17 декабря 2012 года
В наше время мы часто слышим термин «толерантность», это понятие пытаются привить даже детям в школе. Что же это такое – панацея от всех конфликтов и проблем в обществе или только первая ступенька в понимании другого человека? На эту тему мы побеседовали с зав. кафедрой теологии гуманитарного факультета СарФТИ, кандидатом исторических наук, Оксаной Савченко:
– С толерантностью, как таковой, проблем у нас в Сарове почти нет, а вот с пониманием – что это такое – есть. Читаем определение в словаре: «Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». В религиозном смысле это означает, что я терпимо отношусь к другим религиям и конфессиям.
Этот термин создан в конце XVIII века европейскими философами как альтернатива нетерпимости, религиозному фанатизму, остаткам инквизиции, когда за иные взгляды казнили. Ведь толерантность в юридическом смысле – это презумпция невиновности. Он ДРУГОЙ, но это не значит, что он в чем-то виноват. И все-таки, на мой взгляд, толерантности недостаточно, – это не цельное понятие. В нем заключено пассивное начало, граничащее с равнодушием: «Мне все равно, какой ты, и я тебе ничего про это не скажу».
– Два примера. Одна моя знакомая татарка никогда не устраивает большую стирку в великие христианские праздники, она убеждена, что этим оскорбит соседей-русских, для которых в праздник стирать – это грех. Другого моего знакомого, православного, в пятницу (постный для него день) сослуживец-мусульманин по случаю рамадана - угостил тортом. И тот с благодарностью съел, при этом нарушив свой пост… Это толерантность?
– И тот, и другой в чем-то ущемили себя, но проявили уважение к другому. Это больше, чем толерантность, это диалог культур! Толерантность – некая пассивная снисходительность. А диалог – ДЕЙСТВИЕ. Что мне ДЕЛАТЬ со студентами, если они придут и скажут: «Отпустите нас с контрольной работы, у нас религиозный праздник»? Поставить двойки? Если у меня с верующими диалог, то я постараюсь сконструировать ситуацию так, чтобы перенести контрольную работу (хотя это очень сложно) или попытаюсь убедить выполнить ее.
В Европе столкнулись с тяжелой ситуацией, у них сегодня клубок проблем на почве межнациональных и межрелигиозных отношений. Концепция толерантности оказалась не продуктивна. И они пришли к необходимости диалога культур. Об этом, кстати, говорилось на Международном форуме «Диалог культур и межконфессиональное сотрудничество», который прошел год назад в Нижнем Новгороде. Там, в частности, отмечалось, что «почву для отторжения, экстремизма и войны» создает «культурная и религиозная безграмотность, включая отсутствие знаний о собственной культуре и наследии».
Как вы думаете, зачем люди сплетничают? Зачем обсуждают, кто как живет, как выходит замуж, как находит работу? Чтобы лучше понять свою собственную жизнь! Это на обыденном уровне. А если мы считаем себя образованными людьми, давайте посмотрим, как живут англичане, французы, арабы, китайцы… Когда мы смотрим на других – лучше понимаем себя. Но одно дело изучать соседей, а другое – жить в культурном разнообразии. Это сложная проблема. И одно дело Саров, другое – Россия.
И еще один момент. Нельзя путать такие понятия, как терпимость (толерантность) и попустительство. Да, надо быть толерантным к другим религиям, но нельзя попустительствовать опасным сектам. Надо быть толерантным к иным взглядам, терпимым к слабости человека, но грех надо смело называть грехом (гомосексуализм, например). Человека надо любить, а грех ненавидеть. Нельзя быть абстрактно толерантным, должна быть какая-то жизненная, мировоззренческая позиция. И только тогда может возникнуть диалог.
Беседовала А. Виноградова,
опубликовано в еженедельнике «Городской курьер», октябрь 2007 г.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна