4 февраля 2018 года
Мы вступили на путь от подготовительных недель перед Великим постом до Светлого Христова Воскресения. Лучше понять смысл великопостных богослужений поможет обзор песнопений, который подготовил приходской катехизатор Алексей Голубев.
Цель поста
Христианский пост — добровольное аскетическое упражнение, цель которого — изменение человека, а в итоге — его обожение. Постов в году много, но особое место занимает Великий пост, который ведет и готовит нас к празднику праздников — Пасхе.
Аскетами в древней Греции называли атлетов, которые перед олимпийскими играми, воздерживаясь от излишней пищи и развлечений, усиленно готовили свои тела для победы в состязаниях. Христианские аскеты направляют свои усилия на тренировку духа. И, как в спорте, чтобы не надорваться, существуют правила подготовки: сначала разминка, разогрев мышц, потом — постепенно нарастающая нагрузка, так и Пост начинается не внезапно. Песнопения поста описаны в Триоди Постной и начинаются с недели «о мытаре и фарисее» за три недели до начала самого Поста.
Основные темы проникновенных молитв этих подготовительных недель — покаяние — «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче...» и очищение души и тела — «храм носяй телесный весь осквернен, но яко щедр, очисти благоутробною твоею милостию...». «К службе так же добавляется пение 136-го псалма, который соответствует ощущению пленника, человека лишенного родины, который плачет по ней и не может забыть ее, как бы вокруг, на чужбине, не призывали к веселию: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Вспомнить, что и мы такие же изгнанники, лишенные Небесного Отечества, находящиеся в плену, на грешной земле, зовет нас богослужение этих дней.» (М.Красовицкая «Как устроено богослужение Церкви»).
Неделя о мытаре и фарисее
И, конечно, же не случайно Отцы установили притчу «о мытаре и фарисее» в назидание нам перед постом. Молитва мытаря вообще занимает особое место в Православной Церкви. Самое часто повторяемое прошение наших богослужений: «Господи, помилуй». Вот так! Мы просим, умоляем Бога быть несправедливым, но милостивым. «Не называй Бога справедливым, ибо если это так, то я погиб» (преподобный Исаак Сирин). «но надеяся на милость Твою яко Давид вопию ти: Помилуй мя Боже!» Однако надеяться на милость Божию мы имеем право, только если и сами проявляем милость, не превозносимся над другими («Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный Мф. 6, 14). Поэтому в Триоди читаем: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя».
Поскольку цель Поста — изменение себя, а не других (путем смирения, а не смирЯния), именно на этом и предлагают нам сосредоточить свои усилия мудрые подвижники древности, молитвы которых составляют богослужения этих дней. Во время написания этих строк мне пришла в голову такая аналогия: для вразумления и исправления совсем распоясавшихся непослушных детей, любящие и строгие родители иногда лишают их ужина, сладкого, каких-то развлечений или общения с собой, призывая «подумать о своем поведении», а по сути, налагая на детей пост. «Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный...» Тогда ребенок задумывается откуда у него все то, что ему нужно для жизни, кому он обязан всеми своими радостями. И все это неизбежно должно привести к покаянию и исправлению «... но надеясь на милость благоутробия твоего, яко Давид вопию ти: помилуй мя Боже...» Есть, наверное, у христианского поста и такая, педагогическая сторона.
Вместе с покаянием и смирением тут же тема суда: «Сами себе братие смирим воздыханьми, рыданьми побием совесть: да в суде тогда вечном тамо явимся вернии, неповинни, получивше оставление» и тема утешительной надежды: «Тамо бо есть воистину ослабление, еже видети нам ныне умолим: тамо болезнь отбеже, печаль и из глубины воздыхания, во едеме дивнем, егоже Христос Зиждитель, Бог сый Отцу собезначальный» в напоминание нам, ради чего и Кого необходимо терпеть временные скорби.
Здесь же видим, что до сих пор актуальна формула высказанная в IV веке, о том что Церковь это не общество торжествующих святых, а толпа кающихся грешников: «Фарисейски кто живет, Церкви далече бывает: Христос бо внутрь, о смирении, приемлемый».
Синаксарь (собрание исторических сведений о празднике) раскрывает нам, что три грядущих праздника: «мытаря и фарисея, блуднаго и второго пришествия», замышлялись святыми отцами как «некое предобучение и поущение», чтобы «предустроится» и быть готовым к духовному подвигу, оставив скверные привычки и греховные навыки. Почему же именно притча о мытаре и фарисее стала первой на пути подготовки к подвигу Поста? Триодь отвечает так: «Первое оружие к добродетели покаяние и смирение», чему препятствует фарисейская гордость, которой нам и предлагают противопоставить смирение и покаяние мытаря.
Неделя о блудном сыне
Молитвословия Триоди не просто проникновенны, они еще и образны и поэтичны: «В безгрешную страну и животную вверихся, посеяв грех, серпом пожав класы лености, и рукоятием связав деяний моих снопы, яже и постлах не на гумне покаяния: но молю тя превечнаго делателя нашего Бога, ветром твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих, и пшеницу даждь души моей оставление, в небесную твою затворяя мя житницу, и спаси мя». Вроде бы короткое моление, но какие емкие евангельские образы. В нескольких строках поместились и притча о плевелах на поле, и о сеятеле, и о том, что жатвы много, а делателей мало, что зерно не принесет плода если пав в землю не умрет, что должно собирать сокровище на небе, а не на земле....
«Блудник ли кто есть яко аз, дерзай, гряди: Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь».
Слово блуд, однокоренное со словами блуждать, заблуждаться, часто употребляется в писаниях Ветхого и Нового Завета и не всегда имеет буквальный смысл греха прелюбодеяния, но чаще понимается шире, как духовная измена Божественной Любви, как отпадение от Веры, неверность Богу. В таком смысле любой грех — результат заблуждения.
Интересно, почему же именно притчу Спасителя о блудном сыне приводят нам на память святые отцы и учителя церкви после недели «о мытаре и фарисее». Ответ мы находим в синаксари этого дня. Поскольку многие «блудне же зело от юного возраста живуще и пиянствы и нечистотами упражняющися, во глубину злых сице впадше, во отчаяние приходят еже убо рождение есть гордости...» Оказывается внимательное отношение к себе, видение несовершенства своей жизни и множества грехов может привести к отчаянию, которое рождается от гордости. За этим простым, на первый взгляд, утверждением стоит многолетний опыт и мудрость подвижников, посвятивших жизнь борьбе с грехом и страстями. Уныние и отчаяние — страшные враги христианина, гораздо страшнее, чем кажутся на первый взгляд, поскольку влекут за собой множество грехов. Об этом есть немало поучений в древних патериках.
Мне вспомнился случай, когда два монаха, продав в городе корзины, сплетенные ими в пустыне, прокутили вырученные деньги и впали в блуд. Возвращаясь в пустыню, один из них выл от отчаяния и причитал, а второй распевал псалмы и, казалось, был весел. В результате, отчаявшийся брат вернулся в город, стал пьяницей и разбойником, а победивший уныние, всю оставшуюся жизнь каялся и достиг святости. «Как я мог!.. Бог меня теперь не простит...» — эту лживую мысль, по сути, клевету на Бога, влагает в сердце лукавый каждому тяжко согрешившему. И зная такую опасность, святые отцы «человеколюбно и отечески» приводят нам во свидетельство Божией любви и милосердия притчу о блудном сыне. Где Отец — восточный патриарх — глава дома, пожилой, солидный, уважаемый человек, вероятно, задрав полы своих пышных одежд, не боясь показаться смешным или нелепым, САМ выходит (а у апостола Луки даже бежит!) навстречу блудному, но раскаявшемуся сыну. «Познаем, братья, таинства силу, от греха к Отеческому дому востекшаго блудного сына преблагой Отец предустрет лобзает...»
Тема возвращения в отечество вообще одна из тем всего поста. Сорок лет, выйдя из страны рабства Израиль ходит по пустыни, очищая себя от старых греховных навыков, изменяя свое рабское сознание. У нас на это будет только сорок дней.
Суббота мясопустная
Третья приготовительная неделя называется «о втором пришествии» или «о страшном суде» или попросту «мясопуст» (поскольку после этого воскресенья мяса уже не вкушают). А предваряет её начало так называемая «мясопустная суббота». Этот день примечателен тем, что «от века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще вернии», умоляя Господа «в час суда ответ благий дати...» и «достойными быти небеснаго царствия Его». Т. е. в этот день совершается особое усердное моление за всех «благочестно скончавшихся человеков». Еще такие субботы называют родительскими. Под «благочестно скончавшимися» и «верою поживших благочестно» вероятно, имеются ввиду благочестивые христиане и не самоубийцы. В Триоди о причине установления этого дня сказано, что, поскольку многие умерли внезапно в горах, в море, пожарах, и т.п. или были убиты и не получили «узаконенных псалмов и песней памяти», святые отцы постановили соборно «общею памятию» их поминать: «Не воспоминай прегрешений умерших, Слове, благия твоя щедроты мертвы не показуяй».
Но и для нас, пока еще живущих, этот день накануне воспоминания о страшном суде, имеет очень важное значение. По латыни смысл этого дня выражается просто: memento mori, а по-русски можно сказать: «помни час смертный и во век не согрешишь». «Рай и ад — в высшей степени реальные места назначения, навстречу одному из которых каждый из нас несется со скоростью шестьдесят секунд в минуту» (Сергей Худиев). Однако, как писалось выше, это не должно стать поводом для уныния, но побудить нас к доброделанию, о необходимости которого как раз говориться в притче о страшном суде.
Неделя мясопустная или о Страшном суде
Напомню о разнице понятий: «неделя» в церковно-славянском языке (от слов «не делать») - соответствует современному понятию «воскресенье», а то что мы сейчас называем неделей (т. е. семь дней) раньше именовалось «седмица». Посмотрим к чему нас призывают богослужебные тексты этого дня. «Господни разумеша заповеди тако поживем: «голодных накормим, жаждущих напоим, нагих оденем, странников примем, болящих и заключенных посетим — воспевает в этот день Церковь.
И это не просто красивые слова, это заповедь Бога нам, людям называющим себя христианами. Только исполняя этот его завет, можем мы надеяться наследовать «уготованное вам Царство». Вот они эти страшные для нас слова. Никто не спрашивает о том сколько ты постился, молился, в церкви выстаивал и сколько поклонов бил ежедневно, потому что всё это лишь средства для умножения любви... Но Господь смотрит на плоды наших трудов, ему нужны плоды любви, выраженные в конкретных делах. «..станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1-е Ин. 3:18) , поскольку «… не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Ин 4:20).
Читая синаксарь дня, снова убеждаешься в великой мудрости святых отцов, составлявших богослужения Постной Триоди. Прекрасно зная психологию падшего человека, они уберегают нас от крайностей. Так, убедившись из притчи о блудном сыне в любви Бога к кающимся грешникам, видя образ бегущего патриарха, нетрудно впасть в леность и нерадение об исправлении своих грехов, чрезмерно уповая на Божью милость. Поэтому и приводят нам на память страшные слова Спасителя о необходимости доброделания «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).
Так же, в этот день «конец всех праздников полагается», поскольку «настоящий же всех дней конец и миру самому», а в «будущую неделю начало мира».
Таким же образом, как помогают водителю в пути дорожные знаки, заранее предупреждая об опасных участках дороги, помогают нам на пути к Посту эти три приготовительные недели. Предупреждают нас о том, что вступив на путь постного подвига, нужно, во-первых: уберечься от гордого осуждения других путем смирения и покаяния, во-вторых: не впасть в уныние и отчаяние, зная о милости Божьей и в-третьих: помня о страшном суде, без лености самому оказывать милость.
Седмица сырная
Последние дни перед постом проводят по разному: где-то устраивают карнавал (от лат. carne vale - «прощай, мясо»), у нас на Руси — масленичные гуляния. И всякий раз задается много вопросов священникам о том, стоит ли праздновать Масленицу и как проводить эти дни. В песнопениях Триоди находим такие строки: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивши телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа, призвавшего мир в Царствие небесное...» Вот так, оказывается «брашен и страстей отложение творяще», посещая храм, настраиваясь 2на нужную волну» и, я так думаю, примирившись с близкими, поводом к чему может стать общее умеренное застолье с блинами. «Масленица всегда вызывает широкое обсуждение, но основной вопрос обычно ускользает от внимания дискутирующих — вопрос совершения Литургии. В среду и пятницу сырной седмицы ее нет. Это яркий признак приближения поста, если угодно, своего рода «тренировка» перед вхождением в период, когда мы будем лишены ежедневного совершения Евхаристии — главной радости, низведения Рая на землю. Именно лишение Евхаристии, а не вкусной пищи сделает время поста временем строгим, непраздничным» (М. Красовицкая «Как устроено богослужение Церкви»).
Современному человеку, привыкшему бывать в храме раз в неделю, трудно понять и оценить этот важный момент жизни Церкви, когда христиане лишаются ежедневной Евхаристии. И по моему, это явно свидетельствует о том, как часто причащались первые христиане. По словам одного из древних подвижников: минимум раз в неделю необходимо причащаться Святых Тайн. Однако, он это говорил о монахах.
В песнопениях сырного понедельника находим еще одно интересное осмысление поста, как «десятины всего лета приносяще всех Царю». Ветхозаветный обычай посвящать в дар Богу десятую часть своих доходов, о котором упоминается в Евангелии (Мф. 23:23), был принят и на Руси (вспомним «десятинную церковь», построенную благоверным князем Владимиром). Тут же Триодь сообщает о пользе поста, поскольку он ослабляет «искушение демонское» и «хранители жизни нашей ангелы, люботруднейше с нами пребывают, постом очистившимися».
Для духовной поддержки и вдохновения постящихся вспоминается покаянный пост ниневитян, пост Моисея, Илии и многих праведников, поскольку скоро «возсия весна постная, цвет покаяния». А в субботу сырную «память совершаем всех в пощении просиявших святых». Далее, раскрывая сущность православного поста, святые отцы напоминают нам, что пост заключается не только в воздержании от пищи, «но и языка, и ярости, и очию, и просто рещи, всякаго зла праздность и отчуждение». Для того в этот день и вспоминаются подвижники «поущающе нас образом сих к добродетелей поприщу» (синаксарь субботы «сырной седмицы»).
В песнопениях т. н. «сырной среды» раскрывается натуралистические образы поста: «Возсия весна постная, цвет покаяния…» А если есть «цвет», то должны быть и плоды.
Неделя сырная
Песнопения последнего дня перед Постом посвящены грехопадению Адама, который «в невоздержании заповеди не сохрани владычни». «Возлюбим воздержание, да не в не рая возрыдаем, якоже он, но в него внидем» призывают нас песнопения дня. 2Этот день является переходом к обратному счету богослужебного времени. Мы привыкли, что седмица начинается с недели, то есть с воскресного дня. А вот в Великом посту происходит «кувырок через голову»: сначала пройдет первая седмица, а затем настанет первое воскресенье поста и т. д. (М. Красовицкая «Как устроено богослужение Церкви») Синаксарь последовательно раскрывает значение Поста и его суть. Прежде всего нам предлагается «постная лечьба человеческому естеству полезная», как исправление нашего падшего состояния, унаследованного от Адама, который «Божие заповедание поста доброе» не сохранил и «чреву покорься» и не только «Бог не бысть, но и смерть привлече».
Василий Великий говорил, что «человек — это животное, получившее повеление стать богом», а апостол пишет что «плоть желает противного духу, а дух-противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17). И поэтому, сам Господь — второй Адам, начиная свое служение покорил плоть Духу «дней постився четыредесят и послушлив бысть», к чему и нас всех Церковь апостольская призывает. Здесь опять же повторяется мысль о том, что сорок дней Поста — десятая часть дней года, приносимая в жертву Богу. Тут же звучит вопрос: почему же не пожертвовать больше? Потому что «от лености всегда поститися и от злых упразднитеся не хощем, яко некую жатву душам апостолы и божественные отцы предаша».
Показывая сугубую важность Поста, приводятся нам на память пост Христа, Моисея перед принятием Закона, Илии, Даниила и многих других «елицы искуснии у Бога».
Песнопения этого дня необыкновенно мелодичны и проникновенны. Мы переживаем лично трагедию Адама, потому, что это и наша трагедия, наша боль, наше падение. Впереди целых сорок девять дней строгого поста и всего семь недель, что бы хоть что-то исправить.
Первый понедельник Великого поста
Синаксарь ссылается на апостольское установление Поста. Однако, Четыредесятница в древней Церкви была еще и постом оглашенных, т. е. тех кто готовился принять Крещение в Великую субботу. Отголоски этого сорокадневного оглашения — Ветхозаветные чтения пророчеств, притчей и книги Бытия, положенные Триодью на каждый день Поста. И как говорилось выше в неделю о страшном суде: «в будущую неделю начало мира», поэтому с понедельника начинается чтение книги Бытия. Т. о. язычник, готовящийся стать христианином, должен переродиться, измениться, «с понедельника начать новую жизнь», порвать с прошлым, ибо «блажен муж иже не иде на совет нечестивых». А чтение пророчеств Исайи дает множество поводов к покаянию не только язычнику но и всякому, считающему себя христианином.
«Постимся постом приятным», иногда с юмором говорят постящиеся, надкусывая бутерброд с «постной» колбасой. Но не стоит забывать истинного значения этой фразы из службы первого дня поста: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Т. е. пост наш должен быть приятен Господу, а изнеженным и требовательным телесам нашим, скорее, наоборот.
Песнопения пятницы первой седмицы ободряют и утешают нас да «постное завещание радостно восприимем», «бежим невоздержания, и по насыщении страстем не покоримся» и «снемы пасху Христову священную, во спасение душ наших».
В субботу первой седмицы Поста воспевает Церковь память мученика Феодора Тирона, вспоминая его чудесное явление во сне «тогдашнему архиерею». Тогда мученик предупредил христиан о том, что император Юлиан, прозванный Отступником, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках и «постом очищающиеся люди благочестивые, от скверных жертв, оскверненными брашны окушашеся осквернити». Тогда Феодор повелел есть в те дни коливо, т. е. пшеницу.
Первая неделя поста — Торжество православия
В первое воскресение Поста Церковь празднует «возставление святых и честных икон», чествует память «Феодоры святыя и блаженнейшия царицы», Михаила и святого Мефодия, патриарха Константинопольского. Радостно вспоминается окончание длинного и кровавого иконоборческого периода, бывшего в Византии в VII-VIII веках. В песнопениях этого и всех последующих дней видим многократно повторяющиеся разными словами все те же темы, образы и поучения, описанные в предыдущие дни. Поется о необходимости глубокого покаяния, пользе поста для души, приводятся примеры постного подвига Моисея, Илии, Самуила, Елиссея и пр., разнообразно напоминается о недостаточности для истинного поста лишь воздержания чрева, но «языка, ярости и лжи, и всякия иныя страсти очуждимся, да чисте пасху узрим». Также многократно напоминается о необходимости доброделания: «Постом просветивше плоть, душу добродетельми утучним, убогия напитаим...» (Пяток утро песнь 8).
Встречаются в постной Триоди еще, например, такие, очень поучительные для нас строки, как: «время веселое поста...» Т. е. в восприятии многоопытных отцов-подвижников Пост — время чистой искренней радости от «чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя...» Вот он, признак истинного поста, а если мы унываем и раздражаемся, значит еще многому предстоит научиться.
Во вторую субботу Поста и в две последующие «бывает служба за упокой» если не совпадает с праздником Предтечи, святых сорока мучеников или Благовещения.
Вторая неделя поста — святителя Григория Паламы
В этот день Церковь восхваляет и славит святителя Григория Паламу. Песнопения дня по восточному витиеваты и красноречивы. В них, в основном, воспевается «божественнаго и невечерняго света сын, истинный воистину Божий человек» — Григорий (Синаксарий).
Третья неделя поста — крестопоклонная
В праздник «Честнаго и Животворящего Креста» Церковь восхваляет и воспевает крест Христов «благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, церкве ограждение» (вел вечери), Крест спасительный «древле егоже прообразоваше Моисей дланьма, ныне облобызающе, умнаго Амалика побеждаем» (песнь 3 канона на утрени). О причинах установления праздника в Триоди сказано, что поскольку Постом «образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе», предлагается нам воспоминание крестных страданий Господа для нашего утверждения и утешения.
Поскольку сам Бог за нас распялся, «колико подобает и нам Его ради деяти». Здесь же аллегорически поясняется, что как человек, идущий долгим и трудным путем садится отдохнуть в тени дерева и после легче проходит остаток пути, так и на полпути Поста «насадися от святых отец животворящий крест, ослабу и прохлаждение нам подаяй». Раскрывается прообраз креста в изведении Моисеем воды из скалы, в прохождении «умнаго» т. е. мысленного/духовного «чермнаго моря». И как посредине рая посажено было древо жизни, так и посередине поста «божественнии отцы крестное древо посреде святые четыредесятницы насадиша». «Животворящему древу поклонившеся, отсюду идем путем пощения к страсти Христовой РАДУЮЩЕСЯ» (Ирмос песнь 1 5-й седмицы).
Четвертая неделя поста — Иоанна Лествичника
Вспоминается в этот день Церковью житие и подвиг Иоанна игумена Синайской горы: «пустынный житель и в телеси ангел и чудотворец», который «постом бдением и молитвою небесные дарования» принял (тропарь). Судя по стихам синаксаря «Иоанн умре в тридесятый день». Возможно именно поэтому, накануне его приставления, положено любящими братьями вспоминать его житие и подвиг, поскольку на протяжении многих лет его Лествица является путеводителем для многих монашествующих и мирян, ищущих духовного роста и святости.
Примечательно, что житие Иоанна в синаксари изложено очень лаконично: всего в 15 строках. В поучение неумеренно ревностным подвижникам подчеркивается, что Иоанн в своем подвиге избегал крайностей и ел все, что позволяла заповедь, но умеренно и «в сем рог гордости сломлял всепремудро», так же и спал столько, сколько необходимо чтобы не повредился ум, однако «течение же его молитва бяше присная и к Богу любовь безмерная».
Во всех песнях канона в этот день и последующие раскрывается притча о самарянине, где под израненным нагим человеком подразумеваемся мы, раненные «согрешений язвами» и «божественного обнажихся образа».
В песнопениях утренней службы вторника этой седмицы вспоминаются еще некоторые чудеса Христа, но интересно, что осмысливаются они не фактически, а духовно, как поучительные покаянные образы: лежащая в горячке теща Петра - душа разжигаемая «опалением похотений», и молимся, что бы Господь воосставил ее «да обрящется работати» Богу. (утро вторник 5 нед. песнь 8). Вспоминая исцеление глухонемого, молимся: «Уши отверзи души моея оглохнувшия Христе, и язык мой уясни, якоже древле гугниваго (немого) и глухаго: да внушая твоим гласовом пою, и языком хвалю тя во веки». А помня, как Господь одним словом успокоил бушующее море, молимся: «и моя треволнения утиши помышлений».
В четверг пятой недели на утрени целиком прочитывается канон Андрея Критского. Поскольку приближается к концу святая четыредесятница, для побеждения ленности в духовных подвигах великий Андрей, «якоже некий наказатель», побуждает нас к деланию, приводя в пример «великих мужей добродетель, и злых паки отвращение».
Пятая неделя — Марии Египетской
Вспоминается великая подвижница — преподобная Мария Египетская, которая «душевныя ловления и страсти плотския мечем воздержания посекла еси: помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси, и струями слез твоих пустыню всю напоила еси и прозябла еси нам покаяния плоды».
Пример ее жизни очень важен и поучителен для нас по многим причинам. Во-первых, это пример деятельного покаяния, т. е. покаяния приносящего плоды. Во-вторых, это еще один пример любви к Богу и великой Любви, долготерпения и веры самого Бога в падшего человека. Казалось, неисправимая, закоренелая в своих грехах душа, вдруг столкнувшись со святыней и четко осознав глубину и мерзость своего состояния, пошла путем покаяния и достигла святости. Наверное, путь подвига Марии не для всех, но порой, когда человек стремительно тонет, чтобы спастись и всплыть, ему надо дойти до самого дна и с силой оттолкнуться от него. Не для того вспоминается в этот день история Марии Египетской, чтобы все буквально ушли в пустыню, а для того, чтобы мы подражали ее решимости в борьбе с грехом, ее самоотречению покаяния и любви к Богу. Уместно будет вспомнить слова Христа о раскаявшейся блуднице: «прощаются грехи ее многие, за то что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).
А уже на вечерней службе дня поется: «Шестую от честных постов седмицу, усердно начинающе, Господеви предпразднественное пение ваий принесем вернии: грядущему во славе силою божества во Иерусалим, умертвити смерть, темже уготовим благочестно победныя образы, ветви добродетельныя, осанна вопиюще творцу всех». Вся следущая седмица пройдет в предвкушении входа Господа в Иерусалим, которому мы должны приготовить «ветви добродетельные».
Песнопения утрени понедельника призывают нас «С ветвями добротворения и чистоты уготовимся вси Христа срести, ко Иерусалиму грядущего...»
В среду «Лазарь умерый погребается» и Господь говорит ученикам, что «ныне иду воскресити егоже создах...» Песнопения утрени призывают нас приготовиться к встрече Христа, принеся Ему вместо «ваий» «милостыню в молитве сердечной». В среду вечера воспеваем ко Господу «яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености...» как и Лазаря воскресил.
В четверг на утрене: «Двоеденствует днесь Лазарь умерый» т. е. второй день, как он был положен в гроб, высеченный в скале, и привален тяжелым камнем.
«Господи, исполнением поста, исполни наша сердца и ум радости, апостолов твоих мольбами, чисто возлюбивших Тебя, Спасителя душ наших».
«Смердя гнойми злобы, во гробе живу ленности, Христе. Темже вопию ти: воздвигни, спаси мя, яко да и аз с ветвьми добродетелей усрящу Тя, взывая оссана Богу».
В вечер пятницы двое учеников посылается «жребя привести Владыце всех» и «начинает боятися Лазарем миродержица всеядица смерть, первее пленившая род человеческий».
Христос «идет оживити ближнего друга, своим воскресением, востание всех провозвещаяй».
В этот день «душеполезную совершив четыредесятницу и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...» Вот и закончились сорок дней строгого Поста, когда мы пытались посильно хоть чуть-чуть приблизиться к Богу. Теперь, с сокрушением и благодарностью, мы будем переживать крестный путь Бога к нашему спасению. Впереди страстная седмица, каждый день которой называется Великим, потому что приближает всю историю отношений воплотившегося Бога и человечества к кульминационному моменту — мучительной, но спасительной, страшной, но добровольной смерти Спасителя «нас ради человек и нашего ради спасения» и Его Воскресению, которое предзнаменуется воскрешением Лазаря. Поэтому и поется уже в пятницу вечером «Воскресение Христово видевше...» По этой же причине от этого дня в богослужении уже не поются стихиры посвященные мученикам и страданиям Богородицы, пример стойкости которых и любви к Богу поддерживали постящихся всю четыредесятницу.
Лазарева Суббота
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже...» Богослужение этого субботнего дня особое, в нем присутствуют элементы воскресной службы, поскольку воскрешение праведного Лазаря — залог всеобщего воскресения.
Эта суббота была в древней Церкви важным днем, поскольку по некоторым сведениям, в этот день в Византии крестили детей. Поэтому вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуя» и прокимен: «Господь просвещение мое...» А в своем послании апостол Павел побуждает всех хранить благодать, быть братолюбивыми, страннолюбивыми, помнить узников, довольствоваться тем что есть, поминать наставников, которые проповедовали слово Божие, и, «взирая на кончину их жизни», подражать вере их (Евр. 12:28 — 13:8).
Неделя ваий
В этот день Церковь призывает нас «с ветвьми умно очищени душами» встретить идущего ради нас на страдания Христа, воспевая: «...благословен еси, Спасе, в мир пришедый, спасти Адама от древния клятвы, духовно быв, Человеколюбче, новый Адам...» Стоит заметить, что не смотря на красоту и поэтичность некоторых песнопений, они имеют еще и мощную догматическую «начинку", раскрывают православное понимание спасения совершенного Христом. Да и в «Послании Восточных Патриархов» сказано, что «в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами».
Синаксарь дня сообщает нам, что по обычаю того времени, пальмовыми ветвями, которыми встречают торжественно Христа, встречали ранее победителей. Так же «гадательственно» осел, на которого сел Христос, знаменует новообращенных язычников.
А на вечерней службе уже звучит тема следующего дня - притча о бесплодной смоковнице и жизнь ветхозаветного патриарха Иосифа, который есть «образ поистине Христов».
«Прилепившеся Господеви вся тщащемуся пострадати» готовы будем на оплевание, на поругания, и на уничижения: «яко да пречистыми его страстьми спрославимся» верные.
Вспоминается, что жезл Моисея превратился однажды в змею, жезл Аарона расцвел, но потомки их «соборище законопреступное в неплодную преложися смоковницу».
В эту седмицу напряженность молитвенной жизни достигает максимума, поэтому в ближайшие дни полностью прочитывается Псалтирь.
Великий понедельник
«Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. «Емкость слов церковнославянского языка просто удивительна. Чего только стоят понятия «дариносимо» или «радостопечалие», семантический разбор каждого из которых займет несколько страниц. Вот и этот день «светлоносит» начатки страстей. Два простых и понятных слова объединились в одно и засияли радугой смыслов.
В этот день поется «косно и велегласно и со сладкопением» необыкновенно проникновенное, смиренное и торжественное «Се жених грядет в полунощи...», которое ставит нас лицом к лицу с Сыном Божьим, с реальностью встречи с Тем, перед лицом Которого становится очевидна бесплодность унывающей души и ложность моих приоритетов.
В святой Великий Понедельник совершается память блаженного Иосифа Прекрасного. Подобно Иосифу Иисус предан по зависти своими единоплеменниками, продается за тридцать серебренников, заключается во мрачный ров — гроб и оттуда, восстав, царствует над всем Египтом т. е. над грехом, который до конца побеждает. И как Иосиф подает братьям своим пшеницу, Христос питает нас небесным хлебом — своей живоносною плотью (по синаксарю).
Случай с засохшей смоковницей вспоминается в этот день, поскольку он описан у евангелистов Матфея и Марка сразу после входа в Иерусалим. И, как написано в синаксаре дня, под смоковницею разумеется иудейский народ, не приносящий плода духовного. О причине страдания неповинного дерева синаксарь сообщает, что это необходимо дабы «уверить неблагодарныя люди» не уповать чрезмерно на Божью милость, но показать, что Господь имеет силу «и к муце довольную». Еще смоковница — всякая душа, не приносящая духовного плода, которая как сухое деревце будет брошено в огонь. Убоявшись участи неплодной смоковницы «плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость».
С этого дня начинается чтение книг Иова и Исход, почему? Наверное стоит рассматривать эти чтения в свете поучения оглашаемым, т. е. людям, которые постом готовились принять святое Крещение. Исход евреев из земли рабства и чудесное прохождение через море в котором тонет фараон и все войско его — образ Крещения «во оставление грехов», а в неделю спасительных страданий Бога ради людей, книга Иова дает нам пример терпения и смирения человека ради Бога, раскрывает понятие Веры, как доверия. «Прилепившеся Господеви вся тщащемуся пострадати» готовы будем на оплевание, на поругания, и на уничижения: «яко да пречистыми его страстьми спрославимся» верные (вечер недели ваий). Своей непоколебимой верой, смирением и послушанием воле Божией многострадальный Иов посрамляет дьявола, вдохновляя новобранцев Христова войска, ведь по слову пророка: «сеющие слезами, радостию пожнут» или «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).
Великий вторник
Вспоминается в этот день притча Спасителя о десяти девах, которую он рассказывает своим ученикам по входе в Иерусалим. Выше говорилось, что под блудом в Писании часто понимается измена Богу, неверность Ему, Его заповедям. Пожалуй, тот же духовный смысл имеет и девство, как образ не сколько полового воздержания, но чистоты сердечной, верности души Богу. Но как показал Спаситель в притче о страшном суде: воздержание от греха не вменяется в праведность, но необходимы дела любви, конкретные дела милосердия. Вот и в синаксари говориться, что не смотря на красоту и величие девства самого по себе, его не достаточно и «да не кто сие дело исправляя, небрежет о других, паче же о милостыни». И нет большой разницы между блудницей и такой нерадивой девой, поскольку первая побеждается телом, а вторая «имением своим». Под сном же подразумевается смерть.
Эта притча научает нас всегда «бдети», готовыми быть к встрече истинного жениха благими делами, прежде всего милостыней, поскольку не известен ни день ни час кончины. Образ разумной девы соединяет в себе целомудрие Иосифа и плоды духовные из образов предыдущего дня.
В притчах часто духовное противоположно мирскому. Вот и в притче о десяти девах раздавая щедро данные нам таланты мы приобретаем себе спасительный елей. И хотя явно притча о талантах не вспоминается в синаксаре, эта тема неоднократно встречается в песнопениях дня. «Се тебе талант Владыка вверяет душе моя, страхом приими дар, заимствуй давшему, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его...» или «Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа твоего». Вот уж действительно, дар слова есть практически у каждого и этот «талант» можно и нужно использовать для умножения Правды и Любви в мире.
Уже накануне Великой среды звучат слова о предательстве Иуды и помазании миром Спасителя.
Великая среда
Вспоминается в этот день жена блудница, помазавшая Иисуса Христа многоценным миром на кануне его страданий и, по слову Спасителя, приготовившая тело его к погребению. Вспоминается, как говорится в синаксари, «по Спасову словеси, «... где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее...» (Мк. 14:9). Там же говорится о древнем обычае приносить елей в дар Богу и помазывать им священников. Большая часть синаксаря этого дня посвящена сравнительному анализу четырех Евангелий и поиску ответа на вопрос: одна, или несколько разных женщин упоминаются в сходных эпизодах с помазанием миром тела Христа в доме Симона прокаженного и Симона фарисея, а так же вопросу: в чьем доме была приготовлена тайная вечеря.
Так же среда — день когда Иуда «сребролюбия рачительствуяй» предает Христа. Песнопения дня в основном посвящены этим двум событиям земной жизни Иисуса.
Великий четверг — Тайная вечеря
Великий день, когда «славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся». Обычно на архиерейских службах совершается «чин умовения ног» в память о том, как Христос на вечере смиренно умыл ноги ученикам «Умывает учеников в вечер Бог ноги: Егоже нога попирая бе во едеме прещение древле» (стих синаксаря). Четверг — день тайной вечери и установления таинства Евхаристии «Сугубая вечеря пасху бо закона носит: и Пасху новую, Кровь, Тело Владычнее».
На повечерии последовательно вспоминается умовение ног, предательство Иуды, отречение Петра, избиение и поругание Христа на суде. Так же совершается в храмах «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Т. е. чтение 12 последовательных евангельских повествований о предательстве, аресте, суде и распятии Христа.
Великая пятница — день распятия
Как писал Козьма Прутков: «Невозможно объять необъятное» и я своим ограниченным умом не могу вместить всю полноту и глубину спасительного Промысла Божьего. Как Бог становиться человеком, как умирает бессмертный?.. Что происходит познаю верой, как происходит не могу постичь. Это и понятно, ведь в основе нашей веры не логические философские построения, а Божественное откровение. О парадоксальности происходящего сказано в стихах синаксаря так: «Живый еси Боже ты, и умерщвленный на древе: О мертвече нагий, и Бога живаго слове!» (неправда ли, напоминает средневековую японскую поэзию).
В святой и великий пяток переживаем святые спасительные и страшные страсти Христовы, которые Он ради нас добровольно принял: оплевание, биение, заушение, издевки, насмешки, багряную одежду, трость, губку, уксус, гвозди, копье и по этом всем — крест и смерть.
Символично раскрывая суть спасительных страстей Нового Адама, синаксарь подмечает, что Христа распяли в шестой день недели, так же и человек был сотворен в шестой день и что Господь распят в тот же шестой час дня, когда и Адам простер руки, коснувшись запретного древа и умер.
Далее последовательно раскрывается значение спасительных страстей в деле восстановления поврежденного грехопадением человека: горькое питие против сладости запретного плода, заушение к нашей свободе, оплевание для восстановления нашего достоинства, терновый венец для отмены нашего проклятия, багряная одежда против кожаных риз и для восстановления нашего царского достоинства, гвозди для пригвождения нашего греха, деревянный крест против райского древа, прободение ребра — прообраз ребра Адама т.е. Евы через которую грех пришел, истекшая вода — образ Крещения. По преданию под Голгофой находится могила Адама, который т.о. как бы крестился, омылся спасительной кровью. Отсюда и аббревиатуры на изображении креста: ГА — голова Адама и МЛРБ — место лобное рай бысть.
Красным шрифтом в Триоди отмечено, что в день Великой пятницы, по обычаю перенятому из палестины, не совершают литургию и ничего не едят в этот день распятия. Если же кто немощен или стар и не может «пребывать постен», дается ему хлеб и вода по захождении солнца. Пишется, что установление строгого поста восходит к апостолам.
Великая пятница — день особый в масштабах вселенной, потому что совершается спасение Богом падшего человека. Бог являет свою непостижимую Любовь нам. Поэтому, если раньше вспоминались дни земного пути Господа, то сейчас каждый час, каждое событие этого дня земной жизни Богочеловека переживается особенно сильно. Хорошо бы и во все дни года во время чтения за богослужением так называемых «часов» хранить благоговейную память об этих часах жизни Господа. На службе каждого Часа звучат псалмы, которые удивительно точно порой повторяют смысл Евангельских чтений о страдании, смерти и Воскресении Христа. Читается ряд ветхозаветных чтений и послания апостола Павла, которыми в древней церкви завершался цикл огласительных наставлений перед Крещением.
И вот уже «благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело...»
Великая суббота
Суббота — день покоя, и в этот день «снизшел еси к смерти Животе безсмертный» и «умершия от преисподних воскресил еси».
По чтении 17-й кафизмы читается канон, в ирмосах которого вспоминаются прообразы воскресения: еврейские отроки в пещере, пророчество Аввакума: «ты сильных пресекл еси державу, Блаже, приобщаяся сущим во аде, яко всесилен», пророчество Исайи: «... воскреснут мертвии и востанут сущии во гробех и вси земнороднии возрадуются», вспоминается Иона — знамение воскресения Христа и несгораемые отроки в печи. Так же читается пророчество Иезекииля, явно описывающего всеобщее воскресение. Подошел к концу цикл огласительных и "тайноводческих" бесед для готовящихся принять Крещение в Великую субботу и апостол Павел призывает их (1-е Кор.5:7) «... очистите старую закваску, что бы вам быть новым тестом, так как вы безквасны, ибо пасха наша Христос заклан за нас. Посему станем праздновать не с ветхой закваской, ни с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». Впервые поется долгожданное пасхальное "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...»
Вместо прокимна после входа на вечерней службе начинаются ветхозаветные чтения:
1) из книги Бытия — о сотворении света, воды, земли, неба, растений в первые три дня творения;
2) из пророчества Исайи — о распятии Христа, его славе, просвещении язычников и распространении Церкви «... и пойдут цари светом твоим, и языцы светлостию твоею»;
3) из книги Исход — об установлении Моисеем чина празднования пасхи;
4) из пророчества Ионы — по слову самого Христа знамение для иудеев: «и бе Иона во чреве китове три дни и три нощи...» и о милосердии Божии к раскаявшимся ниневитянам;
5) из Иисуса Навина — о прекращении выпадения манны и встрече Иисуса с ангелом, повелевшим обуться, т.к. он стоит на святой земле;
6) из книги Исход — о прохождении евреев через море и потоплении армии фараона;
7) из пророчества Софония - «... потерпи мене в день воскресения моего...»;
8) из третьей книги Царств — о воскрешении сына вдовы в Сарепте Сидонской по молитве Илии;
9) из пророчества Исайи — «Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя...» и «... якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе»;
10) из книги Бытия — о принесении Авраамом в жертву сына Исаака и обетование «...благословятся в семени твоем вси языцы земнии»;
11) из пророчества Исайи — пророчество которое Христос сам о себе прочел в синагоге "Дух Господень на мне»;
12) из четвертой книги Царств — о воскресении Елисеем отрока;
13) из пророчества Исайи — «где возведый от земли пастыря овец своих; где есть вложивый в них Духа Святаго»;
14) из пророчества Иеремии — «се дние грядут, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов»;
15) из пророчества Даниила — отроки еврейские в печи.
По большей части эти чтения полагались для оглашаемых перед крещальной Литургией. К ним же и слова апостола Павла: «... все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни...»
Вместо «аллилуия» по чтении Апостола поется многократно «Воскресни, Боже, суди земли...» со стихами о изменении жизни и усыновлении Богу. Тут же (по указанию Триоди) священнослужители переоблачаются из черных риз в белые. На практике и певчие стараются не отставать, для чего они заранее под черную одежду прячут светлую. У нас на клиросе такая одежда называется «из под пятницы суббота». Все это отголоски древней практики Крещения.
В эту ночь Церковь пополнялась новыми членами. Поэтому читается Евангелие от Матфея «...итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». И вот, они облаченные в «ризу светлу», впервые в жизни готовы приступить к Причастию на Литургии верных. Совершается Литургия Василия Великого, на которой вместо херувимской поется «да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...»
Конечно, в современной практике, особенно если служат днем, а не ночью, в предпраздничной суете трудно прочувствовать эти важнейшие моменты жизни Церкви, заново пережить, осмыслить свое Крещение. К счастью, практика Крещения в Великую субботу возрождается, а для нас главное — правильно расставить приоритеты: где освящение куличей, покраска яиц и мытье окон, а где очищение души, и вечная жизнь с Богом, который так возлюбил мир, что Сына своего Единородного не пожалел. И тогда, радость об окончании Поста затмится несравненной радостью о воскресшем Господе, которая, переполняя сердце, вырвется из груди словами: «Христос Воскресе!»
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна