Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Объединение вокруг идеала святости

25 июля 2023 года

Когда в 2003 году в Сарове готовились к празднованию 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского, мой добрый знакомый, ученый-физик Игорь Жидов, отличающийся парадоксальным мышлением, признался, что со страхом ожидает предстоящих торжеств.

Он мучительно размышлял о том, почему спустя всего полтора десятилетия после необыкновенных по своей масштабности Саровских торжеств 1903 года случились революция, слом всего общественного уклада, убийство Царской семьи, Гражданская война, кровь и разруха, отбросившие Россию в ее развитии далеко назад. Прославление батюшки Серафима укрепило православный народ перед предстоящими испытаниями, дало нам святого заступника перед Престолом Божиим. Игорь Георгиевич вопрошал: «А что принесут новые празднества? Какие новые испытания? Что нас ждет?»

И вот теперь мы будем праздновать 120-летие канонизации батюшки Серафима...

Мы любим словесный штамп «в наше непростое время». Но когда время было простым? Каждое время предъявляет свои вызовы и испытания. И 120 лет назад все было непросто.

Мы знаем, что Государь Николай II, который в июле 1903 года прибыл на Саровские торжества вместе с супругой и членами императорской фамилии, настоял на прославлении прп. Серафима Саровского в лике святых. Он не встретил понимания у членов Святейшего Правительствующего Синода, но горячую поддержку простых людей. Государь писал в своем дневнике: «Подъем духа громадный и от торжественности события и от поразительного настроения народа». И великая княгиня Елизавета Федоровна, будучи свидетелем огромной веры и чудесных исцелений, писала из Сарова: «Казалось, мы живем во времена земной жизни Спасителя».

В торжествах, которые продолжались почти месяц, приняли участие до 300 тысяч паломников. На фотографиях мы видим Государя Николая II в самой гуще народа. В его дневнике есть запись о купании в источнике на Ближней пустынке: «Вернулись благополучно, никто в темноте не узнавал...» Вокруг Царя не видно плечистых телохранителей, и это не потому, что в обществе все было спокойно.

В полицию приходили сообщения о том, что заложен динамит для взрыва при обратном проезде Государя. Центральный Совет союза борьбы с православием выпускал и распространял листовки, предлагая расследование дела о мощах Серафима Саровского через вскрытие содержимого гроба. Революционеры-безбожники предлагали меры борьбы «с надувательством темных масс», выпускали нелегальную литературу для раздачи среди богомольцев. Государя пытались отговорить от опасного путешествия в Саров, но безуспешно.

В Царской семье глубоко почитали старца Серафима. Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что «саровский святой даст России после четырех великих княжен наследника». И действительно, через год после посещения Сарова у императорской четы родился наследник — цесаревич Алексей.

Организаторы празднеств, конечно, пытались хоть как-то контролировать состав участников торжеств. Официально было выдано две тысячи билетов на торжества в монастырь. Но самое главное — кроме армии и полиции к охране порядка на общественных началах привлекли 37000 самих местных крестьян, которые с большим воодушевлением охраняли Царя-батюшку. После праздников им были выданы памятные жетоны с царским вензелем...

То, что было попущено Богом, случилось, но во время своего правления Государь успел прославить прп. Серафима Саровского и других угодников Божиих. Все они, и вместе с ними святые Царственные страстотерпцы, и священномученик Серафим (Чичагов), автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и распорядитель Саровских торжеств 1903 года, теперь молятся о нашей Родине. Если бы Государь не настоял на канонизации батюшки Серафима, то это бы могло произойти гораздо позже, спустя 80-90 лет.

Вообще, церковные праздники — это не про то, чтобы расслабиться или развлечься. Они всегда подразумевают усиление соборной молитвы, укрепление веры и личного благочестия. Это повод вознести благодарность Богу за то, что мы живем в мире, хотя рядом полыхает война; за то, что мы можем свободно исповедовать православную веру. Праздник создает условия для духовного подъема и консолидации общества. Особенно это ценно сейчас, во время великого цивилизационного противостояния, когда решается судьба России.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина с использованием материалов https://vk.com/sarovskaja_pust, фото из приходского архива

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.