Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Узнать и переосмыслить по-новому

6 мая 2014 года

Как-то раз в конце недели среди рабочих дел (я работаю в школе), мне объявили: «Надо проводить детей, 8 и 10 класс, в Православное творческое объединение «МiР» на спектакль».

«Это же здорово», – подумала я, ведь мне давно хотелось сходить на одну из их постановок, но мешала будничная суета.

Немного предыстории. В декабре 2013 года я первый раз приняла участие в благотворительной акции «Подарим детям Рождество». Ее организовали добрые люди из Саровского волонтерского центра «Радость моя» при храме Всех Святых, с которыми мне посчастливилось познакомиться. Волонтерский центр, оказалось, располагался в одном здании с ПТО «МiР». И я наблюдала, как развивалось творческое объединение, как они строили новую сцену, на которой и развернулся спектакль «Дом Свободы». Это история послереволюционного периода жизни России, когда Царскую семью Николая II сослали в Тобольск ожидать своей дальнейшей участи.

Что обычно происходит, когда приходишь в театр? Ждешь начала, смотришь часть представления, а в антракте бежишь в буфет. Не оттого, что неинтересно, просто так привык. Чередовать полезное с приятным. Тем более трудно усидеть на одном месте детям, даже старшеклассникам, особенно весной, когда так и тянет быть несерьезными. Ребятам поначалу было просто приятно прогулять уроки и заняться чем-то другим.

Но здесь, в «МiРе», все по-другому. Стало сразу понятно, что нужно не только смотреть и слушать, но нужно прочувствовать душой все то, что происходит на сцене. Это не театральная игра, скорее историческая хроника, которая разворачивается перед тобой в обилии фактов, реальных ситуаций, индивидуальностей характеров героев.

Как только мы зашли в зал и сели по своим местам, нас приветствовала Ирина Михайловна Семенчук, режиссер-постановщик творческого объединения. Она вынесла на повестку дня интересный вопрос: почему Николая II и всю его семью канонизировали? Многие ли из нас, присутствующих в тот день на спектакле, задумывались об этом?

Какими же богоугодными делами прославилась святые царственные страстотерпцы?

Во-первых, это смирение. Смирение перед лицом судьбы, которая уготовила им множество духовных и физических испытаний: постоянные ссылки, разлучение семьи, унижение заслуг государя и его родных, в конце концов – отречение царя от престола.

Во-вторых, это любовь. Любовь к своему государству, к русским людям, которые бесчинствовали во время революции и гражданской войны. И все же Николай II никогда не отрекался от своего народа.

В-третьих, это молитва. Во имя мира на российской земле и в душах людей, которые жили в то время. Императрица Александра Федоровна и все четыре царских дочери были сестрами милосердия, носили обычные платьица, ничем не отличаясь от простого люда. Костюм Николая II, который оставался его единственным костюмом со времен свадьбы, был перелицован. Царская семья постоянно молилась и лишала себя излишеств, чтобы в тяжелые времена быть ближе к русскому народу.

Вывод, конечно, делает каждый сам для себя, но после таких рассуждений вслух, дети задумались и, затаив дыхание, начали всматриваться в сцену. Начало спектакля – все актеры перед нашими глазами. Хотелось бы отметить, что на сцене выступали не только профессионалы. Это были и любители, и даже школьники.

Спектакль был сделан на основе писем друзьям и родным, которые писались членами Царской семьи во время ссылки в Тобольске. Ничего не нужно было придумывать, актерам представилась возможность попробовать пережить то, что испытали Николай II и вся его семья в это смутное время.

Одна из основных мыслей, которую я усвоила во время спектакля – это осознание возможности находить радость в повседневных мелочах, которую человек не всегда способен почувствовать.

Почему-то особенно запомнилась зима, проведенная Царской семьей в Тобольске. Что было дано им в то время? Небольшой плохо отапливаемый и пронизанный холодом дом, теплые валенки, морозный воздух и солнце, дарившее свой свет даже сквозь замерзшие окна. Это прогулки в двести шагов на ограниченной территории, катание на ледяной горке, самовар и горячий чай, который пили в кругу семьи. Это балкон, с которого можно было наблюдать свою отнятую свободу, которая находилась за пределами «тюрьмы». Это редкие, но такие необходимые посещения церкви, которых очень ждали, причащение, общение с батюшками. Это празднование Рождества и Пасхи, когда они дарили подарки всем, в том числе и охранявшим их стрелкам – по большей части вышивка, которую делали своими руками дочери Николая II и его милая Александра Федоровна. Это тихое семейное счастье, которое держалось на уважении и любви друг к другу.

На сцене происходило не только постепенное раскрытие характеров героев, но и преображение предметов. Вот открывается походный чемодан, и стол уже накрывают белой скатертью, вешают шторы. Вот цветы в горшочке, их поливают из лейки с особой заботой. Ради шутки брызгаются водой из умывальника, и слышится звонкий девичий смех. Свет меняется с белого – цвета дня и тишины, на синий – цвет лунной беспокойной ночи, а потом – на красный – цвет войны и разрушительных перемен. И будто время остановилось.

Это – серьезная постановка, и не все юные зрители смогли выдержать смысловую нагрузку, которую она несла в себе. Но впереди ребят еще ждет духовное взросление, именно тогда, в нужный момент, они смогут понять то, что раньше было далеким и трудным для восприятия.

Такие исторические личности, такие как Николай II, строили судьбу нашей Родины, становились частью жизни Российского государства. Многим из нас известно, что имя Николая II непосредственно связано с нашим городом. Именно в Сарове Царская чета молилась о рождении сына, и их молитвы были услышаны Богом.

Вскоре в Сарове будет построен храм во имя святых царственных страстотерпцев, посвященный памяти трагически погибшей семьи последнего русского императора Николая II. Это значит, что мы чтим память тех, кто молился за Россию в тяжелые времена XX века, тех, и чью судьбу нам дано узнать и переосмыслить по-новому.

Молитва Царской семье.

О святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Ксения Малышева

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.