3 декабря 2012 года
На Межсоборном присутствии свободно обсуждаются вопросы, которые волнуют церковный народ. И мы можем делать то же самое в газете и на сайте «Православный Саров». Пусть эта публикация станет началом такого обсуждения.
В антиутопии Юлии Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» нарисован мир накануне прихода антихриста. В нем люди лишены свободы, им осталась отдушина – включить компьютер и погрузиться в придуманный мир фантазий. Но общинки христиан живут, скрываясь в малодоступных местах. А макароны, вынесенные в название книги, они добывают, чтобы переработать в хлеб для таинства Евхаристии...
И мы, может быть, уже стоим на пороге построения общества, в котором люди будут находиться под плотным колпаком управляющей электронной системы. Можем ли мы протестовать против этого? Конечно. Точно так же, как и неверующие граждане. Но эффективнее делать это не поодиночке, а, например, целым приходом.
Но, с другой стороны, мы знаем из Откровения апостола Иоанна Богослова, что последние времена придут, как бы мы к этому не относились. Можем ли мы их отдалить нашей политической активностью? Не знаю. Лично я в это не верю (может быть, потому что по натуре – не борец). Но мы знаем, что в последние времена «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Вот с этим мы вполне можем бороться. По крайней мере, самим не умножать беззакония и не оскудевать любовью.
А как думали и поступали наши новомученики и исповедники? Ведь они жили в то время, когда на обломках православной России строилось богоборческое государство. Что они говорили на допросах, что писали своим духовным чадам?
– Призываю всех свято и нерушимо исполнять предложенные мне верующими и принятые мною условия: 1) твердо и непоколебимо держаться Православной веры, неизменно исповедуемой в течение девятнадцати веков… 2) воздавая Божие Богу, воздать и кесарево кесарю, т.е., сохраняя свои религиозные убеждения, в то же время со всеми трудящимися признавать советскую власть, которую я и признавал, и признаю, быть в отношении ее лояльными, исполнять ее законы и отнюдь не вмешивать политику в дела религиозные. Несоблюдение настоящих условий духовенством и мирянами грозит для Святой Православной Церкви многими бедствиями. Но да не будет сего по милости Божией!
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский
(скончался в лагере 7 февраля 1929 года)
– Я не прошу милости, не ищу сострадания. Я знаю, что советская власть не может относиться ко мне вполне благожелательно, так как я не скрываю, что у меня, человека верующего и служителя Церкви, нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах моего религиозного упования и религиозного служения. За это я с Божией помощью готов и к тюрьмам, и к «горьким» работам в лагерях. Но мы, верующие люди, готовые страдать за свою веру, всегда (так было с первых веков христианства) в отношении исполнения гражданских обязанностей, когда не затрагивается существо нашей веры, являемся самыми законопослушными, искренно лояльными и добросовестными.
Священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский
(скончался 28 октября 1962 года)
– Советская власть, по моему убеждению, – это временная власть и поэтому в идею, проводимую советской властью и партией коммунистов о построении социализма-коммунизма, я не верю… этого не будет. Коммунизм может быть осуществлен лишь частично. Полное осуществление невозможно в силу внутренних противоречий… Колхозы, профсоюзы и прочее я рассматриваю только как формы организации труда, с религиозной точки зрения вполне допустимые, по крайней мере, в настоящей обстановке. Та борьба с религией, которая существует в этих организациях, попущена волей Божией для испытания нравственно-религиозной жизни народа. В этот период испытания народа, несомненно, произойдет раскол в народе на верующих и неверующих. Причем верующие могут остаться в меньшинстве. Но несмотря на это, Церковь победит, и врата ада не одолеют ее.
Священноисповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский
(скончался 13 августа 1945 года)
Эти люди не выходили из современного им общества, не искали подвига мученичества и исповедничества. Они продолжали исполнять свои христианские обязанности, а пастыри – опекать пасомых. Когда же пробил их час, они сумели держаться достойно, не скрывая своих убеждений и не отрекаясь от Христа.
Отчего же мы не видим в их словах апокалиптических настроений, которые сейчас так сильны? Ведь у них для этого было куда больше оснований, чем у нас. Наоборот, они считали, что все политические новшества и гонения на христиан – это временные явления, и лишь Церковь будет стоять вечно. Наверное, это потому, что они были укоренены в Православии, а мы, в основном, – неофиты, которые недавно пришли в Церковь. Поэтому нами так легко овладевают различные сомнения и страхи. Мы боимся, что скоро не сможем покупать и продавать, что по неведению можем принять число зверя или уже, как утверждают некоторые, приняли его. Может быть, нынешнее время и есть для нас то благодатное время передышки, которое мы можем использовать для личного укоренения в вере и укрепления приходской жизни. Ведь выживать легче сообща.
В книге «Отец Арсений» описывается эпизод лагерной жизни, когда священника выставили на лютый мороз, заперев в карцере. С ним также был отправлен умирать молодой, духовно неопытный человек. Священник стал молиться. И юноша потом рассказал об этом точно так же, как Николай Мотовилов о пребывании в Духе Святом рядом с батюшкой Серафимом на Ближней пустынке. Он купался в волнах Божественной любви, ощущая тепло и несказанную радость. А вокруг были промерзшие бетонные стены карцера. По слову апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39)…
А по мнению мученика наших дней, священника Даниила Сысоева: «Церковь должна жить в ожидании прихода Иисуса Христа». Христа, а не антихриста! Недаром в конце книги «Откровение апостола Иоанна Богослова» есть такие слова: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).
Каким станет документ в новой редакции, которую вынесут в феврале на Архиерейский собор? Будем молиться о вразумлении тех, кто делает столь ответственное дело.
Читайте по этой теме:"Отделить политику от спасения души".
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна