Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Смысл катехизации – привести человека в общину

10 октября 2013 года

23 сентября в Нижегородской семинарии состоялась встреча катехизаторов Нижегородской епархии (в т. ч. саровчан) с известным московским священником – протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущим телепередачи «Православная энциклопедия».

Отец Алексий высказал убеждение, что катехизация на приходе и в воскресной школе неотделима от общинной жизни. Священник рассказал о том, как должна строится эта жизнь.

Во-первых, он отметил, что если раньше вера передавалась в семьях от поколения к поколению, то сегодня многие приходящие в Церковь совершенно не знакомы с православной традицией. Это похоже на то, как созидалась Церковь в первые века христианства – через личный приход к Богу людей, услышавших благую весть. И даже труды святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые в XIX веке систематизировали святоотеческое учение, для людей XXI века бывают сложны и непонятны. На что же сегодня может опереться катехизатор? Нужно начать с раздумья о том, что же такое Церковь – мистическое Тело Христово, и каково в ней мое место.

По мнению о. Алексия, Церковь – это прежде всего община, общая жизнь человека и Бога. В идеале, это – когда человек приходит в Церковь не для того, чтобы лично для себя получить от Бога часть нужной ему благодати и унести с собой. Хотя обычно именно так и происходит, и мы говорим другим: «У меня все стало хорошо, иди в церковь, и у тебя будет так же». Истина в другом. Общая жизнь с Богом делает ее общей и с теми людьми, которые тоже пришли за этой общей жизнью... 

Церковь может стать местом, где человек и Бог начинают жить единой жизнью. Где человек вручит Богу свою жизнь, и примет Его Божественную Жизнь. Но это нельзя сделать частично. Сущность Церкви выражена в  словах первосвященнической  молитвы  на Тайной  Вечере: «Все Мое – Твое, и все Твое – Мое». Эти же слова мы встречаем в притче о блудном сыне. Они обращены Господом к каждому из нас. Только мы обычно приходим в Церковь, чтобы получить свое. Что мы чаще всего просим у Бога? Того же, чего желаем на праздники друг другу: здоровья, счастья в личной жизни и успехов в труде. Даже когда мы приходим к Богу просить нечто большего: смирения, терпения и т. д., то все равно подобно блудному сыну просим свою часть имения. А как же Крест, трехдневное погребение, Воскресение, на небеса восшествие, «второе и страшное  паки пришествие», Евхаристия, смысл всего богослужения?

Когда мы приходим в Церковь за своим, а не для того, чтобы у нас была общая жизнь с Богом, тогда общинная жизнь сложиться не может. Тогда центральным местом в храме будет не алтарь, а свечной ящик. Там и происходит катехизация. Люди спрашивают, куда свечку поставить, какой молебен заказать и какая икона от чего помогает. Привычка думать, что мы приходим за своим, мешает понять смысл литургии и своего причащения Святых Христовых Тайн. Литургия мыслится как личное освящение, а Причастие – как получение своей порции благодати, чтобы набраться духовных сил, очистить душу и тело, быть крепким, здоровым, полным благодати. Человек не понимает, что в этот момент происходит – Господь ему дает всего Себя. Когда мы слышим «cие есть Тело Мое за вас ломимое» и «сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая», эти   слова говорят об одном: в этой чаше присутствует распятый Христос. И если Господь предлагает нам Голгофу и Крест, то кто же захочет так причащаться? Только те, кто по-настоящему хотят полноты жизни в Боге, хотят идти за Христом. Мы даже помыслить боимся, что можем взять от Бога все, что Он нам дает. Смотрим на Церковь как на духовный супермаркет, где всегда берем то, что нам нужно, и совершенно не задумываемся, что Бог нам дает самого Себя. От нас же Господь ждет только решимости и желания. С этого момента может родиться община, и она рождается в центре Евхаристии, в понимании смысла главного богослужения.

Мы обычно думаем, что богослужение – это наше служение Богу. На самом же деле все наоборот – это служение Бога каждому из нас. Господь умывает ноги своим ученикам, умывает больные души, в Крещении – Своей Крестной жертвой рождает нас для вечной жизни, в таинстве Евхаристии – и Его Крестная смерть, и трехдневное воскресение, и дарование жизни будущего века. Господь только и делает, что нам служит. Отвечает на молитвы, исполняет желания. Можно даже сказать, что Господь находится в  послушании у человека, делая для него гораздо больше, чем сам человек знает о себе и о своих нуждах. Надо понимать: нельзя, когда Господь умывает тебе ноги, требовать своего. На это можно только ответить: «Все мое – Твое, Господи».

Конечно, человеку непросто открыть себя для Бога, даже апостол Петр говорил: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный». Мы настолько внутренне Ему не соответствуем, что Его присутствие в нашей жизни тягостно для нас. Но в этом и есть смысл нашего прихода к Богу: чтобы не остаться прежними, а измениться через то, чтобы доверить Богу свою жизнь. Так начинает формироваться общая жизнь человека и Бога.  Человек начинает жить не благополучной, а очень тревожной и неуверенной христианской жизнью.  И он понимает, что все те, которые рядом с ним так же доверились Богу и не испугались, ему необыкновенно близкие и родные, что это есть его семья. И тогда в храме собирается община, и ее возглавляет священник, тоже идущий этим путем. Это сразу исключает возможность храма как магазина. Люди понимают: нужен их труд, чтобы храм был живым, чтобы в нем шли богослужения. Они берут на себя ответственность за это.

О. Алексий назвал общину «экспериментальной площадкой для исполнения Евангелия» и  привел примеры из жизни своей общины.

В храме, где он служит, не содержат уборщиц. Члены общины делятся на группы и убирают по очереди: профессора наук вместе с малярами, студентами и шоферами. Люди делают общее дело. Общине необходимо, чтобы священник с ними разговаривал после службы, потому что когда есть община, сразу расходиться не хочется. Людям хорошо друг с другом и с Богом. Когда они после службы собираются за общим столом, их кому-то надо кормить. И они по очереди покупают продукты и готовят для всех горячую пищу после богослужения, а священник беседует с ними и отвечает на вопросы. Нужны учителя для воскресной школы. Где их взять? И люди ищут, кто из них будет заниматься с детьми. Так постепенно складывается общинная жизнь.

Для этой общины те люди, которые хотят принять крещение, обвенчаться или окрестить своих детей, – свои. Не те, кто пришли, получили все, что им было нужно, и ушли. Нет. Смысл катехизации – в том, чтобы эти люди стали членами Церкви, чтобы они увидели общину и захотели остаться в ней. Чтобы эти люди по-настоящему поняли, зачем они пришли в Церковь. 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовили И. Куцык и М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.