Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Интеграция Саровской православной гимназии в городскую систему образования

26 августа 2010 года

Доклад директора гимназии Н.В.Суздальцевой на общегородской педагогической конференции г.Сарова 26 августа 2010 г.

1 сентября 2009 года в городе открылось новое общеобразовательное учреждение – Саровская православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского.  В этот день для 16 первоклассников не было традиционной для школьников торжественной линейки, поздравлений старшеклассников, символического первого звонка, но был для кого-то из них первый в жизни молебен в храме Иоанна Предтечи. Первое водосвятие, целование креста, свечка в руке… Первое пастырское слово священника, духовника гимназии… А уже потом был переезд в учебные помещения и первый урок…

Учредителем православной гимназии является Нижегородская епархия русской православной церкви. Всего по Нижегородской области таких образовательных учреждений 10, целая система гимназий, в которой особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Открытие православной гимназии – явление в городе не случайное и не стихийное. Православному образованию в Сарове уже почти 20 лет. У нас есть Школа раннего развития «Родничок» для детей дошкольного возраста, есть две воскресные школы, которые можно рассматривать как учреждения дополнительного образования, есть кафедра теологии в саровском физико-техническом институте (сегодня – СарФТИ НИЯУ МИФИ), то есть высшая школа, а теперь появилось и общеобразовательное учреждение. И на сегодняшний день можно говорить о возможности получения непрерывного православного образовании в городе Сарове.

Каждое учреждение в начале своей деятельности выстраивает иерархию оперативных, тактических, стратегических целей, которые в дальнейшем каждый год корректируются и определяют направление работы школы.

 

 

Глобальные цели (миссия гимназии) – религиозно-нравственное образование и воспитание обучающихся в духе православной нравственности и традиций Русской Православной Церкви, содействие восстановлению традиций русской православной культуры и благочестия.

Долгосрочные цели – создание оптимальных условий для интеграции светского и православного образования.

Цели учебного года на уровне всей гимназии – вхождение православной гимназии в единое образовательное пространство города.

Цели учебного года на уровне начальной ступени образования – обеспечение доступного и качественного начального общего и дополнительного образования.

Цели учебного года на уровне класса – создание благоприятных условий для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни.

Цели учебного года на уровне ученика – выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Поскольку решение о создании гимназии возникло в рамках договора о сотрудничестве между Нижегородской епархией и Администрацией города, то в течение всего года Администрация, департамент образования, Методический центр оказывали гимназии управленческую, методическую, информационную помощь, помогая гимназии войти в единое образовательное пространство.                                                 

1. Администрацией города предоставлено гимназии в безвозмездное пользование здание по ул.Пушкина, в котором в настоящее время ведется капитальный ремонт, в связи с чем департамент образования приютил гимназию под крышей школы № 20, где мы арендуем помещения для 1 и 2 класса и в целом пользуемся всей инфраструктурой, за что директору школы Воробьевой Е.В. выражаем огромную благодарность.

2. Гимназия вошла в городскую программу «Дети Сарова» в части обеспечения детей бесплатными завтраками.

3. Директор гимназии и заместитель директора по воспитательной работе посещают совещания директоров и зам.директоров, проводимых департаментом образования.

4. Директор гимназии был направлен департаментом образования на курсы повышения квалификации по федеральной программе в НИРО для руководителей образовательных учреждений.

5. Православная гимназия вошла в телевизионный проект департамента образования «Портрет учителя», посвященный Году учителя.

6. Старший методист Методического центра О.Н.Козлова является по совместительству заместителем директора по УВР православной гимназии.

7. Получено приглашение выступить с докладом на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений «Развитие системы образования Сарова в контексте интеграции».  

Пожелание  гимназии – хотелось бы войти и в единое информационное поле городского образования, чтобы основные достижения гимназии отражались в пресс-релизе департамента образования, на сайте, в ленте новостей образования газеты «Городской курьер».

Задача интеграции в городскую систему образования не может быть решена только  помощью со стороны администрации. Поэтому православная гимназия старается выстраивать свои отношения с муниципальными образованиями на принципах сотрудничества.                                         

 

Тесно взаимодействуя с муниципальными структурами гимназия способствует укреплению связей между департаментом образования и приходами г.Сарова. НОУРО «Саровская православная гимназия» в 2009-2010 учебном году принимала участие в организации:

1. Городского этапа Общероссийской олимпиады по основам православной культуры (организация сбора заявок от ОУ через методический центр, составление списков,  проведение консультаций для учащихся,  работа в олимпиадной комиссии – проверка работ (О.В.Савченко – председатель олимпиадной комиссии, Н.В.Суздальцева – секретарь олимпиадной комиссии), организация награждения (выступление на награждении учащихся гимназии);

2. подготовке победителей городского этапа к региональному этапу, сопровождение детей на региональный этап.

3. В рамках договора о сотрудничестве между администрацией г.Сарова и Саровского благочиния по инициативе гимназии прошел городской конкурс «За други своя», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в котором приняли участие 79 учащихся образовательных учреждений города. Целью конкурса было познакомить учащихся с ролью Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, историей георгиевской ленточки – современного символа Победы, с воинскими наградами, связанными с именами русских святых.

 4. Третий год подряд Н.В.Суздальцева выступает ответственным секретарем межрайонной олимпиады по истории русского языка, проходящей по инициативе департамента образования, при участии Саровского благочиния и Нижегородского отделения международного фонда славянской письменности и культуры и приуроченного ко дню Славянской письменности и культуры. В этом году православная гимназия взяла на себя курирование подготовки олимпиадных материалов, организацию сбора заявок и связь с иногородними участниками, а также организацию церемонии награждения призеров городского этапа, проходившего в НИЯУ «МИФИ» (СарФТИ) 24 мая.

5. Большая работа была проведена по подготовке Всероссийской конференции «Земля Серафима Саровского:  традиции и опыт в воспитании гражданина». Православной гимназией были приглашены директора Дзержинской, Арзамасской, Городецкой православных гимназий, заведующие кафедрой литературы, теологии и проректор по воспитательной работе Арзамасского педагогического института, приглашены с докладами учителя литературы в секцию «Методологические и методические основы преподавания гуманитарных дисциплин и духовное наследие преподобного Серафима Саровского», заместителем директора по УВР Козловой О.Н. была организована работа секции «Традиции и опыт в воспитании гражданина (детский сад – начальная школа)», заместитель директора по ВР Хлыстова Е.В. выступала с докладом на секции «Взаимодействие РПЦ и светской системы образования в деле духовно-нравственного просвещения

6. Н.В.Суздальцева выступила инициатором проведения руководителем православного просветительского центра Кстовского муниципального района В.В.Воскресенской классного часа «Отношение к себе, к родителям, к людям» с учащимися 9 класса МОУ СОШ № 7 и семинара для родителей православной гимназии.

Православная гимназия сотрудничает не только с управленческими организациями, но и с учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры. Гимназией заключен договор о педсотрудничестве с МОУДОД «ДЮЦ» (на их базе ведется секция «Гимнастика» для учащихся православной гимназии). На базе МОУДОД «Станция юных натуралистов» в течение года педагогами станции проводились занятия для первоклассников гимназии: есть благодарственное письмо от директора МОУДОД СЮН Китиной Т.П. за большую работу по природоохранному и экологическому воспитанию и обучению учащихся в деле дополнительного образования по эколого-биологическому направлению. В течение всего года гимназия тесно сотрудничала с филиалом городской детской библиотеки им. А.С.Пушкина.

Мы не стали для себя считать первый год переходным, адаптационным, а изначально поставили перед собой высокую планку – соответствовать уровню гимназии. Православная гимназия старается позиционировать себя как  коллектив активных, энергичных, талантливых педагогов и учащихся. Педагоги гимназии и учащиеся активно принимают участие во многих городских конкурсах, фестивалях, а также епархиальных и областных.

 

1. Заместитель директора по воспитательной работе Е.В.Хлыстова стала лауреатом городского педагогического фестиваля «Алло, мы ищем таланты» с песней собственного сочинения.

 2. Православная гимназия стала лауреатом городского фестиваля художественной самодеятельности, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (совместный творческий проект педагогов, родителей и учащихся гимназии), всего 6  школ города имеют звание лауреата.

3. Хлыстова Е.В. приняла участие в педагогическом конкурсе православно-ориентированных научно-методических разработок «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект». Книга для совместного чтения детей и родителей «Легко ли быть хорошим?»

Публикации за 2009-2010 учебный год

1. Суздальцева Н.В. «Методические рекомендации к изданию темы «Повелительное наклонение глаголов на уроках церковно- славянского языка». Альманах славяно-греко-латинского кабинета приволжского федерального округа.Н.Новгород.№3. 2010г.

2. Горбушкина В.И. «Комплексная диагностика нравственной воспитанности младших школьников во внутреннем плане и внешнем поведенческом аспекте». ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им.А.П.Гайдара», издательский проект «Актуальные проблемы современного образования и воспитания. Выпуск 2. Православное образование в светских и православно ориентированных образовательных учреждениях: проблемы и перспективы».

3. Цыганова С.В. «Конспект урока благочестие. «ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара», издательский проект «Актуальные проблемы современного образования и воспитания. Выпуск 2. Православное образование в светских и православно ориентированных образовательных учреждениях: проблемы и перспективы».

Выступления на конференциях

1. Суздальцева Н.В. «Особенности образования и воспитания в  православной гимназии». Городская конференция  «Православное лето 2009»

2. Хлыстова Е.В. «Социальный заказ родителей как определяющий фактор учебно-воспитательной работы в православной гимназии». Всероссийская конференция «Земля Серафима Саровского: традиции и опыт в формировании гражданина».

Активно принимают участие в конкурсах не только педагоги, но и наши первоклассники. Из 16 учащихся 14 ребят имеют грамоты победителей и призеров городских, епархиальных конкурсов. А ученица 1 класса Лепихова Александра стала победителем Всероссийского конкурса «Мой лучший школьный день», учрежденным детским журналом для семейного чтения «Православная радуга».

Как уже отмечалось в начале доклада, целью православной гимназии на уровне ученика является выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. В этом мы пытаемся не отставать от приоритетного направления всего саровского образования, потому что программа «Одаренные дети» - это действительно программа, отражающая социальный заказ современных родителей. Такой заказ на качественное образование существует и в православной гимназии. И удовлетворение этого образовательного заказа родителей осуществляется и через выбор образовательной программы «Школа-2100», и через проведение предметных недель, которые являются мощным оружием в формировании нового отношения к познанию, и через проведение внутригимназических олимпиад  (у каждого ребенка есть свой портфолио, в котором он копит и представляет основные свои достижения). Но, как следует из опроса родителей будущих первоклассников, в православной гимназии их привлекает учебный план дополнительного образования с большим выбором кружков. В гимназии ведется работа в 9 кружках дополнительного образования (на бюджетной основе) по пяти основным направлениям:

  • художественно-эстетическое («Театр», «Хореография»);
  • физкультурно-спортивное («Гимнастика», «Самбо»);
  • эколого-биологическое (в рамках договора о сотрудничестве с  МОУ ДОД Станция юных натуралистов);
  • естественно-научное («Введение в информатику»);
  • социально-педагогическое («Благочестие», «Клиросный хор», «Церковно-славянский язык», «Православное краеведение», «Английский язык»).

Это составляет 10 часов в неделю в каждом классе. Причем, наполняемость кружков – 100%, все учащиеся класса посещают занятия. По сути, православная гимназия использует ту модель учебного плана, которую нам предлагают стандарты второго поколения, - с обязательной 10 часовой нагрузкой в каждой параллели, отведенной на дополнительное образование. В этом смысле епархиальные образовательные учреждения (православные гимназии Нижегородской епархии) выступают как застрельщики, экспериментальные площадки по внедрению стандартов второго поколения, поскольку уже 10 лет работают по этой системе.  Учебный план дополнительного образования гимназии открыт, он формируется с ежегодным мнением родителей, и мы открыты для сотрудничества со всеми муниципальными учреждениями дополнительного образования. Принцип открытости – это один из главных принципов работы гимназии, в традициях которой проведение открытых занятий для родителей по всем предметам дополнительного образования.  

Стандарты второго поколения предусматриваю также обязательное включение в Программу любого образовательного учреждения Программы по духовно-нравственному воспитанию. И в контексте работы с одаренными детьми подобная программа, нам кажется, просто необходимой. Мы говорим только о плюсах работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей наших детей, но не говорим о нравственных минусах. Да, современное общество  (как это отмечено в президентской инициативе «Наша новая школа») требует успешных, конкурентоспособных, критически мыслящих выпускников. Но обратной стороной участия детей в олимпиадном движении, в конкурсах становится развитие в них таких страстей, как гордыня, тщеславие, честолюбие, зависть, обида, осуждение. Вспомним собственных учеников: как они болезненно реагируют на свои неудачи на олимпиадах, вплоть до нервных срывов. Об этой проблеме мы открыто не говорим, а она существует.

Противостоять этому можно только опорой на традиционные христианские добродетели: смирение, терпимость и терпение, послушание, умение прощать и радоваться чужим успехам. Именно поэтому интеллектуальное, творческое развитие детей должно идти в гармонии с духовно-нравственным. В православных гимназиях существует такое понятие, как «духовное окормление» и такая должность, как «духовник гимназии» - священник, который ведет духовно-просветительскую работу с родителями, детьми и педагогами. Через беседы с духовником, исповедь, причастие, совместные молебны, благотворительные акции, паломнические поездки учащиеся и их родители приобщаются к духовному наследию Русской Православной Церкви. То есть в гимназии главным является духовное здоровье ребенка. И одно из самых важных условий духовного здоровья детей – изначальная договоренность между родителями и педагогами о целях, методах и средствах воспитания учащихся, о тех качествах, которые являются приоритетными в ребенке. Это находит отражение не только в наших программах, но и в правилах поведения учащихся, Кодексе чести гимназиста.

 

Кодекс чести гимназиста

(выдержки)

  • Старайся, с помощью Божией, нести всем добро – и словом, и делом. 
  • Уважай и люби своих наставников.
  • Поступай со своими товарищами честно и прямо, никого не смущая и не огорчая.
  • Если кого обидел – проси прощения, и сам всегда прощай обидчика.
  • Будь требовательным к себе и снисходительным к ближнему.
  • Принимай все, что несет тебе нынешний день, со спокойной душой и убеждением, что на все есть воля Господня.
  • Мужественно преодолевай искушения, воспитывай в себе воздержание, терпение, смирение.

Давайте на примере нехитрой схемы посмотрим, что мы реально хотим получить в результате процесса образования. Конечным результатом образования, если следовать только стандартам, критерием обученности учащихся в области сознания являются знания, в области практической деятельности – навыки, в социальной сфере – сформированные убеждения. Но не воспитав в детях любознательности, вы никогда не получите от них открытия, без трудолюбия при всех формальных навыках они никогда не придут к изобретениям, без заложенного в них человеколюбия и жизнелюбия убеждения превратятся в обыкновенное словоблудие и никогда не выльются в заботу о близких. Обратите внимание, что основа всех замечательных слов, называющих обязательное условие для творческой деятельности человека – любовь. Без Любви – к Богу, Отечеству, родителям, ближним – без духовной основы для ребенка закрыт путь к подлинной одаренности, ведь предельным проявлением одаренности в области сознания является гениальность, в области практической деятельности – подвижничество, в области социальных отношений – жертвенность и святость.

Наша гимназия, опираясь на многолетний опыт православных гимназий Нижегородской епархии, готова оказать любому образовательному учреждению методическую помощь в разработке программ духовно-нравственного содержания, как воспитательных, так и дополнительного образования, поскольку с введением стандартов второго поколения это направление в работе всех школ будет обязательным и актуальным.

В этом году учителем гимназии Цыгановой С.В. был проведен для учителей города открытый урок курса «Основы православной культуры» - «За службу и храбрость», посвященный истории Георгиевской ленточки. И проведение открытых уроков по предметам духовно-нравственного содержания станет традиционным для гимназии. Мы заранее приглашаем заинтересованных педагогов на наши открытые мероприятия.

Заместителем директора по воспитательной работе Хлыстовой Е.В. написана книга для совместного чтения детей и родителей (детей и педагогов) «Легко ли быть хорошим?», которая могла бы стать подспорьем для работы воспитателей дошкольных учреждений, презентацию этой книги мы подготовим в течение года и, надеемся, у нас будут заявки на ее издание от педагогов и воспитателей.

Психологом гимназии Горбушкиной В.И. разработана методика воспитанности детей, основанная на определение сформированности у детей нравственных понятий, которая просто необходима в школе, работающей по стандартам второго поколения.

Пользуясь возможностью обратиться к широкой аудитории, православная гимназия хотела бы выступить с инициативой создания городского методического объединения учителей, преподающих православно-ориентированные предметы и в целом предметы духовно-нравственного содержания: «Истоки», «Религии России», «Благочестие», «Церковно-славянский язык», «Клиросный хор», «Православное краеведение». В деятельность ГМО будет входить:

Просветительская деятельность:

1. Организация открытых уроков с целью пропаганды православно ориентированного образования

2. Организация и проведение городских православных конкурсов среди учащихся и педагогов.

3. Обобщение педагогического опыта: выступления на конференциях, семинарах, предметных ГМО.

Методическая деятельность:

1. Организация консультаций для учащихся и учителей при подготовке к Общероссийской олимпиаде по основам православной культуры.

2. Организация методической помощи учителям при подготовке к участию в православных конкурсах «Серафимовский учитель», «За нравственный подвиг учителя».

Надеюсь, педагогическое сообщество и МОУДПОС «Методический центр» поддержат наше предложение.

В заключение своего выступления я хочу сказать, что, именно работая в православной гимназии, пришла к выводу, что мы с вами, коллеги, – педагоги, учителя – очень счастливые люди. Счастливые - потому, что Господь нам дал уникальную возможность спасаться детьми, учениками, именно благодаря им мы сохраняем свой человеческий облик, слышим свою совесть, открываемся миру, чтобы творить добро и благо. А иначе в школе нельзя. И замечательно, что этот год объявлен Годом Учителя – годом счастливого человека, годом совершенного человека, ведь сам Господь наш Иисус Христос был Учителем. Об этом, наверное, надо помнить каждому педагогу, когда он приходит к детям.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.