28 февраля 2016 года
В последнее время верующие бурно обсуждают активную подготовку к Всеправославному собору и первую в истории встречу Святейшего Патриарха с Папой Римским. Как правильно к этому относиться? Кого слушать? Чему верить?
О ревности не по разуму
Вспомним слова Самого Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Это сказано о Православной Церкви — Единой, Святой, Соборной и Апостольской, согласно Символу веры. Все верующие составляют эту Церковь – Тело Христово, а Иисус Христос – ее Глава. И, конечно же, Он заботится о Церкви, которую создал и возглавил.
Церковь сравнивают с кораблем, плывущим по бурному житейскому морю. На борту этого непотопляемого судна у нас есть все условия для спасения, а за бортом – шансов мало. Допустим, что мы на корабле. Но и тут нас Господь не спасет автоматически, без усилий с нашей стороны. На что же направить свои усилия? На внутреннее делание (работу над собой, изучение Священного Писания, выстраивание жизни по заповедям Божиим, заботу о ближних, дела милосердия) или на внешнее (протестные акции, разбор статей, критикующих священноначалие)? Каждый делает свой выбор.
А количество критических статей и выступлений зашкаливает. Их даже не приходится искать в Интернете, они сами приходят в рассылках по электронной почте от анонимных ревнителей благочестия. Ответить на все выпады видящих жизнь в черном цвете, физически невозможно. Сначала они кричали, что все делается в секрете, скрывается от народа. Теперь, когда по требованию Святейшего Патриарха проекты документов к Всеправославному собору опубликованы, упражняются в их произвольном толковании. Они делают вывод, что все плохо, и наша Церковь уже не та. Сеют в умах смятение, в сердцах – страх и безнадежность, при этом считая, что заботятся о чистоте Православия. Что это, как не гордыня? Неужели Сам Господь без них не справится?
Итоги встречи Патриарха и Папы
Для многих камнем преткновения явилась встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском, итогом которой стало их совместное заявление. О чем говорится в этом документе? Редакция журнала «Фома» выделила пять главных моментов.
1. Впервые во всеуслышание прозвучала тема защиты христиан, и теперь невозможно делать вид, что ничего не происходит. Сегодня положение христиан описывают словом «геноцид». Так, за последние десять лет в Ираке количество христиан уменьшилось от 1,5 миллиона до 150 тысяч. Патриарх и Папа потребовали от мирового сообщества незамедлительно отреагировать на эту проблему. При этом православные и католики призваны помнить не только о своих единоверцах, но и обо всех нуждающихся.
2. Униатизм признан ошибкой. Уния как метод не получила поддержки Ватикана. «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства… Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». А также: «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм».
Эти заявления вызвали «глубокое разочарование» среди униатов, которые чувствуют себя преданными Ватиканом. Об этом заявил глава УГКЦ Святослав Шевчук. Если за гаванской декларацией последуют практические шаги, то это означает отказ Ватикана от унии.
3. Христиане объединяют усилия. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. И что бы ни разделяло верующих, все они сталкиваются с вызовами современной цивилизации: проблемой насилия и военных конфликтов, вопросами бедности и извращенной морали. Отвечать на эти вызовы нужно сообща, объединяя усилия в свидетельстве о Христе и защите христианских ценностей.
4. Семейные ценности получили дополнительную поддержку. Аборты, эвтаназия и спорные с точки зрения этики биомедицинские технологии — с этими вызовами православные и католики должны и готовы бороться вместе. Особое беспокойство вызывают покушения на институт традиционной семьи, основанной «на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной». Патриарх и Папа выразили неприятие иных форм сожительства, которые ныне уравниваются с этим союзом.
5. Богатым странам напомнили про их ответственность. Вопрос о социальной справедливости был поднят в мировом масштабе. «Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений».
Экспертный совет Всемирного Русского Народного Собора позитивно оценил совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска, назвал ее первым шагом на пути создания общественной коалиции по защите прав гонимых христиан. В организации убеждены, что ее создание «поможет остановить геноцид христиан, послужит преодолению христианофобии и станет важным фактором укрепления мира и международной стабильности». «Содержание документа показывает, что существующие богословские разногласия между православными и римо-католиками не являются препятствием для объединения усилий по широкому спектру вопросов гуманитарного, культурного и нравственного характера», – отмечено в документе.
Без доверия нет веры
Во время беседы с паломниками наместнику Оптиной пустыни архимандриту Венедикту (Пенькову) задали вопрос о состоявшейся встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска.
–…Держись, чтобы быть в малом стаде, и молись Господу, каждый. Выдвигать какие-то требования к кому-то – ничего из этого не выйдет. Только молитва может содействовать и свое собственное, личное, доброе, благое поведение. Только и только так… Словом Истины мы спасаемся. А тут бывает так часто, что многие сидят, спрашиваешь какое-то слово из Евангелия, которое, казалось бы, если человек читает, то сразу должен ответить – молчат. Это говорит о том, что Евангелие где-то почитал раз, другой, где-то оно в стороне. Иначе нельзя полагать. Живет, живет – ничего. А тут встретились Папа и Патриарх – и сразу столько вопросов. А Евангелие? «Это не нужно, мне надо дать ответ». Когда Священное Писание читал, ты смотрел на это дело? По сути – нет. В настоящее время, в которое мы живем, страшное, это плевое дело – что встретились. Если люди живут безобразно, все равно – придет Патриарх или Папа Римский. Встретились там…
И наши городские священники с амвона призывают прихожан к тому же – жить по- христиански и хранить единство Церкви.
Протоиерей Александр Брюховец: «Оценку тем или иным событиям церковной жизни мы должны давать при обстоятельном исследовании и не спешить с выводами. А производить разделения и соблазны является тяжким грехом против Церкви. Во времена испытания нашей веры нужно помнить о самом главном - терпении и единстве. Нельзя поддаваться соблазнам разделения. Диавол хочет нас уловить, чтобы разрушить Церковь. Она разрушается людьми, потерявшими связь с Богом. Поэтому, братья и сестры, в трезвении и молитве, взаимном уважении и познании православной веры будем проводить дело своего спасения…»
Иерей Сергий Скузоваткин: «Если вы являетесь верными чадами Церкви, не дайте в себе действовать греху Хама, хуля наших духовных отцов – священноначалие и Святейшего Патриарха, несущих нелегкое бремя ответственности за Церковь. Мы приняли от них благодать священства, а вы принимаете через нас Святые Дары. Каждый из нас связан Евхаристической связью со всей Полнотой Церкви и должен доверять пастырям. Без доверия нет веры. В Церкви необходимо доверие, сыновнее отношение паствы к своим духовным отцам и прежде всего к Святейшему Патриарху…»
Игумен Иосаф (Подгоров): «Я желаю, чтобы каждый, кто имеет искреннюю веру в Господа нашего Иисуса Христа, всегда попирал грех в своей жизни, стремился не видеть в других людях грехов и помнил слова Господа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Работа над ошибками
На последнем заседании Клуба любителей православной книги в библиотеке им. Маяковского, посвященном свт. Игнатию Брянчанинову, ведущая отошла от заявленной темы и стала говорить об угрозах православию со стороны католичества. Впоследствии она сожалела об этом: «Я искренне считала, что защищаю нашу Церковь от угрозы раскола и распространения ереси. На деле получилось иначе. Своим слабым человеческим умом я взялась судить о делах, которые находятся в ведении Промысла Божия – дерзнула рассуждать о судьбах нашей Церкви… Не только сама заблуждалась, но и ввела в заблуждение участников встречи, в чем глубоко раскаиваюсь. Кроме того я искренне сожалею, что разговор о спорных вопросах церковной жизни состоялся на светской площадке, да еще в отсутствие батюшки. Как руководитель Клуба несу за это полную ответственность…» Вызывает уважение, когда человек признает свои ошибки. Это признак силы, а не слабости.
Отношение к инославным
Часть верующих тревожат контакты Православной Церкви с католиками и протестантами. Они болезненно реагируют на сообщения о том, что какая-то церковная делегация отправилась на Запад или делегация западных христиан прибыла в Россию. О чем они там договариваются? Почему официальные представители РПЦ общаются с еретиками, как с братьями? Возмущение вызвал и проект документа Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
Вопросов было бы значительно меньше, если бы верующие познакомились с документом «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятом на Архиерейском Соборе в Москве в августе 2000 года. Главная мысль этого документа: «Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа». Именно для того, чтобы свидетельствовать об Истине, Русская Православная Церковь и участвует в богословских диалогах с западными христианами. А способность к такому диалогу обуславливается «мерой творческой укорененности в своей собственной традиции».
В документе говорится, что диалог с западными христианами никогда не был легким, поскольку утрачен общий язык, общая система значения понятий. В то же время Всемирный Совет Церквей «оказался уникальной трибуной, подлинно всемирным форумом, на котором православные имеют возможность представлять инославным Веру Церкви. И этот факт не может быть обесценен всеми теми трудностями, с которыми православным приходится встречаться во Всемирном Совете Церквей».
Cказано: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение». Означает ли это, что Русская Церковь не должна общаться с иноcлавными, видеть в них врагов и пребывать в самоизоляции?
Такая позиция вызывает удивление. Ведь мы живем в атеистическом окружении и общаемся с людьми, которые вообще в Бога не верят. Среди них есть и наши родные, и коллеги по работе. Господь призвал нас не к бегству из мира, но быть светом миру, солью, доброй закваской, преображающей мир. Именно по этому пути активного свидетельства об Истине и идет Русская Православная Церковь. И если мы будем твердо стоять в вере, то никакие заговоры и козни врагов нам не страшны.
Мы не знаем, как пройдет Всеправославный собор, не знаем, каким будет наш стремительно меняющийся мир завтра, но в Послании Архиерейского Собора говорится, что «забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина». И еще. Нас просят «возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей».
На фото священника Игоря Палкина: Патриарх Кирилл совершил молебен о гонимых христианах у подножия статуи Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна