3 июня 2020 года
Давно замечено, что ни один из многодневных постов не обходится без испытаний, особенно это касается Святой Четыредесятницы. Но такого поворота событий, как в 2020 году, не ожидал никто! Записки церковницы храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона Валентины Царапкиной.
2 марта. Великий покаянный канон св. Андрея Критского читали, как и полагается, при большом стечении молящихся. Молебен в Неделю Торжества православия также прошел пышно и многолюдно. Далее первое соборование…и…все!
15 марта. Саров замер в ожидании беды от заморского вируса.
18 марта. Началось опустошение магазинов. Прилавки не успевают пополняться. Принос, соответственно, опустел. Хорошо, что у нас есть продовольственные запасы! Мы решили делиться с нуждающимися не только через гуманитарный склад, но и непосредственно из храма. Опубликовали объявление, что раздаем хлеб, крупы, муку и растительное масло. Пока обращений мало – кто-то стесняется просить, кто-то не определился: уже начинать паниковать и запасаться провиантом или расслабиться, посмеиваясь над первой категорией граждан…
19 марта. Вопрос в сообщениях группы прихода и по телефону только один, но многократно повторяющийся: храмы закрываются и отменяются службы?! Пытаемся всех успокоить. Работаем в прежнем режиме, соблюдая разумные меры предосторожности.
20 марта. Основательно подготовились к ЧС! Благодетели обеспечили профессиональными дезинфицирующими средствами, рекомендованными Минздравом. Обрабатываем все «рабочие» поверхности, начиная образами и заканчивая полом (для каждой, конечно, применяем различные виды средств). Повсюду расставили антисептики для рук. Призываем быть взаимовежливыми, сохранять спокойствие, не нагнетать истерию, проявлять уважение друг к другу.
21 марта. Впервые вынесли святой Крест Господень в киоте под стеклом! Пока пытаемся воспринимать происходящее, как новый необычный опыт. Впервые сделали флористическое украшение внутри киота. Получилось здорово и безопасно! Конечно, после каждого прикасающегося ко Кресту протираем стекло дезраствором.
25 марта. Все чаще слышим упреки в адрес священноначалия из-за введенных вынужденных мер предосторожности. Все еще не можем осознать серьезность происходящего. Очень просим воздерживаться от посещения храма людей, чувствующих недомогание, а в ответ иногда слышим возгласы возмущения: «Куда ж идти больному человеку, как не во врачебницу душ и телес?!»
28 марта. Введен режим самоизоляции. Бесконечные звонки и сообщения. Буря эмоций: негодование, обвинения, страх, сожаление, непонимание, растерянность…
29 марта. Святейший Патриарх Кирилл призывает верующих молиться дома во время пандемии. Приводит в пример подвиг Марии Египетской. Батюшка в проповеди просит выполнять распоряжение властей и не злиться, обвиняя других в своих бедах.
1 апреля. Стояние Марии Египетской. Людей в храме ничтожно мало. С одной стороны это огорчает, с другой — внушает надежду, что наши дорогие сознательные прихожане молятся дома. Привычными словами в храме стали «соблюдайте дистанцию» и «дезинфицируйте руки». Сотрудники уже давно носят маски и перчатки. Часть прихожан — тоже, они благодарят за предоставление антисептиков, а другие — посмеиваются или осуждают. Время всех испытывает…
4 апреля. Суббота акафиста. В храм продолжает ходить часть прихожан. В каждой проповеди батюшки все настойчивее просят оставаться дома, следуя призывам Патриарха Кирилла и митрополита Георгия. Многие больше не приходят.
Начался ремонт крыльца. Вид как после бомбежки. Все это усиливает ощущение надвигающегося апокалипсиса. Все больше разговоров о гонениях на Церковь и последних временах. Пытаемся всех успокаивать, как можем. Задумываемся, как же мы будем реагировать на действительно страшные апокалиптические испытания, если паникуем и предаемся страхам, обвиняя власти и священноначалие, в нынешних, далеко не самых ужасных условиях?
Кто о чем, а я — все о цветах. Розничные магазины и оптовые базы закрыты, заказы не принимают. Мало того, на границе сжигают целые тонны живых цветов… Уповаю только на Божий Промысл. В конце концов, цветы в церковном празднике – не главное, да и уместно ли пышное украшение во времена пустующих храмов?
7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. Добыла немного цветов для скромного украшения иконы! Людей на службе совсем немного. Пожилых батюшка уже давно отсылает домой «поберечься»… Проповеди теперь особенные. Очень проникновенные и глубокие. Батюшка все чаще говорит о послушании, которое превыше поста и молитвы. Как Сам Христос был послушлив даже до смерти, так и мы должны быть послушными верными чадами Церкви, а не строптивыми и своенравными.
8 апреля. Хочу провести ежегодную предпасхальную уборку храма, но обстоятельства не позволяют привлечь прихожан. И все-таки малыми силами, вчетвером, с соблюдением социальной дистанции, в масках и перчатках, с применением дезинфицирующих средств и спирта отмыли иконостас, стены и полы до блеска! Слава Богу, к Пасхе готовы!
9 апреля. В Сарове появился первый заболевший COVID-19. Люди только начали отходить от паники, и вот новое потрясение! Шквал звонков. Одни ругаются, что «устроили цирк», другие изнывают от страха, кто-то ищет поддержки и сочувствия.
10 апреля. Все еще ремонтируем крыльцо, все разворочено. Но боковой вход уже завалили горой пакетов с вещами. Этот Эверест возник за пару дней прямо под объявлением о том, что «вещи не принимаются в связи с закрытием на карантин гуманитарного склада». Хранить тюки негде. Пошел дождь, вещи портятся. Публикуем в группе ВК крик отчаяния, и – о чудо! – откликнулся человек, забрал все «богатства» в гараж на просушку и хранение до открытия гумсклада. Слава Богу! А еще нам выдали пропуска на передвижение от дома до работы…
12 апреля. Вербное воскресение. Весна в этом году необычно теплая и солнечная. Конечно, верба давно уже зазеленела, да и часть деревьев вырубили. За город выезжать не рекомендуется. На окраине мы набрали немного на освящение, но впервые на моей памяти вербы хватило всем с излишком. Ведь прихожан было крайне мало.
Немного не по себе от того, что часть прихожан продолжают посещать храм, не соблюдая мер безопасности. Наш храм больничный. Приходят медики, и мы не знаем, кто контактный, а кто — нет. Тем временем количество заболевших в городе растет. Заходящие санитарочки, сестры и врачи делятся достоверной информацией, своими переживаниями и страхами. Всем желающим раздаем и даже доставляем на дом брошюры «Последование домашнего молитвенного правила во время губительного поветрия в Нижегородской митрополии». Бесплатно.
14 апреля. Новый удар. В связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации приостановлены массовые посещения гражданами храмов. Началась Страстная Седмица. До Пасхи всего несколько дней.
15 апреля. Люди пытаются нарушить запрет. Священники настойчиво просят прихожан покинуть храм. Весь наш пыл угас от бесконечных объяснений, что сейчас очень важно проявлять благоразумие и заботу о людях. Рассказы врачей становятся пессимистичнее.
О чудо! Божьей милостью удалось купить цветы для украшения храма. Плюс насобирали лесные дары. Много и бесплатно. Очень скромно по сравнению с предыдущими годами, но так даже уместнее в данный момент. Придет время, болезнь отступит, и жизнь войдет в привычное русло.
16 апреля. Впервые чтение Страстных Евангелий прошло в абсолютно пустом храме.
17 апреля. Великая Пятница. Вынос святой Плащаницы. Нарушающих запрет на посещение храма священник просит выйти. Люди расстроены. Тоскуют по богослужениям. Обвиняют в пособничестве «гонениям на Церковь», но медики благодарят батюшку за помощь. Действительно, пока мы желаем поступать по своей воле, они рискуют жизнью, спасая больных.
18 апреля. На Пасхальную службу могут попасть только те, у кого есть пропуск. Разрешения выдали всего на 20 сотрудников, включая священников, хор и продавцов. Втроем переоблачили и украсили храм, сделали очень много… Устали. Но тяжелее всего отвечать людям, что они не смогут прийти на Пасху. Ведь все до последнего надеялись… Зашли врачи из реанимации. Жаль, скептики не слышали их рассказов…
19 апреля. Святая Господня Пасха! Светло и грустно. Почти пустой храм.
21 апреля. Запрет на посещение храмов продлен до 30 апреля, а затем — до 30 мая…
После вспышки эпидемии в Дивеевском монастыре отменили богослужения в нескольких монастырях. Раскол общества, Церковь обвиняют в разносе заразы. Распространение теорий заговора. Неверие в вирус вопреки здравому смыслу. Да, эта ситуация проявила многое в нас… Очень хочется всех успокоить, что это — временно, и что священников совсем не радует закрытие храмов! Отцы вынуждены просить сохранять самоизоляцию прихожан из пастырского долга, заботясь о нашем здоровье. Неужели кто-то может подумать, что священник 20 лет обращал к вере атеистов, призывал людей ходить в храм и вдруг желает противоположного?
В мае все богослужения проходили при минимальном количестве певчих, бывало, даже регент пела в одиночку, без прихожан и в присутствии одного-двух сотрудников. В неслужебное время разрешалось посещать храм, чтобы подать записки, поставить свечи, помолиться, но почти никто не заходил. А вот звонки не умолкали. Мы очень скучаем по нашим прихожанам. По многолюдным праздникам. По доброму, почти семейному общению, совместным трапезам, задушевным беседам, рукоделию, пикникам, играм на свежем воздухе и на ныне пустующей детской площадке у храма... Активно развиваем группу ВК, чтобы своевременно информировать обо всех событиях прихода и не терять связи с людьми. Оказалось, многие молятся за нас! Низкий вам поклон, дорогие! И мы молимся за вас!
Трудно пришлось продавцам. Именно им доставались нападки, жалобы и упреки, хотя они и не виноваты ни в эпидемии, ни в ограничительных мерах. Дай им Бог терпения! Но их же и благодарили за так сейчас необходимые слова поддержки.
А еще никто не помогал содержать в порядке храм и цветник. Нам было стыдно просить прихожан о помощи по хозяйству, отказывая в присутствии на богослужениях. Не знаю как, но, наверное, с Божьей помощью и вашими молитвами мы потихоньку справились.. Надеемся на скорую встречу со всеми в нашем любимом храме, которая будет во сто крат радостнее всех прежних встреч!
И все же. С 1 июня разрешено посещать храм, но режим повышенной готовности сохраняется. Берегите здоровье своих родных и близких! Эпидемия, к сожалению, не закончилась. Недавно в проповеди батюшка сказал, что мы должны выйти из этого испытания обновленными — более верующими, рассудительными, мудрыми и послушными.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна