26 декабря 2010 года
О семье, любви и верности размышляли не только святые или выдающиеся люди. Эта тема близка каждому из нас. Мы размышляем об этом про себя и вслух. В дружеских беседах и в письмах, написанных в дни разлуки, когда человек особенно отчетливо видит, что для него значит семья. Мы хотим представить вашему вниманию такие раздумья. Надеемся, что наши читатели, особенно молодые, которые только вступают в супружескую жизнь, извлекут из них пользу для себя…
Хочу поделиться
радостью, которая меня наполняет. Я все думаю об этих словах книги Притчей:
«утешайся женою юности твоей». Всего четыре слова, но в них - целая поэма,
целая философия. Я повторяю эти слова как песню. Эта потрясающая воображение
емкость и глубина слов Писания рождает радость и сама по себе свидетельствует о
том, Кто был вдохновителем этой Книги.
Сказано «утешайся».
Не сказано «пользуйся», потому что отношение использования - это отношение
господина и раба, владельца и вещи. Жена - не твоя раба, она, как и ты сам,
раба Божья, и во всем равна тебе. Не сказано «довольствуйся», потому что
довольствуются от бедности, от недостатка, а жена - это твое сокровище, твое
богатство. Не сказано «наслаждайся», потому что наслаждается бездельник,
которому нечем занять себя. Утешаться может муж, который нуждается в утешении.
Муж, который «в поте лица» добывал хлеб для семьи и устал. Муж, который на поле
боя защищал семью и пришел израненный. Поэтому «утешайся» - значит трудись,
неси свое бремя забот о семье, а чтобы это бремя было для тебя посильным,
утешайся любовью и лаской жены.
Далее, утешение - это вещь, которую нельзя взять силой. Силой можно взять
подчинение, послушание, но не утешение. Утешаться - значит с благодарностью
принимать дар, который тебе дают. Поэтому «утешайся» - значит не будь
самодуром, тираном. Не пытайся силой взять то, что можно только принять в дар.
Утешение - это то, что можно только со слезами и смирением попросить. Будь же
таким, чтобы жена хотела тебя утешить. Ведь это в ее природе - утешать, она же
женщина. Не отпугни ее своей грубостью и черствостью - и она подарит тебе
утешение.
Слово «утешайся» ассоциируется с «Утешителем», и это тоже не случайно. Дух
Божий «дышит, где хочет», то есть Его, как и утешение жены, нельзя силой
принудить и подчинить себе. Он «дышит, где хочет, а не там, где прикажут.
Поэтому все, что в силах человека - это приготовить для Духа храм, т.е. себя
самого, чтобы Он мог войти в тебя, и попросить его не оставить тебя без
утешения. Так же, как ты просишь утешения у жены. Мне кажется, отношение мужа и
жены, данные нам в таинстве брака - это прообраз, земное воплощение той самой
небесной Любви, которую несет в себе Утешитель.
Муж и жена, две половинки целого, вместе войдут (или не войдут) в
Царство Небесное. И чтобы они могли войти туда, в царство Любви, они уже здесь,
на Земле должны научиться любить и утешать друг друга. Иначе какой же это будет
Рай? Рай с нелюбимой «половинкой» невозможен. Так что любовь мужа и жены друг к
другу - это, кроме прочего, «пропуск». «По тому узнают, что вы Мои ученики, что
будете иметь любовь между собою». И слово «утешайся» показывает, какой должна
быть эта любовь. Утешение ассоциируется с нежностью, с жалостью, с терпением.
Таким и должно быть отношение супругов друг к другу в семье.
Кстати, гордыня потому и является самым тяжким грехом, то есть, повреждением
души, что гордыня не терпит утешения, не терпит жалости, презирает ее,
отвергает саму возможность утешения. Потому путь Утешителя к человеку,
обуянному гордыней, оказывается закрытым. Утешитель - не насильник, утешение не
дается против воли (как и не берется силой).
Кроме того, «утешайся» - это и призыв к жене, косвенное указание жене ее роли в
семье. Дело мужа - трудиться «в поте лица», а дело жены - быть утешительницей.
И опять же, есть много примеров, когда жена становилась для мужа проводником,
который привел мужа к Утешителю. Не силой, не логикой, а своей способностью
утешать, нести мир и любовь жена приводит мужа к Утешителю.
Дальше. Сказано «утешайся женою».
Не сказано «утешайся деньгами». Не сказано «утешайся
богатством». Не сказано «утешайся славой». Не сказано даже «утешайся умом и
мудростью». Потому что ничто, никакой идол не может утешить. Утешить может
только живой, любящий человек, утешить теплом своей души, своей лаской, своей
жалостью. «Утешайся женою» сразу выстраивает верную систему ценностей. Не
поклоняйся идолам - деньгам, славе, компьютерам, автомобилям, карьере,
здоровью. Рядом с тобой - живой человек, жена, самый что ни на есть «ближний»,
ближе некуда. И не просто ближний, которого надо любить, как самого себя. Это -
твое утешение, твое главное богатство в этой жизни, и твой ближний в жизни
будущей, потому что, будучи «половинками» друг друга, войдете вы туда вместе.
Не сказано также «утешайся собою». Это прививка от эгоизма. Это значит
«нехорошо человеку быть одному». Не сможешь ты, человек, найти утешение в себе
самом, каким бы ты не был умным и хорошим. Ты можешь найти утешение только в
жене, в другом человеке.
Не сказано также «утешайся женщиной», то есть, кем попало. «Кто попало» может
дать тебе только удовольствие. Утешение может дать тебе только жена. Для меня
эти слова имеют особый смысл. Я много езжу по командировкам и хорошо знаю
тяготы разлуки. Тяготит одиночество, тяготит бессилие, когда ты не можешь ничем
помочь жене, оставшейся дома. Правда, с депрессией очень помогает справиться
возможность поговорить с женой по телефону или Интернету. Так что даже на
расстоянии жена очень утешает. Постепенно приходит понимание, что утешение жены
тебе не просто нужно, а до смерти необходимо, как воздух, который ты не
замечаешь, пока его много. Мне кажется, что Творец очень мудро устроил
человека, дав мужу такую сильную потребность, которую он сам по себе не может
утолить, и которая заставляет его искать утешения жены.
Мужчина сильнее, жестче, он больше зарабатывает, сильнее подвержен эгоизму. Ему
легко обидеть женщину. Так вот, влечение мужа к жене - это узда, которой
Господь смиряет мужское самодурство и гордыню. Можно обидеть жену, можно
погордиться, пообижаться, подуться недельку-другую. Но ведь потом все равно
придется приползти к жене, которую ты обидел, уткнуться ей в колени и смиренно
просить: прости, милая, хреново мне что-то без тебя, прости меня, дурака, и
утешь меня, пожалуйста, потому что больше никто меня не может утешить. И ведь
простит, и утешит. Разве это не разумное, полное любви устроение человека? Оно
не дает ему пасть окончательно. Оно оставляет надежду.
На первый взгляд странно такое смешение «высоких» и «низких»
тем. Но ведь мы же не гностики, не платоники и не монофизиты, для которых тело
- это грязь и только грязь. Человек таинственным образом составляет единство
души и тела, и разве не в телесное Воскресение мы веруем? Попытка искать
утешения незаконным, неправильным образом, лишает человека права и возможности
утешения вообще - вот в чем смысл заповеди «не прелюбы сотвори». И поэтому это
совсем, казалось бы, «приземленное» требование - еще и условие правильной
духовной жизни. Не ищи незаконных утешений! Утешайся женою! Этот вопрос немного
усложняется тем, что духовные книги часто пишут монахи. Поэтому у людей иногда
возникает иллюзия, что христианство - религия большого «нииизззяяя». Но
монашество - добровольный подвиг, и ничто, кроме внутренней потребности, не
обязывает к нему. А всем остальным - можно невозбранно «утешаться женою».
Далее. Сказано «утешайся женою юности ...».
Это тоже удивительно точные слова. Во-первых, не надо
уточнять, что жена единственная - если она от юности. Во-вторых, юность - время
удивительно красочного, яркого мира, еще не затемненного совершенными человеком
грехами, мира, полного света, полного ожидания чего-то хорошего. Жена юности
несет в себе этот свет во всю жизнь мужа, до самой смерти. Что может быть
трогательнее, когда глубокий старик, со слезами и улыбкой говорит своей
старушке: «А помнишь, какой ты была красавицей и умницей в дни нашей юности?
Совсем как наша внучка...» Такое сохранение света и красок жизни может быть
только с женою юности. Кроме того, очень важно вот что. Мужчина и женщина
расцветают немного по-разному. Женщина в 18 лет своей юности - уже цветок,
вокруг которого вьется рой обожателей. А мужчина в юности - никто и звать
никак. Какой-нибудь хилый тощий пацан. У этого пацана еще все впереди, и ничего
за плечами. И если его молодая «жена юности» в него поверила - это для него
драгоценный дар. Это - крылья, на которых он может взлететь. Такое не
забывается. Чувство благодарности к «жене юности» за то, что она была рядом и
верила в тебя, когда ты был не мужчина еще, а одно название - это теплое чувство
остается на всю жизнь, если только не затоптать его в грязь своими грехами. Это
особое чувство чистоты и юности, живущее в общих воспоминаниях жены и мужа -
драгоценное сокровище, и его надо беречь. Более того, это чувство благодарности
обязывает мужа любить жену и заботиться о ней во дни зрелости и старости,
потому что подлостью было бы предать человека, который в тебя поверил, который
тебя окрылял, когда ты был еще молод, слаб и глуп. Подлостью было бы предать
человека, который всегда прикрывал тебе спину, утешал тебя в печали, радовался
твоим успехам. Все это вмещается в слово «жена юности».
Наконец, сказано «утешайся женою юности твоей».
«Твоей» относится здесь к обоим - к жене и к юности. «Юности
твоей» значит следующее. Жена - часть твоей юности. Не предавай ее, потому что,
предав ее, ты предашь свою юность. Предав жену, ты лишишься своей юности, а
вместе с ней - той чистоты и яркости красок, которые отличают юность.
Предательство своим темным пятном закроет от тебя твое прошлое, ты не сможешь вспомнить
ничего доброго и светлого, потому что сразу упрешься в стену этого
предательства.
«Женою твоей» значит следующее. Жена твоя. Это ты в ответе за нее. Она под
твоим руководством, под твоей опекой. Она твоя, то есть она часть тебя. Береги
ее, заботься о ней, защищай ее, как себя самого. Она твоя, то есть она вверена
в твои руки, и с тебя «на Страшном судилище» спросится, как ты распорядился
своей властью над твоей женой.
Вот как много вмещают в себя всего четыре слова Писания. Я думаю, что и другие
слова Писания не менее емкие, просто я еще не научился их понимать. Чтобы
понять эту фразу из четырех слов, мне потребовалось сорок лет жизни. И
почему-то размышление над смыслом этих слов наполнило меня большой радостью. Этой
радостью я и хотел поделиться.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна