5 июля 2011 года
Из книги «Саров – это мы!», изданной в 2009 г. Автор публикуемой части – Валентин Александрович Степашкин.
«Место сие весьма прекрасно, на горе состоящее и, яко в вертограде некоем, глубочайшими лесами от всех четырех стран ограждено, еже бе красоту имущее многую, и может зрящему того места чувству принести не малую сладость, и к тишине глубокой безмолвной воспростирать его мысли от самаго точию видения», – такими словами начинает свое повествование о Саровской пустыни ее основатель, названный в знак уважения его подвижнических трудов первоначальником, иеромонах Исаакий (в схиме Иоанн, 1669 – 1737).
Новая история Старого городища (современное название — Саровское городище) связана с подвижниками из среды монашествующих. Первые монахи появились на берегах Сатиса и Саровки в середине 17 века. Вековые леса, окружавшие городище со всех сторон, изобилие ключевой воды, тишина и покой привлекали сюда первых поселенцев. В нескольких верстах западнее от городища проходила старинная почтовая дорога, позволявшая в случае необходимости совершить путешествие на север: через Арзамас в Нижний Новгород или через Ардатов на Владимир и Москву. Почтовый тракт в районе Темникова пересекался с Большой посольской дорогой и уводил путника на юг.
Северный склон Саровской гряды, круто обрывавшийся к пойме реки Сатис, где и селились первые монашествующие, привлекал к себе изобильными родниками, а заливная луговина позволяла поселенцам организовать свой небольшой огородик.
Предположительно в 1664 году «первее всех на сие место прииде монах Феодосий и жил с пять лет с некоторыми пришедшими монахами проводяща безмолвие. И в пребывание его было явление, повествовал всем приходящим, что он видел над горою свет дивный яко огненная заря, а в другое время звон бяша во многие колокола… Сей же монах Феодосий сие провидев и впредь идущие лета на сем месте быть некоторому смотрению Божию и тщатеся собрати братию и построить обитель, но не созволящу Богу взят в строители в Град Пензу».
Феодосий покинул монашескую общину, оставив вместо себя инока Герасима, прожившего на Саровском городище около десяти лет. С уходом Герасима община распалась, и поселение пришло в запустение.
Только в 1690-м году (предположительно), наконец, на берега Сатиса приходит человек, положивший всю свою жизнь на строительство новой монашеской обители. Это был монах арзамасского Введенского монастыря Исаакий. Его трудами вновь созданная монашеская община окрепла, встала на ноги и по праву стала называться «Академией монашества». Кто же он, монах Исаакий?
Мирское имя его Иван Федорович Попов. Родился в 1669 году в селе Красном, что расположилось в трех верстах от города Арзамаса, в семье приходского дьячка Федора Степановича. После поступления Федора Степановича в Арзамасский Введенский монастырь и пострижения его в великую схиму с именем Феофан за отцом последовал и сын. Произошло это в 1687 году. Спустя два года, 6 февраля 1689 г., послушник Иван Попов пострижен в монахи с именем Исаакий. В это время во Введенском монастыре находился монах Филарет из санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. Он-то и рассказал Исаакию о Саровском городище и о его явно избранном Богом предназначении. В начале 90-х годов Исаакий начинает постепенно обживать городище. В первое посещение он устанавливает православный крест в знак своего серьезного намерения утвердить в глухих мордовских лесах оплот православия. В следующий раз строится временное жилье. Несколько лет Исаакий с переменным успехом продолжал осваивать премудрость пустынножительства. Редкие посетители долго не задерживались в лесной келье.
Долгое и безуспешное освоение Саровского городища объясняется отсутствием юридических прав: первые монахи селились на чужой земле, владельцами которой были различные татарские и мордовские князья. Только в 1705 году иеромонах Исаакий наконец получает в дар от крещеного татарского князя Даниила Кугушева 30 десятин земли на Саровском городище. И сразу пишет в Москву челобитную о разрешении построить церковь.
Сатисо-градо-Саровская пустынь, или, как она более знакома православным христианам, Саровская пустынь, была основана более 300 лет назад по специальному указу Петра I и при благословении Местоблюстителя Патриаршего Престола Стефана Яворского.
Этим указом дозволялось построить на месте древнего и давно запустевшего мордовского городища церковь во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника: «1706 года Генваря в 7 день выдан антиминс по благословенной грамоте в Арзамасский уезд в Сатисо-градо-Саровскую пустынь в новую церковь».
Строилась эта
церковь на одном дыхании, и всего через пятьдесят дней над пустынными
лесами зазвучал призывно колокол, отразился в чистых водах Сатиса первый, пока
еще деревянный, православный крест. Произошло это знаменательное событие,
положившее начало великой обители, 16 (29 по новому стилю) июня 1706 года.
С этого дня и принято начинать отсчет истории Сатисо-градо-Саровской
пустыни, правда, с небольшой оговоркой — обитель считалась еще некоторое время
скитом, приписанным к Введенскому монастырю.
Закипела жизнь на старом Саровском городище. Прослышав о новой обители, стали приходить из разных мест монахи и послушники. Каждому хватало работы: кто службу ведет, кто новые кельи строит, кто грибы собирает, а если в немощи лежишь, то по желанию можешь и лапти плести.
Вскоре вокруг нового храма вырос целый городок — прообраз монастыря. Вот как он описан монастырским летописцем: «На горе, к стороне северного ее склона и почти в северо-западном углу, стоял храм Живоносного Источника, за ним по северной и юго-восточной сторонам расположились братские кельи. В юго-западной стороне стояли хозяйственные здания, а по восточной расположены были амбары, погреба и проч. На западной стороне, по городовому валу, стояла ограда со святыми вратами, продолжавшаяся и вокруг всех поименованных монастырских строений».
Вскоре назрел вопрос о самостоятельности новой обители. Монашествующие и благотворители на общем собрании составили челобитную об утверждении иеромонаха Исаакия строителем Саровской пустыни. Копия этой челобитной сохранилась в монастырском архиве и представляет интерес еще и тем, что содержит первый список монашествующих обители. Челобитную подписали лично или при помощи грамотных собратьев монахи: Иоарам (казначей), Иннокентий, Гервасий, Акакий, Иуст, Гавриил, Серафим, Геласий, Симон, Фома, Арсений, Феолог, Феогност, Софроний, Иоанникий, Иосия, Савватий, Сергий, Тихон, Корнилий. Всего двадцать человек, не считая о. Исаакия.
Утвердительная грамота, подписанная Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном, выдана 5 (18) февраля 1709 года, «Велеть ему, иеромонаху Исаакию, в той пустыне быть строителем». Этот документ позволяет установить официальную дату основания поселения на Саровском городище, которому в 2009 году исполняется 300 лет.
Саровская пустынь славна своим общежительным уставом, составленным еще Первоначальником Иоанном, своими подвижниками, воспитанными в традициях, заповеданных первыми иноками обители: «Носили платье грубое, полушубки нагольные не крытые, камилавки валеные, четки ременные, сапогов не носили, но бахилы кожаные, некоторые всегда надевали лапти… Пища тогда тоже была суровая: репа, брюква, редька и проч.».
«Особенно мне нравится Саровская трезвость, безмолвие, молитва, труд и братолюбие, — писал к игумену Нифонту епископ Саратовский Иаков (Вечерков). — Желательно, чтобы сии добродетели процветали во всех монастырских обителях. За воздержание уважают Вашу Святую обитель не только православные, но и раскольники».
Слава о саровских подвижниках распространялась по всей России. В 1792 году строитель Пахомий получил указ из Святейшего Синода, в котором говорилось о прошении граждан города Курска учредить в Коренной Рождество-Богородичной пустыни общежительный устав. Отцу Пахомию предписывалось, избрав из братии «способного и надежного», отправить его в Белгородскую епархию немедленно. Такой чести удостоился иеромонах Илларий.
«Не жалейте Вашего семени, — говорил владыка Феофил (Раев). — Пусть оно развевается по России к славе Божией!» И расходились саровские иноки и разносили саровское благочестие по всей стране, занимая должности настоятелей и казначеев. Монастыри: Валаамский, Клопский, Козмин, Тихвин Новгородский, Чуркинский Астраханский; пустыни: Высокогорская, Борковская, Санаксарская и Флорищева; Троице-Сергиева лавра – вот неполный список обителей, где потрудились саровские иноки.
«О Саров! Саров! Не только колыбель монашества, но ты Академия монашества!», — восклицал наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний (Медведев), знавший Саровскую пустынь не понаслышке.
Период духовного расцвета обители связан с именами таких подвижников, как Ефрем, Пахомий, Назарий Валаамский, Марк-молчальник. Именно эти святые отцы и заложили ту основу, на которой впоследствии и проявил себя миру великий старец Серафим.
Отец Назарий, в миру Николай Кондратьев, родился в 1734 году в семье причетника села Аносова Кадомского уезда Тамбовской губернии. Уже в 18 лет он пришел в Саровскую пустынь, где проявил себя как ревнитель пустынножительства. В 1782 году о. Назарий направлен на восстановление иноческой жизни на Валаам. Когда в 1875 году на Валааме побывал один из иноков, то он рассказывал, «что устав Саровский так верно и точно исполняется, что все на Валааме будто то же, что и в Сарове». Почти двадцать лет своей жизни отдал о. Назарий служению в Санкт-Петербургской епархии. В начале 1800-х годов он уходит на покой и возвращается в Саров. Умер о. Назарий в своей лесной пустынной келье 23 февраля 1809 года и похоронен около алтаря храма Живоносного Источника.
Досточтимый старец Марк-молчальник родился в 1741 году в купеческой семье, проживавшей в Сергиевском приходе г. Курска. Мирское имя его Михаил Андреевич Мальцов. В 1765 году Михаил пришел в Саровскую пустынь, где возложил на себя тяжелый подвиг юродства и молчальничества. Умер о. Марк 4 ноября 1817 года и похоронен возле алтаря Успенского собора.
Саровская братия чтила этих подвижников как своих духовных наставников. Решением Священного Синода святые отцы Назарий и Марк сопричислены к лику местночтимых святых Тамбовской епархии.
Истинным духовным светочем Саровской обители стал продолжатель древней монашеской традиции старчества иеромонах Серафим. «От юности Христа возлюбил еси», — эти слова о батюшке Серафиме. И он пронес эту любовь через всю свою жизнь, своим примером указывая путь к покаянию и спасению. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил старец своим духовным чадам, давая понять, что могут они совершить подвиг не только на поле брани и не только в монастырских стенах — подвиг возможен и в обычной мирской жизни. Надо только стремиться к этому.
Подобно Назарию он пустынножительствовал, подобно Марку накладывал на себя обет молчания, но таких высот, каких он достиг в духовном окормлении мирян, особенно женщин, не достигал никто. Пройдя через все клеветы и попреки, своим подвижничеством преподобный Серафим способствовал росту такого числа женских обителей, которое в настоящее время кажется просто невероятным. Поэтому неудивительно, что старца Серафима еще при жизни называли святым человеком.
Семьдесят лет — такой срок отвело время на выяснение значимости личности отца Серафима для Саровской пустыни и для России.
«Благоговейнаго старца Серафима, почивающаго в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами», — такими словами заканчивался доклад Святейшего Синода на имя императора. Резолюция Николая II была необычной и очень красноречивой: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».
Торжества прославления были назначены на 19 июля 1903 года. «Со всех концов нашей Родины, из Сибири и Белоруссии, из Архангельска и от Черного моря, из кореной русской земли и с окраин, пришли сюда эти многие тысячи православного люда; старый и малый, женщины и дети, больные и здоровые, убогие и богатые – все идут к одной цели и у всех одна пламенная вера», — вспоминал один из очевидцев.
Утром 18 июля в Успенском соборе обители состоялась последняя панихида по старцу Серафиму как по простому человеку, и уже вечером этого дня несмолкаемый колокольный звон возвестил о рождении нового Угодника Божия — преподобного Серафима Саровского. Тысячи людей, стоя пред мощами святого, просили о заступничестве его перед Господом и Пресвятой Богородицей: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»
Как простые богомольцы, просила императорская чета о даровании им долгожданного наследника престола. И горячая молитва была услышана — 30 июля 1904 г. родился цесаревич Алексей.
Архитектурный облик Саровской пустыни формировался на всем протяжении ее существования. Первоначально все строения и храмы были деревянными. На самой ранней литографии, датируемой началом 1760-х годов, уже показаны все храмы и передняя стена, сделанные из камня. Видно, что центральная часть обители застраивалась без продуманного плана: все храмы выстроились по центральной оси в одну линию, причем колокольня с храмом во имя Архистратига Михаила почти вплотную примыкала к алтарю храма Живоносного источника. Когда в 1770 году начали возводить новый Успенский собор, то пришлось даже разобрать алтарь Михайловской церкви. На монастырской площади находился и конный двор, что никак не соответствовало статусу центра духовной жизни обители.
Большое влияние на перепланировку монастырской площади оказал епископ Тамбовский и Пензенский Феофил (Раев). Во время своего визита в обитель в 1789 году преосвященный после осмотра монастыря указал на ошибки прежних строителей и составил план переделок, который служил руководством не только правившему в это время о. Пахомию, но и последующим — Исайе и Нифонту.
Постепенно первые деревянные храмы заменялись каменным строением. К 1903 году, когда над кельей, в которой жил старец Серафим, был построен храм, освященный в его честь, обитель приняла свой окончательно сформировавшийся облик, узнаваемый и по-своему неповторимый.
Доминирующее положение на монастырской площади занимали два соборных храма. Главным собором монастыря считался храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Заготовка кирпича на строительство первого каменного храма обители началась в 1732 году, но в связи с арестом и кончиной Первоначальника в 1737 году и делом «Саровских монахов», строительство продлилось более десяти лет. Большую помощь в строительстве храма оказал тульский купец и заводчик Никита Иоакинфович Демидов. В память об этом благодеянии монашествующие называли собор между собой «демидовским».
Пятиглавый, холодный (не отапливаемый в зимнее время) собор освятил 26 августа 1744 г. епископ Нижегородский и Алатырский Димитрий (Сеченов). Собор этот можно назвать многострадальным и вот почему. Строители неправильно рассчитали заложение фундамента храма — из-за того, что храм построили на месте бывшего оборонительного рва Саровского городища, который давно был засыпан, в притворе храма появились трещины. «Трапеза и придел в сводах оказались во многих местах великия разчелины и в стенах повреждения, и впредь к стоянию оныя своды и стены весьма опасныя, а наипаче (отчего Боже сохрани) чтоб во время народнаго слушания церковнаго пения неучинилось какого от внезапнаго тех сводов падения убивства», — докладывал епархиальному начальству настоятель Ефрем.
Трапезу и придел разобрали, оставив «пятиглавку» в неприкосновенности. К ней пристроили новый храм, сделав из старого алтарь и ризницу, но все же проблема разрушения храма не была решена.
2 апреля 1822 года епископ Феофилакт (Ширяев) пишет игумену Нифонту: «На лопнувшие железные связи не преставайте обращать внимания. Я худо верю, чтобы лопнутие оных случилось единственно от скорой перемены стужи на тепло. Нет ли других еще причин». В юго-западном углу храма появилась трещина, которая год от года расширялась так, что монашествующим пришлось делать «железный корсет», то есть скреплять стены железными брусьями.
Как бы там ни было, но собор представлял собой уникальное и красивое сооружение. В храме находилось три престола: главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы, затем по левую сторону престол во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских и по правую — во имя Святого Архангела Михаила. Внутри храм украшал высокий резной пятиярусный иконостас, выполненный «города Осташкова купцом резного художества Стефаном Никитиным сыном Бочкаревым».
В 1903 году в храме установили раку с мощами преподобного Серафима — главную святыню обители.
В советское время храм использовался как склад, затем как гараж. Варварское отношение к храму, когда тракторами растаскивали колонны карниза над главным входом, постоянные сейсмические удары от опытов на площадках привели к возобновлению процесса разрушения. В начале июля 1951 года собор был взорван.
Второй собор во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника – тот самый, что положил начало Саровской пустыни. Первый деревянный храм был разобран, и в 1748 году начато строительство каменного. Новое сооружение было несколько смещено к центру монастырской площади.
Строили храм почти десять лет. После прославления преподобного Серафима в 1903 году его мощи на зиму торжественно переносили из летнего Успенского собора в «теплый» Живоносного Источника. Из этого собора при закрытии Саровской пустыни 5 апреля 1927 года мощи преподобного были увезены в Москву.
В советский период в храме располагалась контора трудовой коммуны, клуб, общежитие, управление строительства. Цокольный этаж использовался как склад, а затем переоборудован под столовую, известную в народе под названием «Веревочка». Название возникло благодаря тому, что строители украсили своды лепниной из гипса, напоминавшей канатик. Автор лепнины – О. К. Ширяева, а изготавливал «веревочку» В. А. Маслаков. Кстати сказать, все лепные украшения домов старой части города, изготовлены руками этого мастера.
В 1954 году собор был взорван.
Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Первая церковь была начата строительством в 1745 году и освящена в 1750-м. Так как она располагалась при больничных кельях, то ее еще называли «Больничной». В 1784 году было принято решение перенести храм на северный склон, тем самым освободив площадь перед «Святыми» вратами. Строилась церковь на средства Ивана Леонтьевича Бекетова и должна была быть «о двух этажах»: внизу теплый храм Зосимы и Савватия, на втором этаже холодный придел во имя Преображения Господня. Монастырское руководство постаралось обустроить церковь: полы выложили из чугунных плит, вызолотили иконостас «лучшим искусством, применяясь к соборному Успенскому иконостасу, чтоб ничем не хуже был» (доверили это ответственное дело крестьянину Серпуховского уезда села Хатуни Никифору Ильину). В алтаре находился престол, изготовленный руками послушника Прохора Мошнина, будущего подвижника Серафима. Старый престол по церковному обычаю был сожжен без остатка, и пепел развеян над рекой Сатис.
Главный престол освящен 16 августа 1787 года, верхний престол во имя Преображения Господня освятили в 1789 году во время приезда в монастырь правящего архиерея.
В советское время храм был разобран вручную в 1942 году, оправдательной причиной служила нехватка строительных материалов. Сегодня уже точно можно сказать, что 2009 год — год начала работ по восстановлению храма.
Во втором ярусе колокольни находилась самая светлая, в прямом и переносном смысле, церковь во имя Святителя Николая Мирликийского. Освящение храма состоялось 1 октября 1805 года.
Рядом с колокольней в Больничном корпусе 20 октября 1892 года была освящена домовая церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона.
Далее по южной стороне в 1903 году был построен храм во имя преподобного Серафима Саровского, имитирующий кирпичным декором формы архитектуры 17 века и накрывший своими сводами келью, в которой жил и преставился великий старец.
30 июля 2003 года в дни празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и представителей всех поместных православных церквей храм освящен, и сейчас в нем проводятся богослужения возобновленного Саровского монастыря.
За монастырской оградой, среди хозяйственных построек и гостиниц в 1834 г. построена кладбищенская церковь во имя Всех Святых, предназначенная для обслуживания богомольцев. Побудительной причиной строительства этого храма была страшная эпидемия холеры, обрушившаяся на Россию в 1830 году, и давнее постановление правительства о строительстве храмов за чертой городов и монастырей для погребения умерших от болезней. Вторая, не менее важная причина заключалась в том, что порой пришедшие на богомолье женщины в положении «разрешались от бремени» в гостиничных номерах, а крестить младенца можно было только за пределами монастыря.
После учреждения в 1892 году больницы для паломников многие женщины из окрестных сел и деревень подгадывали сроки рождения ребенка с паломничеством в обитель. Например, крестьянка села Кременки Феоктиста Широкова родила 20 ноября 1910 года сына, «нареченного в крещении Алексеем». Спустя два года имя Феоктисты вновь записано в монастырских справках — 27 мая 1912 года саровским иеромонахом крещен сын Николай.
6 февраля 1993 года, после долгих лет запустения, храм Всех Святых был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым).
На восточной стороне, под северным склоном разместился храм во имя Иоанна Предтечи, построенный на средства астраханского рыбопромышленника Кирилла Федоровича Федорова. Храм стоит на высоком подклете, накрывшем источник, и в день крещенского праздника становился главным местом действия в обители. Этот же источник на протяжении более ста лет снабжал монастырь, а затем поселок прекрасной питьевой водой.
В 1930-е годы храм перестроен под общежитие для стахановцев, рабочих машиностроительного завода, затем в нем разместились учреждения секретного «объекта».
30 июля 2006 года, в дни празднования 300-летия со дня основания обители и возобновления Свято-Успенской Саровской пустыни, Святейший Патриарх Алексий II совершил чин освящения храма.
Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей — самое древнее монастырское творение — ему более 300 лет. Всего несколько монастырей России могут похвастаться наличием такой достопримечательности. Да и наш храм был освящен только благодаря заступничеству родных сестер Петра I Марии и Феодосии. Ранней весной 1711 года, будучи в столице, Первоначальник получил от царевен иконостас с иконами, служебные книги, оловянные сосуды для богослужения, облачения, деньги и величайшую драгоценную святыню — четырнадцать частиц мощей некоторых киево-печерских святых. К концу мая все приготовления были окончены, и 30-го числа церковь освящена.
В советское время вход в храм был засыпан.
В 1998 году в пещерном комплексе отделом культуры городской администрации начаты восстановительные работы. За несколько лет работы вручную расчищено от наносного грунта более 300 погонных метров подземных галерей, обустроен вход в пещеры и запасный выход, укреплены опасные участки галерей, восстановлены вентиляционные шахты, по всему комплексу проведено электрическое освещение. В 2003 году по архивным документам изготовлен и установлен металлический иконостас. В 2006 году пещерный комплекс передан Русской Православной Церкви.
Саровская пустынь по размерам своих земельных владений (263 кв. км) занимала второе место после Соловецкого монастыря.
22 января 1712 года совершена первая купчая крепость на землю с жителем Темникова Ананием Борисовичем Немцовым: «По обе стороны речек Сарова и Сатиса и по обе стороны Арзамасской дороги, с вотчинными и бортными ухожеями и рыбными ловлями и всякими угодьями». До 1729 года о. Исаакий совершил более шестидесяти сделок с землей и заплатил 664 рубля, 7 гривен, 29 алтын и 4 деньги. Сумма не малая, но и владения монастыря раскинулись на огромной территории — первоначально они составляли около 450 кв. км. Стараниями первоначальника Саровская пустынь стала одним крупнейших землевладельцев Российской империи. И хотя земля в основном покрыта была лесами (92 %), и лесами заповедными, почему первые несколько десятилетий монашествующие по указу Петра I не могли их разрабатывать, все же Исаакий оказался дальновидным хозяйственником — в 1782 году царский указ был отменен, и кассу монастыря стали пополнять деньги от продажи леса и пиломатериалов.
А до этого монастырь существовал только благодаря труду своих иноков на огородах и хозяйственных дворах, от выполнения церковных треб. Но все же основной статьей дохода было поступление различными вкладами от благотворителей: хлебом, деньгами и т. д.
В монастырских документах обнаружена интересная запись послушника от 4 ноября 1759 г.: «По благословению отца строителя начал писать благодарные письма к благотворителям. И написал 115 писем». Тут же сделана приписка для памяти: «Как писать протоиерею…, а губернаторам в конце писем вместо ”поручая благоприятству”: ”поручая покровительству и проч.”»
Как видим, была разработана своя система делопроизводства, и ее необходимо было осваивать, потому что кроме царевен Марии и Феодосии в списке благотворителей находились князь Александр Николаевич Голицын, министр Духовных дел; князь Петр Сергеевич Мещерский, обер-прокурор Синода; Петр Гаврилович Свешников, обер-секретарь Синода, и другие высокопоставленные лица.
В 1730 году из-за спора с помещиками Полочениновыми над монастырем нависла угроза изъятия владений. Решить эту проблему помогли благотворители. Сенаторы Михаил Голицын, Алексей Черкасский, Иван Барятинский, Андрей Ушаков и Василий Новосильцев (все эти люди заслуживают поименного упоминания, так как благодаря их заступничеству и ходатайству Саровская пустынь продолжила свое существование) подготовили доклад на имя императрицы Анны Иоанновны. Они «дерзнули» сделать предложение: «Не соблаговолит ли Ваше Императорское Величество, для не имущества доходов и крестьян и руги, те земли за оною Пустынью утвердить вечно, другим не в образец». Доклад был поднесен императрице 25 октября. Ознакомившись с ним, государыня собственноручно начертала на нем: «Учинить по сему». Так воля императрицы разом разрешила все споры.
В начале 1780 годов правительство сняло запрет на разработку заповедных лесов, Саровская пустынь начинает осваивать свои богатства. В январе 1787 г. петербургский купец Никон Ананьин за 18 мачтовых деревьев заплатил первые «коммерческие» 250 рублей. В отдельные годы монастырь получал за проданный лес и пиломатериалы до 70% от всей официальной выручки.
Но ни лесоразработки, ни мукомольные мельницы, ни сельское хозяйство не обеспечивали содержание монастыря. Только с середины XIX века, когда основные культовые и хозяйственные строения за счет взносов богатых благотворителей были уже построены, хозяйственные процессы отлажены, а сама обитель начала формироваться как духовный центр, у монастыря появилась экономическая независимость.
Настоящий расцвет экономики монастыря наступил после 1903 года, когда старец Серафим был причислен к лику святых и поток паломников достиг небывалых размеров. Приходо-расходные книги за 1916 год фиксируют: наибольшее поступление в кассу дали лесоразработки — 25 %. На втором месте — иконно-книжный склад, реализующий иконы преподобного Серафима и книги с его жизнеописанием и рассказами об обители. Третью позицию занимает новая статья доходов — проценты от ценных бумаг. К этому моменту сумма в ценных бумагах достигла 908 тысяч рублей. Существует легенда, по которой у Саровской пустыни якобы существовали вклады в иностранных банках. На поверку таковых не оказалось, а все ценные бумаги хранились в монастырской ризнице.
Экономическое положение монастыря резко изменилось с наступлением 1918 года, и Саровская пустынь начала борьбу за выживание.
История РПЦ и Саровской пустыни неразделимы, так же, как и испытания, выпавшие на их долю. Изучая архив монастыря, поражаешься словно предначертанности событий. 24 октября 1917 года, то есть за сутки до Петроградского переворота, монах-беженец из Почаевской лавры Роман пишет игумену Саровской пустыни следующее: «Многие твердо убеждены, особенно с 1911 года, что с 1917 года наступило царство «антихристово», на что имеются неопровержимые доказательства в Писании, особенно в 8-й главе книги Пророка Даниила и 7-м стихе 2-й главы 2-го Послания в Фессалоникийцам …К сему убеждению и я присоединился и по возможности стал приготовляться к сему времени, хотя много препятствий преодолевать пришлось».
Зараза свободомыслия проникала и в стены Саровской пустыни, и многие подвергались искушению. Например, 21 июля 1918 года Собор старцев пустыни собрался в игуменских покоях на экстренное заседание для обсуждения поступка иеродиакона Иова. Этот инок «на общих собраниях монашествующей братии, в присутствии уездного комиссара, при обсуждении постигших в то время обитель особых исключительных обстоятельств и несчастий, в виду разных притеснений и грозивших ей разорений со стороны граждан ближайших селений, неосторожно и неосмотрительно выступал с горячими и свободными, не монашеского духа, речами, смело осуждая и публично порицая в них правящих лиц обители, чем произвел соблазн и смущение в братии». Только опытность и стойкость духа старшей братии помогли молодому иноку осознать свою ошибку, раскаяться и принести братии свое покаяние.
С установлением советской власти в Темниковском уезде начались притеснения монашествующих. Выписка из протокола заседания Темниковского УИКа: «Где обсудили вопрос о том, что члены исполкома, получая ничтожное жалование … не могут … приобрести себе необходимую для носки обувь, а потому и постановили: предложить тов. Шеварихину реквизировать в Саровской пустыни кожи на десять пар сапог для членов исполкома». Далее начались акты вандализма с инсценировкой расстрела для «выколачивания» денег, вскрытие мощей преподобного Серафима на всеобщее обозрение, изъятие церковных ценностей и многие другие преступные проявления, направленные на подрыв влияния Церкви на общество и процессы, происходившие в нем.
В 1918 году монастырь подвергся настоящему набегу мародеров, когда из обители вывозили и выносили все, что только можно было безнаказанно взять: от дорогостоящей мебели из Царского дворца до банок с вареньем из келий монашествующих.
В 1920 году предпринята попытка духовного мародерства, выразившаяся в осквернении мощей святого преподобного Серафима Саровского — они были раскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Только благодаря стараниям монашествующих и требованиям жителей окрестных сел представители новой власти вынуждены были отступить.
Спустя еще два года началась кампания по изъятию церковных ценностей.
В Саровском монастыре изъято: серебра 46 пудов и 20 1/2 фунтов; золота 14 золотников; «половина фунта (1/2 фун.) крупнаго жемчуга; шестьдесят шесть золотников (66 зол.) жемчуга средняго; четыре фунта семь золотников (4 фун. 7 зол.) жемчуга мелкаго; двадцать пять карат (25 карат) бриллиантов; семьдесят четыре доли (74 доли) алмазов, двадцать три (23) камня жемчугов и два (2) камня под названием Аметис». В общем объеме изъятого в Темниковском уезде Саровская пустынь занимала главенствующее положение, на ее долю приходится 75 % изъятого золота, 52 % серебра, драгоценных камней и жемчуга — почти 100 %.
Особенно тяжелые времена для монашествующих наступили в конце 1926 года. Именно тогда по выработанному плану, целью которого предполагалось закрытие монастыря, были арестованы три первенствующих иеромонаха из руководства монастыря. Тридцать иноков, представлявших духовное ядро Саровской пустыни, под подписку обязали оставить пределы обители. Такая же участь спустя всего несколько месяцев ждала и всех остальных иноков. 5 апреля (по новому стилю) 1927 года, во время так называемого «раздополья», когда все дороги раскисают от зимней влаги и количество паломников значительно сокращается, было произведено изъятие мощей преподобного Серафима и других святынь обители и объявлено о закрытии монастыря.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна