной практикой. Но и тут остаются вопросы, так как многие не могут удовлетвориться объяснением каких-либо явлений нашей жизни только экономическими интересами. Оставим это на совести инструкторов йоги и владельцев фитнес-центров, культивирующих сомнительные виды восточной гимнастики, а сами все-таки попробуем разобраться в основах того учения, которое вызывает сегодня нешуточные споры среди православных верующих (как ни странно!) и постараемся дать однозначные ответы на многие вопросы.
Истоки йоги
Чтобы понять суть того или иного явления, необходимо обратиться к его истокам. То же касается и йоги. Попытаемся заглянуть в прошлое и, перефразируя вопрос известного евангельского персонажа, спросим самих себя: может ли из Индии прийти что-нибудь доброе?
Происхождение йоги не столь безобидно, как это может показаться. Йога, как цельное учение, возникла примерно во II веке до н. э. и окончательно сформировалась в эпоху так называемого позднего брахманизма в шиваизме – достаточно крупном ответвлении индуизма, адепты которого считают главным божеством Шиву – одного из Тримурти, трех главных богов индуизма (Брахма, Вишну и Шива). Его отличительной чертой и функциональным назначением в индуистской «троице» является разрушение того, что созидает Брахма. Поклонники Шивы, этого достаточно несимпатичного бога-разрушителя (иногда его называют Рудра – пер. с санскрита «яростный, ревущий»), создали соответствующий зловещий культ, со всем тем набором кровавых жертвоприношений и ритуалов, который обычно сопровождает подобные мрачные религиозные течения, хотя в общих чертах он не сильно отличался от других религиозных направлений того периода.
Но несправедливым будет судить о шиваизме только по внешним культовым признакам, так как его отличительная черта кроется не во внешнем ритуальном облике, а в его адептах, вернее, в той аскетической практике, которую они создали. Почитание святых-отшельников, присущий многим религиям как христианской так и языческой направленности, приобретает здесь свои специфические черты. Аскетика как набор дыхательных и физических, а затем и духовных упражнений, или, иначе говоря, йога, постепенно становится единственно возможной основой спасения шиваиста – единственным шансом вырваться из «колеса сансары». Это сильно отличает шиваизм от всех имеющихся брахманических направлений того и даже нашего времени, для которых характерно крайнее обрядоверие и более важным является чистота ритуала. Для шиваиста же ритуал носит лишь вспомогательный характер, а йога – становится единственным и главным средством, а иногда и самоцелью.
Появление таких видов религиозных практик внутри индуизма вполне логично, так как индуизм не знает Личного Бога. А в классическом индуизме понятие личности вообще отрицается и понимается лишь как проявление в нашем материальном мире «атмана», некоего подобия души, который бесконечно вращается в колесе сансары. Тем более это касается поклонников Шивы, бога-разрушителя, надеяться на которого, как на спасителя, было бы, мягко говоря, странным. Его функция – разрушать, а не помогать, поэтому надеяться можно только на себя или на гуру – человека, как правило, более опытного и искушенного в духовных практиках.
Таким образом, очевиден демонический характер той религии, в которой возникла йога, а также нет никаких сомнений в том, что такая практика носит сугубо религиозный характер. Но, может быть, это касается только происхождения йоги и к современной йоге отношения имеет мало, как современная химия не связана ничем, кроме своего происхождения, со средневековой алхимией, которая была оккультным течением? Многие не хотят верить, что такая раскрученная «система оздоровления» по сути является религиозной практикой. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Истинная цель йоги
Существует огромное количество школ и направлений йоги как внутри Индии, так и по всему миру. По сути, каждый серьезно практикующий гуру может быть основоположником своей собственной школы. Однако все эти, казалось бы, разрозненные движения имеют общие черты, присущие всем без исключения практикам.
Цель йога – вырваться из колеса сансары, то есть спастись. Ее достижение имеет четкую последовательность задач, решая которые, человек может достигнуть «самадхи», то есть освободиться от материальных оков и раствориться или соединиться с неким безличным Абсолютом, который, с точки зрения индуизма, и является первоисточником атмана. По сути, это состояние прекращения всякой психической жизни, гибель индивидуального сознания.
Один из первых этапов – овладеть своим собственным телом, научиться им управлять и подчинять его желания духу. Именно это и есть та самая «рафинированная» йога, известная европейцам из фильмов и средств массовой информации, которая ошибочно предлагается нам в качестве оздоровительной системы. На самом деле, йога на данном этапе включает в себя не только ряд дыхательных и физических упражнений и диетические ограничения (как правило, вегетарианство), позволяющие действительно получить ощущение некоего контроля над телом. Уже на этом этапе можно заметить эзотерический и даже религиозный характер йоги. На занятиях по йоге вам, скорее всего, про это не расскажут. Однако, существует целый набор религиозных атрибутов для новоначальных практиков – так называемые духовные принципы «яма» и «нияма», которые включают, например, повторение мантр, изучение священных индуистских текстов, священные обеты, развитие духовного разума под руководством гуру. Только выполняя эти принципы, можно переходить к асанам.
Если вы думаете, что асаны это – лишь разные позы тела, дающие мышцам статическую нагрузку, чтобы изменить гидростатическое давление в различных полостях или обеспечить хорошую растяжку мышц (как это пытаются объяснить европейские адепты, привыкшие все чудеса поверять алгеброй), вы сильно ошибаетесь. Асаны – это такие положения тела, при которых обеспечивается наиболее полноценное функционирование по энергетическим каналам тела невидимой жизненной энергии «праны», якобы наполняющей все живое во Вселенной и обусловливающей его существование в материальном мире, а также развитие так называемых «чакр» – особых центров духовной энергии. Все это необходимо не только для получения контроля над физической оболочкой и «обретения внутренней гармонии», но, самое главное, для перехода на следующий уровень – собственно духовной практики «пранаяма», включающей уже более серьезный подход к очистке своего эфирного тела и энергетических каналов с помощью дыхания.
Также одним из этапов развития йогина является пробуждение энергии кундалини. Это более сложная задача, однако именно на этом этапе знакомая нам йога и заканчивается. Другими словами, заканчиваются детские восточные игрушки, которыми так любит баловаться среднестатистический европеец. Кундалини – это энергия, которая возникает в нижней части позвоночника в виде легкого жжения и, как описывают ее адепты, переживается иногда с сильным сексуальным оттенком. Пробуждение этой энергии (символом которой является змея) – указатель, что у йога все идет как надо, и он на верном пути к «просветлению». Постепенно поднимаясь, эта энергия захватывает все чакры, вовлекая все физическое и, как считают йогины, все духовное существо человека. Как пробуждение, так и управление данной энергией находятся вне контроля человека. Он может только создать условия для ее пробуждения. Кроме того, «загнать» пробудившуюся энергию обратно также считается невозможным. Как признают сами учителя йоги, невозможность управления этой энергией, преждевременность ее открытия, а также неопытность наставника, могут привести к физической гибели адепта.
Под внешним контролем
Дальнейшие этапы подобного «духовного развития» разбирать смысла не имеет, так как это выходит за рамки заявленной темы и уже не представляет для христианина особого интереса, поскольку носит очевидный демонический характер. Скажем кратко, что после контроля (понятно чьего контроля!) над его собственной психической и физической жизнью, адепт переходит к контролю над окружающими его предметами и явлениями. А в итоге, после окончательного просветления, когда йогин понимает (если он в тот момент вообще что-либо может понимать вследствие угасания психической жизни и распада индивидуального сознания), что в этом мире его уже ничего не держит, он самостоятельно покидает свою телесную оболочку для соединения с безликим Абсолютом.
Откровенно мистический характер йоги носит очевидный нехристианский и даже сатанинский характер. Нужно ли говорить, что христианская аскетика строго предупреждает держаться подальше от подобных сомнительных переживаний, называя это состоянием прелести (от славянского «лесть» – обман, то есть помрачением, самообманом, самообольщением). Вот к чему по своему незнанию так стремится йог. Это ведет к абсолютной невозможности контроля над вдруг возникшими силами (пробуждение энергии кундалини, мистические экстазы), постепенному угасанию психической активности, а затем и окончательной гибели тела и души. В некоторых направлениях йоги обыкновенным и даже обязательным является появление некоего духа (учителя, духовного гуру) в видимом образе или в виде голоса, который наставляет своего подопечного и якобы ведет его «к освобождению». Нужно ли говорить, чем чревато для человека подобное заигрывание с потусторонними силами, которые явно не могут быть ангелами света.
Итак, в отличие от других видов восточной гимнастики, йога не является оздоровительной системой, поскольку у нее совершенно иные цели. Кроме того, для желающих заниматься йогой есть ограничения по здоровью, о чем говорят даже сами практикующие тренеры йоги (сосудистые заболевания, некоторые болезни позвоночника, неврологические и психические заболевания). Существует целый ряд осложнений, возникающих в процессе занятий, не говоря уже о травмах получаемых ревнителями новомодного увлечения. Это: межпозвоночные грыжи и протрузии, сильные головные боли при выполнении некоторых упражнений, например, в позе «шуршасана» (стойка на голове). В настоящее время внутри различных йогинских групп и сообществ разворачиваются нешуточные словесные баталии на тему физического оздоровления, что является прямым свидетельством того, что данный вопрос является, как минимум дискуссионным. Особо обсуждается тот факт, что многие известные йоги, например, Рамакришна, умерли от рака, что вызывает неоднозначную трактовку среди самих практикующих.
Лечебная физкультура? Где лицензия?
И все же вопрос о том, стоит ли заниматься йогой, может еще стоять перед человеком, считающим себя христианином. Во-первых, это возможно, когда на занятиях он может не услышать от своего тренера ни о «пране», ни о «чакрах», ни об энергии «кундалини» не только на первом занятии, но и вообще никогда. На этом основании человек делает вывод, что ничего этого в предлагаемой йоге нет, она очищена от всей религиозной и мистической химеры, и потому нет никаких препятствий для занятий, собственно, христианину. Но это ложное мнение. Действительно, могут быть ситуации, когда сам тренер не верит во все это. Он посетил курсы, обучился, считает статическую нагрузку и упражнения на растяжку уже достаточной основой физического благополучия и хорошего самочувствия. Такая (весьма примитивная) точка зрения постоянно всевается в умы европейцев, однако, еще раз поясню, что эти занятия – что угодно, но не йога. В лучшем случае – это самозванство, в худшем – шарлатанство. Самый плохой вариант, если тренер сам, как говорится, «не в теме».
Однако человек не может преподавать йогу, не имея представления о том, чему он вообще обучает своих подопечных, какие механизмы в данном случае задействованы, и к чему это может привести. Ведь само название «йога» может быть присвоено только тому пути, по которому человек следует, а не просто «системе дыхательных и физических упражнений». Неверующий не может практиковать йогу. Я соглашусь, пожалуй, что в данном случае имеет место оздоровительная гимнастика на основе йоги или просто лечебная гимнастика (ЛФК), а не йога.
Но осуществление такой деятельности, как оказание медицинских услуг, автоматически подпадает под действие закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 со всеми вытекающими последствиями. Деятельность должна быть лицензирована с предоставлением юридическим лицом соответствующего пакета документов (устав, регистрационные документы, санитарно-эпидемическое заключение). А инструктор должен иметь документы, подтверждающие его квалификацию (как минимум диплом о среднем или высшем медицинском образовании), а также сертификат на осуществление подобного рода деятельности. Сами занятия должны проводиться только с лицами, не имеющими медицинских противопоказаний (справка по форме 083/5‑89), либо по направлению врача. В иных случаях деятельность является незаконной.
Кроме того, вы будете подвергаться риску получения на занятиях серьезных травм, что является частым явлением при выполнении статических упражнений, особенно на растяжку, и требует грамотного подхода со стороны опытного специалиста. Именно поэтому практически ни один инструктор по йоге не может называть официально свою систему методом «оздоровления». К слову, лицензирование подобной деятельности – головная боль современных центров йоги. Из-за отсутствия системы государственного контроля существует огромная армия обыкновенных шарлатанов, получивших сертификаты и лицензии в сомнительных организациях и центрах.
Иллюзии для потребителя
И все же неверующий тренер – это достаточно редкое явление. Часто учителя йоги просто мимикрируют под физкультурные и оздоровительные центры с целью подогнать свою деятельность под правовую базу и подавить таким образом конкуренцию со стороны мелких групп, не входящих в их собственную лигу. При этом имеет место откровенное лукавство. Либо они просто скрывают свои истинные цели от новичков, ведь иначе придется разрушить миф современного обывателя о внерелигиозности индийской духовной практики.
Основной контингент занимающихся йогой это – люди, которые чураются всякой религиозной атрибутики, включая философские и духовные искания. В одном открытом документе, посвященном проблеме лицензирования крупных центров йоги (автор – И. Н. Полтавцев, создатель собственного института йоги в Калининграде), тренирующиеся прямо называются «потребителями». А «потребителю» чаще всего нужен эмоциональный и физический комфорт, некая иллюзия оздоровления и комплексного развития. Философские и религиозные штучки ему малопонятны и, мягко говоря, неинтересны, а открытая пропаганда эзотерики может только оттолкнуть клиента («не ровен час, еще богу заставят молиться»).
Что ставим на карту
Некоторые православные христиане считают, что сумеют отсеять или даже отсечь неприемлемую для них информацию. Мол, я беру только физическую составляющую, а все остальное для меня не существует, потому что я в это не верю. Но и на это можно возразить. Во-первых, возникает вопрос, на который каждый христианин должен найти для себя четкий ответ: зачем ему этим заниматься? Ведь между тренером и учеником, а также другими участниками занятий всегда возникают достаточно тесные личные отношения, это просто неизбежно. Как же можно объективно выстроить такие личные отношения, если тренер сам практикует и предлагает адептам явно антихристианскую практику? Зачем так близко подходить к подобного рода сомнительной деятельности? Зачем посещать откровенно сектантские сборища и своими средствами спонсировать их? Просто ради здоровья? Но ведь сегодня существует огромное количество разных спортивных и физкультурных направлений. Почему же надо посещать курсы явно антихристианской и эзотерической направленности?
Надо понимать, что, занимаясь в таких «клубах», существует серьезный риск «заражения» «восточными штучками». Никто не может поручиться, что лично он не соблазнится. Враг всегда старается действовать незаметно, шаг за шагом приближая человека к гибели. Сначала человек старается ничего не замечать, затем начинает относиться к подобного рода восточной философии терпимо (кругом же хорошие люди). А потом, шаг за шагом, начинает уже вовлекаться в эзотерические игры на «развитие сознания», продолжая утешать себя тем, что «он же ни от чего не отрекается, а это все реально работает, потому что действует в соответствии с естественными законами природы». Так, постепенно, человек начинает это практиковать, живя уже, в противоположность новозаветному Духу, «по стихиям мира, а не по Христу». Имеет ли смысл так рисковать? И зачем оправдывать перед самим собой участие в таких играх, которые требуют поставить на карту спасение души?
Опубликовано в газете «Православный Саров» ( № 3 (128) и № 4 (129).
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна