17 декабря 2012 года
Свое мнение о толерантности высказал еще в 2007 году протоиерей Игорь Пчелинцев (тогда пресс-секретарь Нижегородской епархии, гл. редактор просветительского Центра «Глагол», а ныне – настоятель подворья св. прав. Тавифы Русской Духовной миссии в Яффо (Тель-Авив), член Межсоборного присутствия РПЦ).
– В Евангелии нет слова «толерантность», в нем есть другие слова: «По возможности будьте со всеми в мире». Это, пожалуй, не является той вожделенной толерантностью – тем идолом, который воздвигла современная Европа и заставляет всех ему поклоняться. Мы и без указа Евросоюза готовы жить в мире и согласии.
Проблема отношения к другим народам и верам – на все века как красная тряпка для тех, кто хочет побузить и почесать кулаки. Религиозный или какой-либо другой момент при этом совершенно не важен. Важно, что они ДРУГИЕ. Меня как православного священника сегодня гораздо больше волнует нетерпимость в обществе вообще, нетерпимость внутриэтническая. Сегодня на любом уровне люди готовы рвать друг друга. Хотя я по-священнически верю в добрые силы и душевные качества людей, но трезво отдаю себе отчет: внутреннее психическое напряжение в обществе настолько велико, что всего несколько искр – и невозможно будет его сдержать. И брат пойдет на брата, безотносительно богатства, национальности или веры. Люди внутренне готовы к проявлению ненависти. Это заметно на простом бытовом уровне. Причина – духовная опустошенность. Отношение к религии часто потребительское, на уровне бытового магизма. Я Богу – свечку, а он мне? Нет понимания, что сила Божия, независимо от религий – может человека сделать более мирным душой. И пока мы в обществе не будем прикладывать максимум усилий к делу духовного образования человека, внутреннее напряжение будет только расти.
Существующие учебные заведения – РПЦ, мусульман и иудеев – охватывают ничтожно малую часть населения – менее 1%. И очень мала вероятность того, что их молитва, их духовные усилия, слова, ими сказанные, будут услышаны в обществе. Может быть, через тридцать лет ситуация и изменится, и большая часть людей будет жить, основываясь на духовных ценностях. Но пока мы видим, что ценностям капиталистическим в их классическом понимании (европейском и американском) мы не вполне приобщились, а от тех остатков христианских ценностей, которые сохранялись при социализме (вопреки даже коммунистическому атеистическому воспитанию) мы ушли.
Люди предоставлены свободному действию страстей при активной пропаганде всевозможных безнравственных начал. Все это разлито в воздухе, как некая инфекция, и свободно впитывается всеми, кто не имеет духовных ограничителей. И противостоять этому силами нескольких тысяч приходов по России, нескольких тысяч воскресных школ, нескольких газет и журналов с очень ограниченной аудиторией и практически при отсутствии какого-либо голоса совести с телеэкранов и радио, невозможно.
Сегодня в народе такая безудержная нелюбовь к какому-либо закону, божественному ли, уголовному или гражданскому… Нарушить правила на дороге, нагрубить, сказать матерно, обмануть в бизнесе – сегодня это в порядке вещей. Поэтому, прежде чем говорить о межрелигиозном мире и толерантности, необходимо в первую очередь задуматься о культуре нашего российского этноса. Надо дать людям основание культуры, чтобы они начали ценить друг друга, свою землю, любить Родину, которая любила бы их.
Для нашего времени существует удобная историческая параллель – эпоха татаро-монгольского ига. Было принято сваливать на татаро-монгол наши исторические неуспехи и отсталость спустя двести-триста лет после ига. Но князья и без этого «ели» друг друга чуть ли не живьем, город шел на город, деревня на деревню. Иго даже стало неким сдерживающим рознь фактором, пока мы не обрели внутреннего стремления к единству. А потом было еще и Смутное время, когда людей ели уже по-настоящему, от голода… И консолидирующей внутрироссийской силой стала сила духовная, ведь Церковь в то время не разделялась. Сегодня так же, как и в древности, единственной здоровой силой может быть только сила духовная. И если большинство населения России – русские, и они ассоциируют себя с православием, то для них однозначно эта консолидирующая духовная сила – православие, которому, наконец, нужно дать слово.
А межрелигиозный диалог возможен и необходим, хотя бы для того, чтобы понимать: мы разные, и разность – это не всегда плохо.
Подготовила А. Виноградова
Опубликовано в еженедельнике «Городской курьер» , октябрь 2007 г.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна