Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Преподобный Антоний Грошевник

28 августа 2013 года

28 августа – день памяти прп. Антония Муромского по прозвищу Грошевник, друга прп. Серафима Саровского. Мы еще мало знаем об этом святом, могила которого находится на территории исправительной колонии для несовершеннолетних в Ардатове. Работу об этом святом написал в 1961 году семинарист Глеб Подмошенский, ныне - игумен Герман, духовный брат и сотаинник иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. О. Серафим умер в 1982 году, а о. Герман продолжает начатую ими издательскую и просветительскую деятельность, проповедь Православия в Америке. О. Герман основал в Америке 7 монастырей, с 90-х годов он бывает в России. Сохранена орфография автора.

Когда русскій челов?къ, лишенный съ юныхъ л?тъ своей родины, обращается къ ея прошлому, украшенному яркими представителями Св. Руси, хотя и гонимой, униженной, упрятанной въ своемъ катакомбномъ полусуществованіи, тогда кажется ему, что каждая деталь Св. Руси насыщена глубокаго смысла. Вся панорама прошлаго утоляетъ въ немъ жажду по Правд? Божіей и даетъ толчокъ, приливъ радости не земной. Эти святыя д?йствующія лица превращаются для него въ живыхъ друзей, вдохновляющихъ на Богосознаніе и Богоугожденіе. Такимъ толчкомъ послужило описаніе Паломничества въ Саровъ наканун? его разгрома. Авторъ, Анатолій Павлович Тимофіевичъ, будучи «Въ Гостяхъ у Преп. Серафима», зпакомитъ читателя не толъко съ Преподобнымъ и монастырской обстановкой. но и съ другомъ Преп. Серафима, о которомъ почти ничего не изв?стно. И вотъ, несмотря ни на то, что богоборческая власть разорила Саровъ и превратила его въ какіе-то тайники злод?янія (иначе зачемъ держать славный монастырь въ страшномъ секрете, какъ будто на Руси другого места не хватаетъ), выступаетъ изъ прошлаго, какъ изъ испаряющагося тумана при лучахъ греющаго солнца нев?домый рангье образъ кроткаго сл?пого странника Схимонаха Антония, сотаинника дорогого Батюшки Серафима. О. Антоний недавно былъ прославленъ. Мощи его лежатъ въ тюрьме на месте Покровского Монастыря въ Ардатов?, покрыты асфальтомъ спортивной площадки. Но онъ стережетъ тамъ юное покол?ніе, ожидающее освобожденіе отъ узъ міра сего.

1. ПАЛОМНИЧЕСТВО ВЪ САРОВЪ

Когда же человекъ снабдитъ душу свою словомъ Божiимъ,
тогда исполняется разум
?нiем того, что есть добро и что есть зло.

Преп. Серафимъ Саровскiй

Дорога шла в начал? негустымъ л?сомъ, а верстъ черезъ 5 онъ кончился, и потянулись безкрайнія, необозримыя поля нашей необъятной матушки Россіи. Погода окончательно прояснилась, и легкій паръ подъ лучами жаркаго солнца клубился надъ влажной землей. Лошаденка еле брела, кругомъ безлюдье, кучеръ блаженно спалъ, раскинувшись на телег?, но мы были счастливы своимъ одиночествомъ и своимъ путешествіемъ и громко п?ли стихиры Преподобному.

Про?хали н?сколько деревень, б?дныхъ и убогихъ, д?тишки гурьбой б?жали за нами, прося коп?ечку. Въ это время нашъ кучеръ уже пришелъ немного въ себя и сказалъ, что недалеко до Ардатова. М?стность стала бол?е возвышенной, и дорога вилась между холмами, д?лая порой довольно крутые повороты. Неожиданно сл?ва отъ насъ на фон? темно-синяго неба выросъ какъ изъ-подъ земли прекрасный б?лый храмъ съ высокой папертью и портикомъ съ колоннами. Противъ него показалась ограда кладбища.

— «Что это за церковь? — спросили мы. — «Никакъ Ардатовъ», — сказалъ вновь задремавшій возница, протирая глаза.

Д?йствительно городъ былъ спрятанъ въ низин? и только теперь сразу открылся нашему взору. Обычный у?здный городокъ старой Россіи съ плохо мощеными улицами, деревянными изветшалыми тротуарами и одноэтажными домиками, Повернувши въ одну изъ боковыхъ улицъ, мы стали подниматься въ гору и вскор? очутились передъ Св. вратами Ардатовской Покровской женской обители. Высокая, каменная ст?на изъ краснаго кирпича и угловыми башнями, опоясывающая монастырь, была очень красива. У входа въ обитель поднялась сид?вшая на скамь? привратница?старушка монахиня и прив?тливо поклонилась. Пройдя Св. врата, мы очутились на сравнителъно очень обширномъ монастырскомъ двор?, посреди котораго возвышался главный монастырскій храмъ, его плотно окружали со вс?хъ сторонъ монастырскія келліи и хозяйственныя постройки. Прижимаясь къ старому храму, б?л?ли крестики и оградки на могилкахъ.

Современная икона препп. Серафима и Антонiя, въ Спасскомъ Монастыр?, в Муром?.

Нашъ возница, по-видимому, былъ зд?сь своимъ челов?комъ, такъ какъ моментально юркнулъ въ одно изъ пом?щеній, откуда вскор? показались дв? инокини въ б?лыхъ апостольникахъ и отъ имени матушки игуменьи сердечно насъ прив?тствовали и просили не побрезговать ихъ хл?бомъ и солью.

— «Простите, Христа ради, только нашу скудость въ нын?шнее время», —ласково зам?тила старшая изъ нихъ, — «ну да, какъ говорится, лучше блюдо зелени съ любовью, нежели жаренаго быка съ ненавистью».

Подкр?пивъ свои силы скромнымъ монастырскимъ об?домъ, мы отправились поблагодарить матушку игуменью за гостепріимство и просить благословенія осмотр?ть достоприм?чательности.

Узнавъ, что мы держимъ путь въ Саровъ, м. игуменья зам?тила: «Ну вотъ и хорошо, что не миновали насъ гр?шныхъ. В?дь мы себя считаемъ тоже не чужими нашему дорогому батюшк?, и при жизни его монастырь нашъ многимъ пользовался отъ его щедротъ и благод?яній, не мало присылалъ онъ къ намъ душъ, ищущихъ спасенья, да и нашъ почившій Старецъ О. Антоній н?когда вм?ст? съ Преподобнымъ подвизались въ Саровской пустыни.

Попрощавшись съ м. игуменіей, мы въ сопровожденіи уже знакомой намъ монахини отправились осматривать монастырь.

Высокій трехпрестольный соборный храмъ, хотя и не поражалъ своими разм?рами, но былъ очень изященъ по архитектур?.

— «Вы слыхали, конечно», — сказала наша спутница, «что въ молодыхъ л?тахъ, ещё послушникомъ, батюшка О. Серафимъ хорошо изучилъ столярное мастерство и былъ искуснымъ р?зчикомъ по дереву. Вотъ и удостоилась наша обитель получить отъ самого батюшки сей даръ его работы», — и она подвела насъ къ одной изъ колоннъ л?ваго прид?ла храма и указала на вис?вшее на ней подъ стекломъ небольшихъ разм?ровъ р?зное распятіе съ предстоящими Маріей Матерью Господа, и Маріей Магдалиной. Мы съ благогов?ніемъ приложились къ этой святын?.

Покровскій Монастырскій храмъ, до его полнаго уничтоженія: Онъ снесенъ и на его м?ст? ничего н?тъ. Рядомъ, съ с?верной стороны, могила Преп. Антонія, заасфальтирована, но администрація знаетъ его м?стонахожденіе.

Осмотр?въ храмъ, направились мы въ небольшой флигель, гд? н?когда жилъ славившійся своей богоугодной жизнью Старецъ-сл?пецъ Антоній. Мы вошли черезъ маленькія темныя с?ни въ небольшую келлію съ однимъ окошечкомъ. Около ст?ны сл?ва стоялъ скромный деревянный диванчикъ, рядомь столикъ и н?сколько стульевъ. Съ правой стороны также находился столъ, но уже значительно большихъ разм?ровъ, на котором разложены были книги, лежалъ крестъ, четки, стояло на деревянномъ блюд? н?что врод камилавки, но н?сколько необычной формы, обшитое черной матеріей. Въ углу довольно много образовъ. Теплились лампады. Монахиня за аналоемъ посреди келліи читала псалтырь.

— «Зд?сь-то и подвизался нашъ Старецъ», сказала матушка, — «и зд?сь же, въ день Успенія Богоматери, и почилъ сномъ праведника. Труденъ ужъ очень былъ путь его жизни и велики страданія и лишенія. Тяжкими подвигами томилъ онъ свою плоть, борясь со страстями и съ помощью Божіею поб?дилъ ихъ».

«Взгляните», продолжала матушка, указывая на деревянное блюдо, — «хотя бы на эту шапочку, которую батюшка всегда над?валъ на себя во время молитвы какъ знакъ своей поб?ды надъ врагомъ нашего спасенія. Да не только взгляните, а и од?ньте на себя. Вотъ и получите какъ бы благословеніе отъ самого Старца».

 

Ардатовскій Покровскій Монастыръ за монастырской ст?ной, нын? превращенный Сов?тской властью въ тюрьму для малол?тнихъ преступниковъ.

Я подошелъ къ столу, желая выполнить сов?тъ матушки, взялъ её и тутъ же отъ неожиданности чуть не уронилъ на полъ.

Оказалось, что эта «шапочка» была изъ чугуна и только обшита матеріей. В?сила она около 20 фунтовъ. Съ трудомъ смогъ удержать я её н?сколько минутъ на своей голов? и невольно подумалъ, какъ же это батюшка могъ такъ долго (маливаться) молиться въ ней. Какъ бы угадывая мою мысль, матушка зам?тила.

— «Вамъ трудно даже себ? и представить, какъ батюшка могъ утруждать себя такой тяжестью, но в?домо ли вамъ, что въ молодости онъ въ этой шапочк?, за послушаніе своему Старцу, хаживалъ въ самый Кіевъ, оттого и потерялъ зр?ніе».

Я былъ пораженъ. Нести такой сверхчелов?ческій подвигъ съ т?мъ, чтобы потерять ц?нн?йшій даръ Божій — зр?ніе, было совершенно необъяснимо, и я откровенно высказалъ это матушк?.

Выслушавъ меня и слегка улыбнувшись, матушка добавила:

— «Для нашего слабаго разума многое кажется непонятнымъ, и, конечно, если бы челов?къ самовольно лишилъ бы себя этого великаго дара, то это было бы непростительнымъ гр?хомъ, но в?дь ещё бол?е ц?нный даръ, ч?мъ зр?ніе, это наша душа и в?чное блаженство. Господь устами великаго Старца, святителя Антонія Воронежскаго, видя усердное желаніе батюшки спасти свою душу, послалъ его именно на этотъ подвигъ. Кто знаетъ, какія страшныя искушенія или вражескія козни могли грозить батюшк?, им?й онъ т?лесныя очи. На прим?рахъ жизни н?которыхъ подвижниковъ мы это видимъ. Просв?тленный же разумъ святителя провид?лъ, что, теряя т?лесное зр?ніе, батюшка взам?нъ получитъ духовное».

— «Простите меня, матушка», — могъ только возразить я, — «вы глубоко правы, ужъ очень слабъ нашъ разумъ, чтобы дерзать объятъ непостижимое».

Молча мы вышли изъ келліи на крылечко.

«Матушка, а гд? же погребенъ Старецъ?»

«А вонъ, видн?ется и могилка батюшки, около церкви». Мы подошли поближе. У алтарной ст?ны храма лежала большая чугунная плита и стоялъ деревянный крестъ съ горящей внутри его лампадой. Гд?-то изъ оконъ монастырскихъ келлій доносилось стройное п?ніе женскихъ голосовъ, такъ гармонирующее со всей окружающей картиной.

— «Это сп?вка нашего хора», объяснила матушка. Я попросилъ разр?шенія снять могилку О. Антонія. Снимокъ получился очень удачный.

Солнце начинало склоняться къ западу, и дневная жара зам?тно спала, когда мы, поблагодаривъ матушекъ за радушное гостепріимство, вы?хали изъ воротъ обители. Дорога опять пошла полями. Кругомъ видн?лись скирды сжатаго хл?ба. Пріятно пахло полынью и чабрецомъ, мелодично позвякивали бубенчики у нашей лошадки. Н?жными легкими тонами окрасилось вечернее небо, и золотистыя стайки облаковъ торжественной процессіей стройно двигались куда-то вдаль. Угасающій день, какъ и уходящая молодость, всегда охватываютъ душу какимъ-то чувствомъ безотчетной грусти и сожал?нія о безвозвратномъ прошломъ.

(На этомъ кончается знакомство съ Старцемъ Антоніемъ. Но Анатолій Павловичъ говорилъ намъ, что гд?-то онъ видалъ портретное изображеніе Старца Антонія, ещё въ Россіи, но копію себ? сд?лать не могъ. И вотъ 40 л?тъ ищемъ мы его святой обликъ.)

2. От Мурома до Сарова

По лицу необъятной Русской Земли течетъ извилистая р?ка Ока. Порой узкая и мелкая, она м?стами, да ещё весной, разливается по своимъ привольнымъ берегамъ до 20-ти километровъ въ ширину. Другого берега и не увидишь! И вотъ тамъ, гд? она разливается, какъ пустынное море, на холм? издревле стоитъ — дремлетъ старый городъ Муромъ. Вокругъ него, какъ и въ былое время, ютятся, покачиваясь, рыбачьи лодки. Узкой лентой двигается сплавляемый л?съ. Древніе, высоко поднимающіеся надъ водной гладью храмы свид?тельствуютъ о быломъ благоденствіи, о хорошо развитомъ эстетическомъ вкус?, о славномъ быт?, ов?янномъ духомъ истиннаго христіанства. Исторія намъ скупо оставила св?д?нія о насельникахъ Мурома; но преданіе церковное гласитъ о предстателяхъ у Всевышняго, объ угодникахъ Божіихъ, когда-то, въ своемъ земномъ странствованіи, обитавшихъ на этихъ берегахъ. То былъ край знаменитыхъ безконечныхъ Муромскихъ л?совъ. Муромъ существуетъ ещё съ временъ Св. Благов?рнаго Князя Владиміра.

Однимъ изъ уроженцевъ этихъ м?стъ былъ прозорливый сл?пецъ, великій угодникъ Божій, другъ Преп. Серафима, Антоній, оставшійся изв?стнымъ какъ «Муромскій».

Въ Муромскомъ у?зд? Владимірской губерніи, въ деревн? Вощих? родился будущій подвижникъ. Мы не знаемъ его мірского имени, ни о родителяхъ его, ни о его воспитаніи, ни объ образованіи. Изв?стно, что съ юныхъ л?тъ онъ чувствовалъ наклонность къ уединенію и благочестивымъ размышленіямъ. Нав?рно, участвовалъ онъ въ жизни окружающаго быта: бывалъ въ шествіяхъ крестныхъ ходовъ, ходилъ на богомолье не только въ близлежащіе монастыри, но и въ знаменитыя «святыя м?ста». Суровая жизнь л?сныхъ пустынниковъ и уединенныхъ монастырей не могла не рождать таинственную, благогов?йно-восторженную тягу къ нимъ въ его юной душ?.

Сравнительно недалеко отъ Мурома, въ дремучемъ л?су, находилась Саровская Пустынь. Туда и ушелъ юный Антоній ещё до 20-л?тняго возраста, а возможно, и много раньше. Тамъ тогда спасались великіе подвижники: строитель Пахомій, Питиримъ, Нифонтъ, игуменъ Назарій, схимникъ Марко и Иларіонъ, прибывшій вм?ст? съ О. Назаріемъ изъ Валаама и ставшій ближайшимъ сотрудникомъ у Преп. Серафима и другомъ Антонія. Въ Саров? были д?ти-подвижники: семил?тній Василій Кишкинъ и 12-ти л?тній Германъ, впосл?дствіи подвизавшійся на Валаам? и скончавшійся миссіонеромъ-пустынникомъ на Аляск? въ Америк?. Сюда пришелъ и 19-ти л?тній Серафимъ, который и сталъ ближайшимъ другомъ и духовнымъ сов?тникомъ и сотаинникомъ Антонія.

Юный послушникъ Прохоръ (Серафимъ) забол?лъ, какъ вс? тогда думали, водянкой. Онъ пробылъ въ бол?зни 3 года, полтора года пролежавъ въ постели. Во время бол?зни ему явилась Божія Матерь, посл? чего онъ чудесно выздоров?лъ, но шрамъ, гд? вышла матерія, наполнявшая т?ло больного, остался навсегда. Это событіе должно было произвести сильное впечатленіе на молодого Антонія. Въ благодарность за чудесное исц?леніе, Прохоръ, съ благословенія старцевъ, принялъ на себя нелегкій трудъ сборщика на построеніе больничной церкви, которую строили какъ разъ на томъ м?ст?, гд? онъ лежалъ во время бол?зни и гд? ему явилась Божія Матерь. Пос?тивъ свои родныя м?ста, онъ возвращался черезъ Муромъ. Спутникомъ его былъ Антоній, къ этому времени уже принявшій монашество. Судя по л?тописи Дальне-Давыдовскаго монастыря, это было въ 1785 году. Вотъ что знаемъ мы объ этомъ путешествіи.

«Къ концу второй половины XVIII в?ка, когда Муромскіе л?са сливались съ Саровскими, когда западная окрайна Нижегородской губерніи была покрыта сплошными л?сами, тогда только большая дорога съ Урала, черезъ Муромъ, въ Москву прор?зывала эти темные дремучіе л?са. По этой л?сной дорог? р?дко можно было встр?тить кого путешествующаго: она была безлюдна и опасна. Въ л?су жили дикіе зв?ри, разныя темныя подозрительныя личности, а потому для охраны мирныхъ путешественниковъ разставлены были пикеты, гд? находилось челов?ка по четыре стражниковъ.

По этой-то л?сной дорог? нер?дко путешествовали любители пустынной жизни. Саровскіе подвижники. Б?дные путники ходили п?шкомъ и для отдохновенія, пропитанія и ночлега вынуждены были идти проселочными дорогами и въ селеніяхъ, лежащихъ на пути, останавливались для отдохновенія и ночлега, а потомъ отправлялись въ путь иногда въ сопутствіи прив?тливыхъ страннолюбцевъ, ведя съ своими спутниками благочестивые разговоры.

Въ одинъ изъ л?тнихъ жаркихъ дней по пути къ Сарову изъ Мурома шли два инока; оба они были ещё молоды, но въ подвигахъ духовной жизни они были уже люди, достигшіе духовнаго совершенства. Несмотря на свою молодость, они были изв?стны народу какъ люди святой жизни. Это были Саровскій инокъ Серафимъ и Муромскій ? Антоній. Дошли они до м?стечка, называемаго «Крыжева с?чь», или «Мокрое», остановились и с?ли отдохнуть на дубовыхъ пняхъ.

 О. Серафимъ сказалъ Отцу Антонію: «На этомъ самомъ м?сть, отче, будетъ женскій монастырь: его оснуетъ д?вица. Она будетъ людямъ на посм?яніе, а Цариц? Небесной на прославленіе. Зд?сь будетъ храмъ во имя Матери Божіей «Утоли моя печали». Сказавъ это, О. Серафимъ всталъ и топорикомъ, который онъ им?лъ обыкновеніе носить при себ?, срубилъ два дубка, заострилъ одинъ изъ нихъ и, обращаясь къ спутнику, сказалъ: «А ты, отче, этотъ крестъ утверди!» Отецъ Антоній утвердилъ поперечную часть креста. Ямку для водруженія креста т?мъ же топорикомъ вырылъ Отецъ Серафимъ; потомъ, проп?въ тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...», водрузилъ крестъ между кустарниками и снова зап?лъ тотъ же тропарь, поклоняясь кресту. Отецъ Антоній принялъ участіе въ этой молитв? кресту, и оба благочестивыхъ путника вм?ст? снова, въ третій разъ, зап?ли тотъ же тропарь, продолжая молиться. Объятый духовнымъ восторгомъ, Отецъ Серафимъ сказал: «Вотъ на этомъ самомъ м?ст? будетъ соборный храмъ!»

Случайнымъ свид?телемъ этого разговора и молитвеннаго восторга иноковъ былъ крестьянскій мальчикъ изъ деревни Натальина, по фамиліи ? Дубовъ. Ещё до прибытія иноковъ къ этому м?сту онъ про?халъ мимо него съ жел?зомъ изъ Мурома. Недалеко отъ этого м?ста у него сломалась оглобля, а потому ему пришлось невольно остановиться, чтобы сд?лать новую оглоблю. Онъ пошелъ по л?су пріискать подходящее дерево и услышалъ разговоръ подошедшихъ къ м?сту путниковъ. Заслышавъ говоръ, мальчикъ притаился въ кустахъ, чтобы не обнаруживать себя пришельцамъ.

Окончивъ молитву, Отецъ Серафимъ, обращаясь въ ту сторону, гд? былъ мальчикъ, совершенно не зная его, назвалъ его по имени и, подозвавъ къ себ?, сказалъ: «Ты думаешь, когда это будетъ?

Это будетъ тогда, когда меня въ живыхъ не будетъ, а ты доживешь до того времени, когда будетъ устроена обитель, доживешь и до освященія храма въ обители!»

Отецъ Антоній былъ свид?тель, какъ предсказаніе преподобнаго Серафима начало исполняться. Въ Дальне-Давыдовскомъ сел? явилась икона Божіей Матери «Утоли моя печали» д?виц? Неонилл?, великой подвижниц?. Отецъ Антоній былъ её духовнымъ сов?тникомъ. Онъ принималъ у себя и указалъ путь в начинавшуюся обитель одной благод?тельниц?, которой Сама Пресвятая Богородица въ сонномъ вид?ніи повел?ла ?хать къ Неонилл?.

Предсказаніе Отца Серафима окончательно исполнилось въ 1858 году, посл? утвержденія общины, основавшейся на этомъ м?ст?: 2-го октября былъ освященъ 1-й храмъ во имя Вс?хъ Святыхъ, и на этомъ духовномъ торжеств? привелось быть престар?лому Дубову. Онъ плакалъ отъ умиленія и посл? литургіи, обливаясь слезами, разсказывалъ первоначальниц? общины, матери Антоніи Соколовой и вс?мъ тутъ бывшимъ о предсказаніи батюшки Отца Серафима и о своемъ случайномъ подслушиваніи этого предсказанія. Возвратясь домой, Дубовъ вскор? забол?лъ и померъ».* Впосл?дствіи, уже за два года до своей кончины, Преп. Серафимъ такъ описывалъ свой путь изъ Мурома: «Когда я ходилъ по сбору въ Муромъ (въ 1785 г.), то на пути, въ л?су, я вид?лъ м?сто, избранное Божіею Матерію для монастыря, я тамъ сид?лъ на дубовомъ пн?, и этотъ пень попадетъ подъ первую церковь... Когда я тамъ былъ первый разъ, то удостоился, гр?шный, вид?ть, какъ на томъ м?ст?, гд? будетъ соборный храмъ, спустилась икона Божіей Матери «Утоли моя печали». Я усп?лъ только поклониться спустившейся икон? и всталъ, а икона уже исчезла; я былъ тогда ещё молодъ. М?сто это святое: его возлюбила Царица Небесная».

Вскор? посл? того, какъ Прохоръ и его муромскій пріятель вернулись въ обитель, Прохора постригли и, въ 1797 году, будучи іеромонахомъ, онъ поселился въ л?сной чащ?, въ пустыньк?, на красивомъ м?ст? у р?ки, недалеко отъ м?стожительства другихъ пустынниковъ. Отецъ Антоній его пос?щалъ. Онъ иногда и дольше пребывалъ въ его «дальней» пустыньк?.

3. СОВ?ТЪ ПРЕП. СЕРАФИМА

Къ тому времени, когда Сама Пресвятая Богородица повел?ла Преп. Серафиму выйти изъ затвора и начать старчествовать, многіе провид?вшіе его подвижническую жизнь письменно спрашивали его сов?товъ. Отв?товъ его, хотя они несомн?нно были, не сохранилось.

Однимъ изъ большихъ почитателей Преп. Серафима былъ Воронежскій Архіепископъ Антоній Смирницкій. Это былъ зам?чательный архипастырь и подвижникъ, долгіе годы поддерживавшій связь съ преподобнымъ. Иногда онъ посылалъ ему подарки. И Преп. Серафимъ питалъ къ нему особенную любовь, называя его великимъ Архипастыремъ Божіимъ. Ещё до прославленія святыхъ мощей Митрофана Воронежскаго, Преп. Серафимъ написалъ ему собственноручную записку, въ которой поздравлялъ съ открытіемъ мощей св. угодника, хотя никакихъ откровеній и никакихъ явленій тогда ещё не было. Лично они никогда не видались. У нихъ была особая духовная дружба, которая им?ла р?шающее значеніе въ жизни Отца Антонія.

Однажды, очевидно, посл? выхода на общественное служеніе, Преп. Серафимъ, провидя духовный путь своего друга, Отца Антонія, послалъ его въ Воронежъ къ Преосвященному Антонію. Тотъ оставилъ его у себя на послушаніи. Прозорливый Преосвященный приказалъ ему, по внушенію свыше, идти въ Кіевъ, но не просто странникомъ, а въ чугунной шапк? Тамбовскаго Святителя Питирима. Она была 17 фунтовъ в?са и внутри обшита бархатными шапочками очень тогда почитаемаго Свят. Митрофана и Великомученицы Варвары. Въ то время какъ разъ совершалось много чудесъ по молитвамъ Св. Питирима, но о происхожденіи его чугунной шапки ничего неизв?стно. Преосвященный Антоній приказалъ послушнику Антонію идти всю дорогу, не снимая шапки. О. Антоній исполнилъ это послушаніе съ усердіемъ. Когда онъ вернулся, Преосвященный приказалъ ему вторично исполнить то же послушаніе. По совершеніи этого вторичнаго подвига у праведнаго Антонія лопнули глаза, но зато онъ прозр?лъ духовно: онъ получилъ даръ прозорливости. Таинственное взаимообщеніе духа между угодниками Божіими, преодол?вающее и пространство не подлежитъ нашему разум?нію. Такъ, 2-го января 1833 года Владыка Антоній сообщилъ Мотовилову, который тогда пребывалъ въ Воронеж? у Преосвященнаго, что Преп. Серафимъ въ ночь на этотъ день, во второмъ часу за полночь, скончался. Владыка соборн? отслужилъ по Старц? панихиду. Только черезъ н?сколько дней дошли в?сти о кончин? святаго Старца.

Отецъ Антоній своей прозорливостью былъ очень изв?стенъ. Онъ поселился въ своемъ родномъ Муром? въ дом? одного купца и прожилъ тамъ свои посл?дніе 23 года. Онъ жилъ около Спасскаго Монастыря, куда ежедневно рано утромъ ходилъ на Богослуженіе. Къ нему стекалось со вс?хъ сторонъ много народа, разнаго сословія, и никто не уходилъ отъ него безъ душевнаго ут?шенія и добраго сов?та. Его келлія стояла неподалеку отъ древнихъ храмовъ, гд? покоились останки небесныхъ Муромскихъ заступниковъ, окруженные множествомъ лампадъ. Но въ монастыр? такъ и не жилъ, а остался странникомъ до конца своихъ дней, слылъ «грошевникомъ» т. к., видно, собиралъ гроши для б?дныхъ (грошъ ? полъ копейки).

4. ПРОЗОРЛИВЫЙ СЛ?ПЕЦЪ

Что представлялъ собой Отецъ Антоній ? этотъ сл?пецъ т?лесными очами, но всё вид?вшій духомъ?..

Строитель Св. Параклитской Пустыни, Іеромонахъ Доро?ей, ещё будучи 25-л?тнимъ молодымъ челов?комъ, загор?лся желаніемъ монашескаго житія. Онъ им?лъ счастье быть въ близкихъ отношеніяхъ съ О. Іоанномъ Смирновымъ, зам?чательнымъ іереемъ-подвижникомъ, который, однако, не сов?товалъ ему оставаться въ Саров?. А Саровъ тогда сталъ особенно привлекательнымъ м?стомъ изъ-за славной памяти тогда ешё «праведнаго» Старца Серафима. «Когда я пришелъ, — пишетъ онъ, — въ Саровскую пустынь, мн? и понравилось тамъ, и н?тъ; помня сов?тъ О. Іоанна, я. в?роятно бы, и ушелъ оттуда, но на гостинниц? мн? попадается странникъ, который мн? прямо велитъ остаться въ Саров?. Я, разум?ется, не послушалъ его, и сколько онъ меня ни уговаривалъ, я р?шительно отказался его послушать. Тогда онъ мн? говоритъ:

«Теб? должно быть въ Саров?, а для того, чтобы ты пов?рилъ, что я правду теб? говорю, пойдемъ со мною въ Муромъ къ Старцу Отцу Антонію, мужу прозорливому, который теб? всё скажетъ: гд? теб? на пользу жить». Я согласился на его предложеніе, и мы пошли въ Муромъ.

Поклонившись зд?сь почивающимъ угодникамъ Божіимъ, мы приходимъ къ Старцу Антонію. Калитка къ его келліи заперта была наглухо и заколочена досками — значитъ, пройти нельзя. На стукъ мой, сквозь заборъ слышу старческій голосъ, но не вижу говорящаго.

«Что ты шляешься? Разв? мало благодати въ Саров?-то? Тамъ ея ц?лое море. Ну, что пришелъ къ пустому старициску? Хоть ты, братъ, и философъ, да держись-ка за носокъ, да помни смертный цасокъ, а не шляйся! Поди проць! не пушшу!»

Съ этими словами, слышу, отошелъ отъ забора и захлопнулъ дверь. Но я р?шился непрем?нно вид?ть его. Для этого на другой день пошелъ въ Спасскій монастырь, куда онъ ходилъ всегда къ ранней литургіи. Посл? литургіи я подхожу къ нему и говорю, что я нарочно пришелъ изъ Сарова вид?ть его и воспользоваться его сов?тами и не отступлюсь, докол? не приметъ меня къ себ? въ келлію. Видя мою неотвязчивость, онъ пустилъ меня къ себ? и со мною ещё н?которыхъ другихъ странниковъ и странницъ. Потомъ ушелъ въ другую комнату и оттуда вынесъ горшокъ съ сухарями изъ б?лыхъ хл?бовъ и мн? вел?лъ взять изъ него сухарей. Я, сдуру, опустилъ руку и захватилъ ц?лую горсть сухарей и между прочимъ дугу отъ калача. Когда Старецъ «увид?лъ», что я взялъ очень много, то сказалъ: «Не знаю, братъ, выдюжишь ли? Ну да, впрочемъ, и здоровъ!» Потомъ взялъ дугу отъ калача изъ горсти моей и началъ говорить: «Согнись-ка дуга да будь вс?мъ слуга». И зат?мъ бралъ по одному сухарю и при каждомъ сухар? давалъ наставленія, — всего насчиталъ двадцать сухарей. Потомъ я спросилъ: «Гд? мн? благословите, батюшка, жить?» — «Откуда пришелъ, туда и иди. Я теб? сказывалъ, чтобы ты жилъ въ Саров?, ну и поживешь тамъ годка три, а тамъ помаешься, а тамъ ... какъ Богъ велитъ!»

Возвратясь съ т?мъ же странникомъ въ Саровъ, я сталъ вникать въ порядокъ службы, въ чиноположеніе монастыря, и ч?мъ бол?е всматривался, т?мъ бол?е мн? всё нравилось, такъ что я р?шился наконецъ остаться тамъ въ числ? братства, и попросилъ О. Игумена Исаію принять меня въ послушники. Онъ принялъ меня не сразу. Четыре раза я ходилъ къ нему; ц?лыхъ три нед?ли прожилъ въ гостиниц?; наконецъ услышалъ отъ него: «Ну, Богъ тебя благословитъ, оставайся и иди на послушаніе къ келарю Отцу ?еодору». Я такъ обрадовался этому р?шенію, что буквально запрыгалъ, какъ козелъ, и думалъ, что меня приняли прямо на небо».

Такъ заканчиваеть свой разсказъ о поступленіи въ монастырь О. Доро?ей. Предсказанія же муромскаго Старца Антонія надъ нимъ сбылись: три года онъ подвизался въ Саров? со вс?мъ жаромъ усердія; но неум?ренные подвиги, да ещё безъ в?дома духовнаго отца, скоро надломили его здоровье; «помаялся» онъ ещё «годка три» и «не выдюжилъ»: въ 1856 году онъ вынужденъ былъ оставить Саровъ и поступилъ въ обитель Преп. Сергія, въ которой и служилъ на разныхъ послушаніяхъ до конца дней своихъ...

5. СВИД?ТЕЛЬНИЦА СВЯТОСТИ

Молва о благочестивой жизни Отца Антонія и о его прозорливости широко распространялась. Въ город? Ардатов? жила н?кая г-жа Лихутина, оставившая намъ драгоц?нныя записи. Всё слышанное про него возбудило въ ней пламенное желаніе увид?ть Старца, и, наконецъ, удалось ей добраться до Мурома, куда она по?хала со своей четырехл?тней дочерью. По прі?зд? въ Муромъ, у нея сильно разбол?лась голова, да, кром? того, вообще г-жа Лихутина страдала женской бол?знью.

«Эта бол?знь мучила меня невыносимо», пишетъ она. — «Безусп?шно испробовавъ вс? роды леченія, не исключая магнетизма и электричества, я р?шилась предоставить всё на волю Божію. Едва я усп?ла войти въ келлію Отца Антонія, какъ мн? сд?лалось дурно; я посп?шила лечь на скамью, чтобы не упасть. Саша, моя дочь, увидавъ меня больною, сильно расплакалась. Желая её ут?шить, Отецъ Антоній приказалъ своему послушнику и племяннику Андрею принести ей клюквы съ медомъ. Малютка моя начала кушать и успокоилась. «Сашенька, матушка, возьми на ложечку ягодокъ», ? сказалъ Старецъ, обращаясь къ моей дочери. «Сколько взяла, — спросилъ онъ, — пять?» — «Пять, старичокъ», сказала д?вочка. «Дай-ка ихъ сюда, голубушка!» —сказалъ Старецъ и потомъ, прочитавъ молитву и перекрестя ложку, добавилъ: «Ну, теперь дай ихъ своей матери; можетъ быть, милостью Царицы Небесной ей отъ нихъ полегче станетъ». Я съ?ла предложенныя мн? ягоды и тотчасъ почувствовала облегченіе. И не только головная боль моя прошла, но даже спазмы съ этихъ поръ прекратились. Съ того времени усердіе мое къ Отцу Антонію увеличилось.

Въ свою очередь онъ не оставлялъ меня своимъ духовнымъ вниманіемъ и незадолго до своей смерти пожелалъ прі?хать умер?ть ко мн?. Я предложила ему выбрать себ? комнату въ дом? моемъ, но благочестивый Старецъ, по своему смиренію, избралъ себ? въ жилищ? отд?льный флигель, гд? у насъ готовилось кушаніе».

Теперь же г-жа Лихутина им?ла возможность ближе познакомиться съ образомъ жизни благочестиваго Старца. По ея словамъ, Отецъ Антоній большую часть ночи проводилъ въ молитв? и постоянно носилъ вериги. Во время чтенія своихъ дневныхъ правилъ и земныхъ поклоновъ онъ опоясывался колючимъ поясомъ изъ проволоки, од?той въ ремень, въ вид? щетки, шириною въ вершокъ, а на голову над?валъ терновый в?нецъ и сверхъ него жел?зную шапку, отъ которой онъ ослепъ. Конечно, Отецъ Антоній хранилъ втайн? свои подвиги, и г-жа Лихутина случайно узнала о нихъ отъ послушника. Разъ, когда она встала ран?е обыкновеннаго и, торопясь зач?мъ-то вид?ть Старца, пошла къ нему, сотворила молитву, но не дождалась обычнаго отв?та «аминь» и отворила дверь. Отецъ Антонш молился Богу, стоя на кол?няхъ, а вокругъ него на полу были сл?ды крови. «Батюшка, что съ тобой?» — воскликнула Лихутина испуганно и бросилась къ нему. Вм?сто обясненія, Отецъ Антоній сказалъ ей, чтобы она больше никогда не входила къ нему безъ благословенія и отв?та на молитву словомъ «аминь». Онъ запретилъ ей говорить вид?нное при его жизни.

Изъ случаевъ прозорливости Отца Антонія г-жа Лихутина записала сл?дующіе:

Одна Ардатовская купчиха Тихомирова пришла просить благословенія купить себ? домъ: «Не сов?тую теб? это д?лать», — отв?тилъ Отецъ Антоній. Но когда она стала усиленно просить благословить покупку, то онъ сказалъ: «Ворона не живетъ въ хоромахъ, а на вол? летаетъ и попусту крылья обиваетъ ... Если ты купишь, Настасья, то домъ твой обратится въ угли и ты ничего не получишь, да и прежде этого сойдешь съ ума и будешь сид?ть на ц?пи, а потомъ жди пожара». Но Тихомирова не послушалась и купила домъ, въ которомъ она вскор? сошла съ ума и была привязана на ц?пъ, а когда умопом?шательство прошло, вскор? сгор?лъ купленный ею домъ, и она ничего не получила, кром? углей.

Г-жа Карпицкая, отправляясь въ Саровскую Пустынь, за?хала къ Отцу Антонію просить его благословенія. Старецъ долго бес?довалъ съ нею, такъ какъ любилъ её за усердіе къ Богу и доброту и наконецъ передъ прощаніемъ сказалъ ей: «Любовь, ты гов?й въ Саров?, приготовься въ путь». «Я давно готова, батюшка, къ переселенію въ в?чную жизнь, да только мн? жаль своихъ д?тей оставить!» Сказала она, показывая, что беременна третьимъ ребенкомъ. Отецъ Антоній на это отв?тилъ: «Царица Небесная за твою благочестивую жизнь, за терп?нье, любовь къ б?днымъ, не оставитъ ихъ сиротами... Посл? твоей смерти къ 40 днямъ они всъ трое будутъ съ тобой на лон? Авраамовомъ и ты безъ трепета скажешь Господу: се — азъ и д?ти мои!» Предсказаніе Отца Антонія исполнилось: она умерла черезъ м?сяцъ посл? этой бес?ды, а за нею и вс? д?ти. Младшій умеръ черезъ день посл? рожденія и былъ положенъ съ нею въ гробъ, другой — къ 20-му дню, а третій — наканун? 40-го дня.

Пришла къ Отцу Антонію горничная г-жи Лихутиной, Елена, д?вушка, и стала просить, чтобы Старецъ помолился, дабы её отпустили на волю. Отецъ Антоній сказалъ ей: «Купи, Елена, сорокъ паръ лаптей, подавай каждый день по пар? и вели поминать за здоровье твоей барыни; ты выйдешь на волю, и у тебя будетъ хорошій женихъ!» Пока Старецъ это говорилъ Елен?, вошла г-жа Лихутина и огорчилась словами батюшки, такъ какъ эта д?вушка была нужна и любима. Она даже не скрыла своего неудовольствія. «В?ра, — сказалъ Отецъ Антоній г-ж? Лихутиной, Господь повел?лъ мн? такъ сказать; ты не въ силахъ будешь удержать её у себя! Какъ она посл?днюю пару подастъ, то и пойдетъ замужъ за Жениха нетл?ннаго». Д?йствительно, посл? смерти Отца Антонія горничная Елена купила 40 паръ лаптей и стала ихъ подавать за здоровье своей госпожи. Дв? пары она куда-то заложила и, такимъ образомъ, по?хала въ Москву съ г-жею Лихутиной, которая отправилась опред?лять своихъ племянницъ-сироть въ институтъ. Черезъ м?сяцъ они вернулись въ Ардатовъ, и Елена въ тотъ же день отыскала эти дв? пары лаптей. Одну пару подала въ день прі?зда, а вторую — на другое утро; зат?мъ захворала, пріобщилась и скончалась, вспоминая предсказанія Отца Антонія.

6. НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧЪ МОТОВИЛОВЪ

Сестра Серафимо-Див?евской общины Марія Васильевна Никишина сообщила сл?дующее воспоминаніе свое объ Отц? Антоніи: «Хотя и была я уже въ общин?, — говорила она, — но много ещё жениховъ сватали меня. Что же, думаю, не лучше ли въ самомъ д?л? выйти замужъ? Съ этою мыслью и пошла я въ городъ Ардатовъ, отстоящій въ 23 верстахъ отъ Див?ева, нав?стить тамъ странника Старца Антонія, сл?пого, который жилъ на поко? у одной барыни, В?ры Михайловной Лихутиной...

Вошла я къ нему въ келлію и вижу, что никого н?тъ у него, а самъ онъ лежитъ на печк?... Мн? стало сов?стно, я остановилась, да и притаилась у порога; пусть, думаю, дождусь, пока самъ сл?зетъ за ч?мъ-нибудь. А онъ прямо началъ говорить от-туда: «Что тамъ за сватья, что за женихи, къ чему это замужъ! Не надо, не надо! А отецъ-то какой у васъ въ Див?ев?, отецъ-то какой! В?дь Серафимъ-то къ вамъ въ мощахъ изъ Сарова въ Див?ево почивать придетъ!*. В?дь вотъ какой отецъ-то у васъ, что за женихи, къ чему ещё замужъ!» Ув?рившись въ святости и прозорливости сл?пого Антонія, я изм?нила совс?мъ свои нам?ренія и вернулась въ Див?ево».

Когда вошла къ Отцу Антонію Елизавета Алекс?евна Ушакова, то онъ ей сказалъ: «А ты матери не слушаешься; она теб? назначаетъ послушаніе (т.е. назначеніе быть казначейшей), а ты отпихиваешься! Теб? недолго быть на этомъ м?ст?; ты должна быть матерью! Вотъ теб? мое посл?днее слово: если не послушаешься, то Божіимъ вел?ніемъ будешь изгнана изъ обители и н?тъ теб? спасенія!» Бол?е страшнаго и угрожающаго не могъ никто сказать Елизавет? Алекс?евн?, которая, конечно, только ради спасенія покинула св?тъ и вступила въ неустроенную Серафимову обитель. Пока Отецъ Антоній бес?довалъ съ Елизаветой Алекс?евной, мимо дома г-жи Лихутиной про?халъ Н.А. Мотовиловъ съ женой. Увид?въ ихъ, хозяйка дома крикнула Николаю Александровичу, что Отецъ Антоній живетъ у нея. Конечно, было приказано экипажу остановиться, и горячо любящій Господа Николай Александровичъ посп?шилъ испросить благословенія у Отца Антонія. Онъ вошелъ къ Старцу въ ту минуту, какъ выходила Елизавета Алекс?евна и, в?роятно, чтобы и другіе знали волю Божію относительно Ушаковой, Отецъ Антоній повторилъ Мотовиловымъ всё сказанное Елизавет? Алекс?евн?... Зат?мъ Отецъ Антоній предсказалъ Николаю Александровичу многое, касающееся его семейной жизни и предстоящихъ ему неудачъ и испытаній.

Между многими другими воспоминаніями изъ своей жизни Елена Ивановна Мотовилова разсказала следующее о Старц? Антоніи Муромскомъ. «Однажды мы были въ нашемъ Див?евскомъ дом?»,— говорила Елена Ивановна, — «и я сильно захворала (у меня была грудница). Николай Александровичъ р?шился ?хать въ Ардатовъ показать меня доктору. Мы по?хали. Въ?хавъ въ городъ и про?зжая мимо дома одной знакомой барыни, мы увидали её въ окно. Она просила насъ зайти, говоря, что у нея находится Старецъ Антоній изъ Мурома, о которомъ мы много слышали, Когда мы взошли, то нашли его лежащимъ (онъ былъ сл?пой): онъ началъ говорить много съ Николаемъ Александровичемъ. Во время разговора я, видя, что у него на рук? над?тъ чулокъ, подумала: для чего онъ его над?лъ? Какъ вдругъ, отв?чая на мою мысль, онъ сказалъ: «Это, матушка, я над?лъ потому, что рука болитъ». Бес?да его съ Николаемъ Александровичемъ была очень продолжительная и стало ужъ смеркаться. Николай Александровичъ и я стали собираться домой. Вдругъ Старецъ Антоній поднялся, взялъ свою тяжелую жел?зную шапку, которую носилъ много л?тъ, и этой шапкой три раза перекрестилъ мн? грудь со словами: «Коснись благодать Божія рабы Божіей Елены», и такъ сильно зац?пилъ мн? за больную грудь, что у меня, какъ говорится, искры посыпались изъ глазъ. Распростившись, мы с?ли въ повозку, и Николай Александровичъ вел?лъ ?хать обратно домой, говоря, что теперь уже поздно, а завтра по?демъ пораньше къ доктору. Прі?хавъ домой, я хот?ла было перевязать больную грудь, но, къ моему удивленію и вс?хъ домашнихъ, я не нашла и сл?довъ бол?зни».

Отецъ Антоній просилъ казначею Ардатовскаго Покровскаго монастыря Устинью Андреевну, впосл?дствіи Игуменью Серафиму, чтобы она взяла его жить въ монастырь, въ новую келлію. «Извольте,— отв?тила она, — я вамъ выстрою келлію на огород? нашемъ!» «Неторопись, — сказалъ ей Старецъ, — я поживу пока у В?ры! Когда святые ворота доложатъ, я тогда пере?ду къ теб? на новоселье, а теперь стучатъ, а я не люблю стука!» Вскор? посл? этого разговора пришелъ къ Отцу Антонію протоіерей Покровскаго монастыря О. Симеонъ, чтобы проститься по случаю отъ?зда на Выксенскій заводъ, по благочинію его. Отецъ Антоній, обратясь къ г-ж? Лихутиной при этомъ протоіере?, сказалъ: «В?ра. когда я умру, похорони меня въ монастыр?!» Потомъ онъ спросилъ Отца Симеона, согласится ли онъ похоронить его въ монастыр?. «Съ удовольствіемъ, —отв?тилъ протоіерей, — если только В?ра Михайловна согласится внести 10 рублей серебромъ въ монастырскую церковь!» Лихутина, конечно, съ радостью об?щала всё внести, что необходимо, такъ какъ въ Ардатов? было запрещено хоронить въ монастыр? и требовалось особое разр?шеніе Свят?йшаго Синода. Слушая этотъ разговоръ, Отецъ Антоній молча покачалъ головой, а когда О. Симеонъ ушелъ и, прощаясь съ послушникомъ Андреемъ, пожелалъ посл?днему прожить ещё 20 л?тъ, Старецъ сказалъ: «Посл? моей смерти онъ проживетъ 14 нед?ль и два дня; въ день храмового праздника Знаменія Пресвятой Богородицы у него въ церкви отнимется языкъ, и онъ не докончитъ об?дни и будетъ 7 дней безъ языка. Онъ теперь много об?щаетъ, матушка В?ра, когда же я умру, первый откажется хоронить меня. Но ты, ангелуша моя, попроси письмомъ архіерея, онъ дозволитъ теб? похоронить меня около церкви монастырской, а ты, матушка, много не трать, у тебя д?ти». Вс? эти слова Отца Антонія сбылись: преосвященный Іеремія разр?шилъ его хоронить, а О. Симеонъ былъ лишенъ языка въ церкви, въ день праздника Знаменія Божіей Матери, во время благословенія народа чашей Св. Таинъ, и 7 дней прожилъ безъ языка.

7. ПРАВЕДНЫЕ МАРІЯ И АНАСТАСІЯ

Одно время Отецъ Антоній жилъ въ Покровскомъ женскомъ монастыр? въ город? Ардатов?. Этотъ монастырь возникъ всец?ло по молитвенному руководству Преп. Серафима. Въ немъ сохранился небольшой флигель, гд? н?которое время жилъ О. Антоній и духовно руководилъ сестеръ обители къ духовному совершенству. Подъ его старческимъ благодатнымъ возд?йствіемъ н?которыя достигли подлинной святости. Н?которыя св?д?нія им?ются о праведной Монахин? Маріи.

Ещё въ шестнадцатил?тнемъ возраст? крестьянка Матрона приходила къ Старцу. Черезъ маленькія темныя с?ни въ небольшую келлію съ однимъ окошкомъ ступала она съ душевнымъ трепетомъ, дабы предстать предъ святымъ угодникомъ Божіимъ. Въ келліи теплились лампады предъ образами. Около ст?ны сл?ва стоялъ деревянный диванчикъ, рядомъ столикъ и н?сколько стульевъ. Съ правой стороны — столъ, на которомъ лежали вещи Старца. Посл? смерти Старца тутъ же хранилась его жел?зная шапка, т.е. клобукъ (до двадцатыхъ годовъ нын?шняго в?ка).

Д?вица, отъ всей души стремясь къ духовной жизни, ждала сов?та и благословенія на поступленіе въ монастырь. Это было ещё при первоначальниц? В?р?. Отецъ Антоній, выслушавъ Матрону сказалъ: «Что теб? сказать, Матронушка! Вотъ даю теб? правило, живи такъ: никому изъ людей не завидуй, а довольствуйся т?мъ, что сама им?ешь, безропотно терпи скорби и бол?зни, какія теб? встр?тятся въ жизни. Въ этомъ всё твое спасеніе». Давая такое правило, Старецъ вм?ст? съ т?мъ и предрекъ, что въ жизни она встр?титъ б?дность, скорби и бол?зни. И, д?йствительно, прозорливый Старецъ былъ правъ въ своемъ прозр?ніи. По поступленіи въ монастырь всё претерп?ла смиренная духовная дочь Отца Антонія. Уже посл? смерти Старца у неё обнаружился ракъ груди.

Наканун? неизб?жной операціи всю ночь провела она въ молитв? къ Богородице, ходила на могилку къ своему Старцу Антонію, который по собственному желанію былъ похороненъ въ обители, и просила его молитвъ. Операція прошла очень удачно, и она скоро выздоровела и къ концу своей жизни достигла высокого духовного совершенства. Кончина её была праведная, она слыхала ангельское п?ніе. Къ умирающей подошла одна недоразвитая «глупенькая» Пелагія, горько заплакала и сказала: «Матушка, возьми меня съ собой подъ правое крылышко». Больная только сказала: «Буду молиться». Въ 12 часовъ ночи съ улыбающимся лицомъ со словами «Царица Небесная» она предала свой духъ Богу. Д?вица же Пелагія скончалась въ девятый день по смерти праведной Монахини Маріи и похоронена въ одной могил? съ ней по правую сторону.

Другая Ардатовская праведница была Мать Афанасія (Анастасія Логачева). Когда впервые она пришла въ Муромъ къ О. Антонію, то онъ ей повел?лъ ещё разъ сходить въ Кіево-Печерскую Лавру на поклоненіе святымъ мощамъ. Авторъ ея жизнеописанія, О. Александръ Приклонскій, со словъ самой пустынницы (большую часть своей жизни Афанасія провела въ пустынножительств? въ л?сахъ, даже сибирскихъ, гд? и скончалась) сообщаетъ о ви?дніи ей бывшемъ въ связи съ О. Антоніемъ, молившемся за неё въ это время. Возвращаясь домой изъ Мурома, ей стало дурно на самой дорог?. Она свалилась и люди думали, что она скончалась. Придя въ себя она сообщила, что съ ней случилось: «Когда я умерла, потолокъ и крыша раскрылись и двое юношей спустились ко мн? въ б?лыхъ ризахъ опоясанныхъ золотыми орарамя какъ у діаконовъ. Взяли они меня подъ руки и пронесли меня черезъ крышу. Передъ нами открылась дорога прямо въ церковь. Вн?шнія двери открылись сами собой, и мы вошли въ храмъ. Царскіе врата такъ же открылись, и меня ввели въ Св. алтарь, гд? они сд?лали три земныхъ поклона, приложились ко кресту и Евангелію на престол? и приказали мн? сд?лать то же. Верхъ алтарной стороны открылся, юноши поднялись и взяли меня съ собой. Передъ нами открылась, какъ бы дорога черезъ облака, по которой мы шли. Съ об?ихъ сторонъ дороги ангелоподобные юноши шли и п?ли духовные п?сни. Я понимала ихъ, но передать не могу... Въ рукахъ у нихъ были св?чи. Зат?мъ передъ нами открылось поле, покрытое золотыми садами. Въ сторон? отъ этого поля видн?лся огромный домъ со многими трубами, безъ оконъ, изъ каждой трубы д?тскіе ручки высовывались. «Что это?» — спросила я у юношей, меня сопровождавшихъ. «Въ этомъ дом?», — они отв?тили, — «находятся души мертвыхъ д?тей не крещеныхъ, которые, хотя не испытываютъ мученій, однако лишены св?та. Поднявъ ручки, они вопрошаютъ, скоро ли будетъ 2-ое пришествіе Христово, ибо посл? того ихъ участь исправится». Тогда мы подошли къ морю, по которому, какъ по суш? мы перешли. Справа я зам?тила роскошные сады, въ деревьяхъ сид?ли райскія птицы и великол?пно расп?вали. А нал?во было видно темное ущелье, гд? темные и черные люди толпились терзаемые ангелами. Были слышны побои и вопли избиваемыхъ»...* Племянникъ самой Афанасіи Павелъ Логачевъ, спеціально прі?зжалъ изъ Кудл?я, что бы записать. Мать Афанасія скончалась праведницей уже посл? кончины О. Антонія.

8. КОНЕЦЪ СТРАННИЧЕСТВА ЗЕМНАГО…

Дня черезъ четыре, передъ смертью Отца Антонія, пришла къ нему казначея Покровскаго монастыря и стала просить благословенія ?хать въ Нижній къ архіерею, такъ какъ Преосвященный Іеремія только что прибылъ и вступилъ въ правленіе епархіей. «По?зжай съ Господомъ», — отв?тилъ Отецъ Антоній, — онъ приметъ тебя, какъ отецъ. Но помни, матушка, что я къ теб? перейду жить безъ тебя. А къ будущей Пасх? къ вамъ привезутъ въ монастырь колоколъ, который вамъ ничего не будетъ стоить. Онъ дивно будетъ перевезенъ черезъ Оку». Слова его исполнились, и колоколъ былъ привезенъ на страстной нед?л?, когда уже тронулся ледъ.

За пять дней до своей смерти Отецъ Антоній пожелалъ собороваться и самъ стоялъ во время таинства на ногахъ и подп?валъ клироснымъ монахинямъ. На другой день посл? собор?ванія онъ приказалъ разбудить Лихутину рано и сказалъ ей: «Теперь ещё рано, рано, ангелуша моя, я боялся, чтобы ты не скушала что-нибудь сегодня. Ты не кушай, в?дь нын? пятница Успенія Божіей Матери».

«Я готова была исполнять его приказаніе за его молитвы, — пишетъ г-жа Лихутина, — и погов?ла. Отецъ Антоній заставилъ меня читать ака?исты Іисусу, Богородиц?, Великомучениц? Варвар?. Николаю Чудотворцу, «Утоли моя печали» Божіей Матери и ка?изму въ Псалтири. Потомъ вел?лъ мн? перестатъ читать и сталъ говорить. Онъ давалъ мн? духовные сов?ты, предупреждалъ во всемъ меня и запретилъ мн? танцевать. (Мн? было 25 л?тъ, и я очень любила танцевать). «В?ра, — сказалъ онъ мн?. — если ты будешь танцевать, то мы съ тобой будемъ судиться въ будущемъ». Я только спросила его, какъ же мн? не учить танцевать д?тей? Онъ мн? отв?тилъ: «Д?тей учи, а сама не танцуй». По окончаніи нашего разговора Отецъ Антоній призвалъ къ себ? моихъ д?тей, благословилъ ихъ, сд?лалъ разныя предсказанія, а старшему сыну Ивану отдалъ свою жел?зную шапку. Когда д?ти ушли и онъ остался со мной наедин?, то сказалъ: «Послушай, посл?дній день я говорю съ тобою! Я просилъ Царицу Небесную, чтобы у меня на три дня до смерти отнялся языкъ. Теперь я всё болтаю, а тогда стану лежать н?мъ, какъ рыба. Въ день Успенія Божіей Матери будетъ мн? р?шеніе, и я помру въ третій колоколъ, какъ ударятъ ко всенощной въ монастыр?, и тогда ты вели выставить вс? рамы, а то теб? душно будетъ, моя матушка; народу много найдетъ гляд?ть на Антонія-грошовника, какъ будетъ помирать онъ!»

Въ эту минуту вошла къ Отцу Антонію моя горничная Лукерья просить благословенія идти на испов?дь. Старецъ всталъ за неё на молитву. Тогда я сказала ему: «Вотъ, батюшка, ты за неё молишься, а я гов?ю и нам?рена пріобщиться въ день Успенія Божіей Матери, а ты хочешь умер?ть въ этотъ день! Кто же станетъ молиться за меня, гр?шную?! Ты любишь меня меньше ихъ!» Мн? стало грустно, и я заплакала. Отецъ Антоній взялъ мою голову, положилъ себ? на грудь и произнесъ: «В?ра, В?ра! Если бы ты могла знать, какъ я люблю тебя! Теперь я молюсь бреннымъ т?ломъ моимъ, а тогда пойду молиться за тебя ко Господу лицомъ къ лицу!» Зат?мъ, обратясь къ образу Спасителя, онъ продолжалъ: «Господи! Если ей назначена в?чная мука, то пошли меня, Царь Небесный, вм?сто нея!!!» Потомъ сталъ молиться за весь домъ мой. По окончаніи молитвы онъ сказалъ мн?: «Когда теб? будетъ скучно, матушка, то ты уйди въ уголокъ и тяни голосокъ ко Господу, пой молитву: «Молитву пролію ко Господу и Тому возв?щу печали моя» и т.д.

Отецъ Антоній открылъ мн?, что онъ тайный схимонахъ, ему дано имя Арсеній, былъ постриженъ курскимъ Преосвященнымъ, и отдалъ мн? въ руки мантію и схиму. Только онъ передалъ мн? всё это и я усп?ла войти въ свой домъ, какъ приб?жала за мной д?вушка Авдотья, которая прислуживала ему, по личному выбору изъ вс?хъ людей моихъ, и сообщила, что батюшк? дурно, онъ упалъ на постель и не можетъ выговорить слова. Я же знала впередъ, что будетъ, такъ какъ Отецъ Антоній самъ мн? всё сказалъ. Вхожу къ нему и вижу его лежащаго безмолвно... Подхожу къ нему и говорю: «Батюшка, вставай, помолимся!»

Онъ сейчасъ же всталъ, но былъ бл?денъ. Я его спросила: не послать ли за священникомъ, чтобы его причастить? Онъ мн? отв?тилъ на ухо: «Хорошо... скор?й!» Такъ какъ его духовника не было въ город?, ибо онъ у?халъ по благочинію, то я послала за своимъ духовникомъ, Иваномъ Осиповичемъ Смирновымъ, который у Отца Антонія никогда не былъ, потому что ему не в?рилъ. Теперь же, придя по обязанности испов?дника, онъ думалъ, что ему придется получить вм?сто отв?товъ знаки, и началъ читать молитву передъ испов?дью, когда же окончилъ, мы вышли въ с?ни. И что же? Батюшка ему всё сказалъ про его собственную жизнь, бол?зни и что жена его умретъ, а дочери будутъ въ монастыр?. Онъ вышелъ къ намъ со слезами и посл? передалъ весь разговоръ свой съ Отцомъ Антоніемъ. Предсказанія исполнились, ибо жена умерла, дочери поступили въ Ардатовскій Покровскій монастырь, а самъ онъ бол?лъ 8 м?сяцевъ ногами».>

Такимъ образомъ Отецъ Антоній пріобщился, и на другой день самъ пожелалъ вторично пріобщиться об?денными дарами, посл? чего не вкушалъ уже пищи и не пилъ даже воды. Четыре дня онъ прожилъ въ полной памяти, но безъ языка. Когда онъ сталъ отходить, г-жа Лихутина пошла въ церковь, такъ какъ въ собор? служили вечерню. Она подошла къ протоіерею О. Симеону и спросила, какъ од?ть Отца Антонія, такъ какъ онъ тайный схимонахъ? О. Симеонъ сказалъ, что если она его од?нетъ въ схиму, то онъ не станетъ хоронить, и что только въ ут?шеніе онъ говорилъ Старцу, что похоронитъ его въ монастыр?, но это невозможно. Лихутина объяснила, что Отецъ Антоній впередъ зналъ всё и не пов?рилъ его словамъ.

«Я воротилась со скорбію на душ? моей; подхожу къ умирающему Старцу и говорю ему, что всё данное мн? имъ на руки я зашью въ подушку и положу ему въ гробъ подъ голову. Онъ всё слушалъ молча. Я стала читать ака?истъ Іисусу, Богородиц?, молитву Нифонту Цареградскому, и, когда ударили въ третій колоколъ въ монастыр?, онъ тихо и незам?тно перешелъ въ в?чную жизнь. Онъ скончался на 89-омъ году отъ рожденія въ 1851-омъ году, 15 августа, въ день Успенія Божіей Матери. Я его од?ла во всё монашеское и положила схиму въ подушку подъ голову».

Съ разр?шенія Епископа Іереміи онъ былъ погребенъ по собственному желанію, близъ церкви, напротивъ оконъ прид?ла Великомученицы Варвары, въ Ардатовскомъ Покровскомъ монастыр?. На могил? лежитъ чугунная плита съ надписью его л?тъ и дня кончины...» («Див?евская Л?топись», 1903 г.) Останки его почиваютъ въ пред?лахъ св. обители, о которой другъ его, Преп. Серафимъ, лично заботился, духовно благословляя и пророчествами охраняя долго посл? своей кончины...

Въ колоколъ, нав?рно, ужъ давно тамъ больше не ударяютъ... Да жива ли еще память о нем?

Въ древнемъ Муром?, у широкаго с?раго разлива, храмы совс?мъ осыпаются и стоятъ пустыми... Н?которые превращены въ склады. А Свято-Николаевская, всё ещё розовая, церковь, что на самомъ обрыв?, будто вотъ-вотъ сейчасъ улетитъ ввысь — нын? курятникъ!.. Въ памяти проходитъ сонмъ Муромскихъ святыхъ, завершаясь смиреннымъ сл?пцомъ, ушедшимъ на в?ки изъ нашего бреннаго міра... И такъ и слышишь, какъ Лихутина оплакиваетъ неописуемо дорогое и нашему сердцу:

«...Утоли наша печали... Утоли бол?зни многовоздыхающія души моея, Утолившая всяку слезу отъ лица земли, Ты бо челов?комъ бол?зни отгониши и гр?шнымъ скорби разрушаеши; Теб? бо вси стяжахомъ надежду и утвержденіе, Пресвятая Мати Д?во». «Радуйся, Радосте наша, избави насъ отъ всякаго зла и утоли наша печали»... Не гнушайся мене, сквернаго, въ дерзновенномъ моленіи недостойныхъ устъ моихъ, и молю: угаси ми пламень гр?ховный и ороси покаяніемъ изсохшее сердце мое отъ мрака гр?ховнаго...»

 

Семинаристъ Гл?бъ Подмошенскій 1961

© «Издательский Домъ «Русскiй Паломникъ»

На фото - фрагмент росписи Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме, где изображено откровение Божией Матери преподобным Серафиму Саровскому и Антонию Муромскому

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.