3 июня 2016 года
В жизни каждого из нас бывали разочарования. Вот известный певец, которого ты часто слушал, предал свою страну и стал служить откровенному злу. Вот авторитетный богослов на старости лет начал нести околесицу. Вот именитый ученый, которому ты доверял, стал жуликом. Вот сослуживец, который оказался «и не друг и не враг, а так». Вот разбитое сердце несостоявшейся любви. Примеры можно продолжать бесконечно. Что нам делать с этими разочарованиями? Как их пережить? Не претендуя на общее решение этой проблемы, расскажу о своем личном опыте.
Раньше я переживал разочарования очень болезненно. В душе кипело возмущение – да как они (почему-то всегда – они) посмели не оправдать мои высокие ожидания? Наказать! Запретить! Исключить! Такие злые мысли роились в голове.
Но чтение Библии и размышление над ней имеют удивительное воздействие на разум. Библейское Слово проникает в сознание медленно и с трудом. Лишь со временем начинаешь понимать простые, казалось бы, вещи. Но они же и самые важные.
Размышляя над смыслом второй заповеди Моисея «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20, 4), я пришел к выводу, что разочарованиям надо радоваться и за них благодарить Господа, а не переживать и возмущаться. «Как это возможно?» – спросите вы.
Но задумайтесь, когда происходит разочарование? Когда человек зачарован. То есть чем-то околдован. Ведь само слово «разочарование» происходит от слова «чары», то есть морок, колдовство. Это состояние зачарованности имеет самое прямое отношение к нарушению второй заповеди «не сотвори себе кумира». Состояние зачарованности, психологической зависимости от «кумира» – это состояние прелести, то есть ложное, вредное и ошибочное состояние духа.
Вред от зачарованности состоит в том, что она искажает наше видение (духовной) реальности, а также становится препятствием на пути к Богу. Когда мы находимся в этом состоянии, мы теряем способность к рассуждению – добродетели, которой учат нас библейские праведники и святые отцы Церкви. Так, например, преподобный Антоний Великий говорил: «Рассудительность есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела». Зачарованный человек буквально теряет разум. В самом деле, разве певец является экспертом в политике? Нет, он всего лишь поет песни – спасибо ему за это. Разве богослов застрахован от ошибок и страстей? Нет, но спасибо ему за прошлые заслуги. Только из-за состояния зачарованности мы не видели ограниченности «кумиров», без рассуждения придавая их словам и делам значение, которое они не заслуживали.
Но если зачарованность – это нарушение второй заповеди и впадение в прелесть, то разочарование – это освобождение нашего духа от чар, в плену которых мы находились. Вот этому освобождению мы и должны радоваться. Печально, конечно, что авторитет, которым ты был очарован, оказался падшим человеком. Но это его проблема, а не твоя. Зато как хорошо, что ты освободился от чар и обрел свободу! Об этой свободе говорил Христос «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8, 32).
Разочаровываясь, то есть освобождаясь от чар и кумиров, мы возвращаем свою свободу, а с ней и способность к рассуждению. Эта способность возвращает нам видение своих грехов. «Слаб человек», – скажет человек рассудительный, наблюдая падение вчерашнего кумира. Потому и нужен ему Спаситель. Потому и не стоит сердиться на падших кумиров. Лучше задуматься о себе: «Как это меня угораздило сотворить себе кумира из певца, актера или ученого? Я согрешил, не он. Я согрешил тем, что поставил сотворенное создание на тот пьедестал, который уготован только Творцу. И слава Богу, что я, наконец, освободился от этих чар». Есть повод порадоваться этому.
Чтобы не испытывать горьких разочарований, надо просто не поддаваться чарам. Научившись такому отношению к разочарованиям, мы, может быть, и научимся жить по слову апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18).
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна