21 февраля 2013 года
После торжественного богослужения в храме Всех Святых 6 февраля состоялась праздничная трапеза. Конечно, не все из старейших работников храма смогли на нее прийти, здоровье уже не то. Но тем, кто пришел, было радостно увидеть людей, с которыми они начинали трудиться на приходе. Прозвучало много ярких воспоминаний о том времени.
Первому старосте А. В. Кондрашенко наиболее запомнился процесс передачи храма Всех Святых, который раньше занимал хозяйственный магазин. Это встретило сопротивление городских властей, которые хотели устроить там музей одной картины. Алексей Валерьевич поехал на прием к заместителю министра по атомной энергии А. Г. Мешкову. Тот подписал заявление в две минуты, и вопрос передачи здания приходу был решен.
Иван Ильич Сидоров рассказал о том, как они вдвоем с Кондрашенко представляли в исполкоме 13 человек, подписавших заявление о регистрации прихода. Реакция начальства была неоднозначной, высказывались самые дикие опасения. Не забыть первый приезд владыки Николая в сентябре 1990 года, когда он читал акафист прп. Серафиму на Дальней пустынке. А диакону Сергию Жаркову запомнилось, как по-семейному проходило общение с митрополитом Николаем в деревянном домике по пр. Мира, 54. Владыка рассказывал о Великой Отечественной войне, участником которой он был.Первый регент церковного хора Алина Николаевна Чернышова с теплотой вспоминает вечерние службы в часовне на кладбище. Когда они заканчивались, было уже темно. Автобусы в том районе не ходили. И певчие возвращались домой, взявшись под руки, с песнями, по оврагам и ухабам через больничный городок на Маслихе. А. Чернышова: «Однажды во время визита патриарха Алексия II владыка Николай почему-то нас не благословил петь, но на всякий случай мы приехали на аэродром с нотами. Владыка увидел меня и отрицательно помотал головой. И в это же мгновение к нам повернулся Патриарх, воскликнув: «Хор стоит! А почему не поет?» Я растерянно смотрела то на одного, то на другого. Подумала: «Раз Святейший просит, надо спеть». Тогда мы еще знали так мало, что пели тропарь Преподобному, наверное, раз пять в разных видах».
А. Кондрашенко добавил: «После освящения храма Всех Святых владыка сказал, что у нас самый лучший дамский хор, который ему доводилось слышать».
Первым алтарником в кладбищенском храме стал Александр Иванович Горбунов. – «Я тогда мало понимал в церковной службе, но о. Владимир Алясов объяснил, что нужно делать,показывал, как разжигать кадило. Осенью 1992 года было много ос, они всюду лезли, даже в потир со Святыми Дарами. О. Владимир сгонял их с края Чаши щелчками, бывало, что они попадали и в меня».
Первая хозяйка храма Александра Ивановна Сергеева (мама Шура) стирала, готовила еду, всех кормила. – «Однажды приехали монахи, и батюшка говорит: «Успеешь за два часа испечь 60 плюшек?» Помолилась и с Божьей помощью успела. Гостям выпечка так понравилась, что они попросили дать с собой для игумена».
Одна из первых поваров – Маргарита Сергеевна Чиенева – рассказала про Патриарха Сербского Павла, который в 2003 году служил в храме Всех Святых.
– «Явился в трапезную благообразный старичок, сел. Я не знала, кто это такой, и стала кормить его как наших батюшек, со всей душой. Прибежал староста Алексей Федоров. – «Где Патриарх?» – «На Монастырской площади, обращается к людям с речью. Даже здесь все слышно». «Нет, – отвечает Алексей, – я говорю про патриарха Павла». – «У нас нет такого». Зашел внутрь: «А это кто?» Патриарх Павел был необыкновенно кротким, смиренным, любвеобильным, он благословил нас».
Первый библиотекарь Галина Петровна Наумова рассказала о том, как была организована приходская библиотека. Она сначала размещалась деревянном домике по пр. Мира, 54, а потом переехала в нынешнее помещение по пр. Мира, 17. Галина Петровна везде умела навести уют и порядок, ей очень нравилось общаться с читателями. Отовсюду она везла книги, аудио- и видеокассеты, предлагала их людям.
Игумен Афанасий (Тихонов) в настоящее время служит священником в Успенской церкви г. Темникова. Он был одним из первых алтарников и мастером на все руки. О. Афанасий – скульптор. Благодаря его трудам, северные врата храма Всех Святых украшает барельеф с изображением небесных покровителей храма. Также он сделал несколько подобных работ для храмов Дивеевского монастыря. О. Афанасий: «Дорогие братья и сестры! Всех вас помню и молитвенно поминаю. Счастлив видеть вас в добром здравии. В псалме говорится: «Се что добро или что красно, но еже житии братии вкупе…» И эта радость от встречи, которая светится в наших глазах, и молитвенная связь между нами – это самое главное».
О. Максим Поздов – настоятель Покровской церкви в с. Большое Череватово. – «Я пришел в храм двенадцатилетним мальчиком, тогда еще шли службы на кладбище (прим. – с Пасхи до Покрова 1992 года. Верующие в нем не помещались и стояли снаружи). Помню первых прихожан, к которым я подходил со своими детскими вопросами. Я остался в Церкви и стал священником во многом благодаря тем людям, которые начинали приходскую жизнь в Сарове. Хочу поблагодарить преподавателей воскресной школы: Валентину Борисовну Малькову, о. Александра Брюховца (тогда просто Александра Николаевича), Светлану Ивановну Шанину и других». А игумен Афанасий от себя и от имени своего друга игумена Серафима (Дубровского) пожелал многая и благая лета любимому преподавателю по классу скрипки Ксении Назаровне Ливановой.
Иеродиакон Павел (Дудоров) также как и о. Максим – выпускник воскресной школы, сейчас он насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. О. Павел говорил о том, что из саровского прихода вышли монашествующие. И для них примером доброго духовного устроения является архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря, который остался таким же простым и искренним, как был.
О. Павел: «Прошлое для меня связано с именем ныне покойного протоиерея Германа. Я дожидался его после службы, вместе с ним шел до дома, задавая вопросы. Он был моим первым духовным отцом, благословил поступать в семинарию, а потом я пошел в монастырь. Молитвенно помянем его и матушку Татиану, будем молиться о здравии его детей. Хотелось бы, чтобы они в нашей общине также нашли поддержку.
Мне приходилось служить в Москве, Троице-Сергиевой Лавре и других местах, поэтому есть с чем сравнивать. Когда я приезжаю сюда, то чувствую вашу сплоченность, близко напоминающую первохристианскую общину. Как бы мы не совершали те или иные священнодействия (которые везде одинаковы), само отношение священнослужителей к службе и друг к другу дает ту полноту благодати, которая явно ощущается не только у тех, кто служит, но и у прихожан. Сегодня в храме я услышал такое дружное пение «Верую» и «Отче наш», которое для меня явилось радостью. Действительно, Божией милостью вы как одна семья, где все носят тяготы друг друга и тем, по слову апостола Павла, исполняют закон Христов».
Люди рассказывали о том, как первое время горожане приходили креститься целыми семьями, по 3-4 поколения сразу. В Сарове было очень много некрещеных людей. О том, как однажды в храме Всех Святых к кресту приложилось 700 человек. Конечно, все они не могли поместиться, многие стояли снаружи, слушали трансляцию богослужения через динамики.
Иерей Вячеслав Гусихин, ныне настоятель Троицкой церкви в с. Аламасово: «Тогда в храме Всех Святых было столько народу, что можно было не стоять, а подогнуть ноги и удерживаться в таком положении. Невозможно было поднять руку, чтобы перекреститься. И еще, как ни придешь на службу, диакон Сергий всегда улыбался, и это сразу поднимало настроение... Помню, как к храму впервые подошел Вадим Никифоров и, стоя на ступенях, спросил: «А что вы здесь делаете?» Уже много лет Вадим – плотник, рабочий, алтарник, помощник священника во время треб – одним словом, незаменимый на приходе человек. Не забыть второго старосту прихода, покойного Александра Ильича Романова – «красно солнышко», к которому применимы слова «блаженны миротворцы». Все его любили. А его супруга Нина Михайловна – теперь монахиня Назария в Дивеевском монастыре». А прихожане вспомнили, как сам о. Вячеслав на Дальней пустынке влез по пожарной лестнице, чтобы установить крест на часовне. Батюшка сказал, что нигде не встречал такой сплоченной общины. Это же сразу заметил и о. Сергий Скузоваткин, когда приехал в Саров. Благодаря такому общению каждый день был как праздник. В первые годы было особенно много мужчин.
Валентина Александровна Сидорова рассказала, как нашей еще незарегистрированной общине, в которой не было ни копейки казны, пришлось встречать делегацию архиереев. – «С гениальной подачи будущего старосты А. Кондрашенко, мы решили сделать им подарки: воду из источника и землю с Дальней пустыни. Вся община собирала пустые бутылки из-под шампанского, их проносили в стеклодувную мастерскую. На бутылках делали насечки в виде саровской колокольни, вытачивали пробки из бука. Туда мы налили воду и вместе с землей подарили архиереям, которые, как нам показалось, были очень довольны. Эта история вошла в книгу епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова), написанную им перед смертью. Он рассказывает и о том, как побывал в Сарове во главе делегации архиереев, и им подарили святую воду и землю. Владыка пишет, что те, кто вручали дары, наверное, не догадывались, что делают на самом деле. По древним обычаям, языческие племена так встречали победителей. Они преподносили им землю и воду в знак владения и исполнения их воли».
Мария Павловна Карпунина, директор магазина «Церковная лавка»: «О. Владимир Алясов сказал, что я должна работать в храме. Я была в недоумении, т.к. у меня была хорошая работа... Создавали воскресную школу, и матушка Вера мне предложила водить туда свою семилетнюю дочь. Меня избрали председателем родительского комитета, поэтому пришлось устраивать все праздники. Какие тогда были чудесные представления!
Потом староста мне предложил стать директором магазина. Привел туда, а там еще ничего нет, пусто. В то время в епархии можно было приобрести лишь несколько видов икон и брошюрки о погребении. Тогда мы с ныне покойной Людмилой Макаровой поехали в Горький, ходили по Свердловке (ул. Большая Покровская) и, поскольку нам нечем было торговать, скупали все, даже совершенно не церковное: резные подсвечники, чаши, сувениры. Потом возила товар из Москвы, иконы и печатную продукцию братства «Неопалимая купина». Родственники помогали сесть на поезд, а тут встречали».
Собравшиеся вспомнили тех, с кем они начинали трудиться, про многих отсутствующих были сказаны добрые слова. Жалели, что не смог приехать один из первых алтарников (с 1994 по 1996 год) Георгий Лялькин. В те годы он был сотрудником ВНИИЭФ, а теперь – игумен Серафим, служит в с. Туруново Батыревского района Чувашии. По состоянию здоровья не приехал из с. Казаково Вачского района первый священник Сарова о. Владимир Алясов. Помощник старосты Алексей Викторович Федоров, организатор праздника, сказал, что они звонили и передавали поклон. А также – дивеевские монахини Назария и Пахомия, схимонахиня Серафима.
Алексей Федоров: «Помню, как о. Вячеслав поехал на север, на остров Залит за благословением к о. Николаю (Гурьянову). А я поехал на юг, к о. Иоанну (Крестьянкину). Написал ему записку о том, что хочу работать в храме. Он поинтересовался, где я учился, и сказал: «Государство в тебя вложило деньги, поэтому нужно работать там, куда поставлен, а в храм всегда ходи и помогай». С тех пор я так и делаю...
Если же перечислить всех, кто за двадцать лет трудился на приходе: в храме, просфорне, трапезной, мастерских, за свечными ящиками, воскресной школе и на других послушаниях, то наберутся сотни людей. В Сарове уже десять храмов, двадцать лет назад такое представить было невозможно. Это великое чудо Божие, что мы тут живем, и Господь нас всех собрал вместе».
О. Сергий Скузоваткин вспомнил своего родственника – Александра Васильевича Ломтева, одного из старейших прихожан: «В 1993 году создавался приход, а я в это время поступал в Московскую семинарию вместе с Николаем Алясовым, сыном о. Владимира. Когда я приезжал в Саров на каникулы и заходил к дяде Саше, он говорил о том, что верующие 40 дней «отмаливали» храм. Что это такое, я до сих пор не знаю. На старых фотографиях видны радостные лица прихожан, выносящих из храма строительный мусор. Какой советский рабочий трудился с таким воодушевлением? Многие из тех тружеников уже почили».
О. Сергий рассказал забавную историю про сюрпризы леса преподобного Серафима. Однажды когда совершались воскресные литургии в часовне на Дальней пустынке – он тогда был диаконом – вдруг из кадила запахло колбасой. Это невольно рассмешило дивеевских монахинь, которые молились за службой. Потом из кадила запахло жареной картошкой, и опять это нельзя было не заметить. Оказалось, что в кадило попал большой жук… Вообще, эти службы были особенные, у людей была огромная радость оттого, что литургия совершается в нескольких местах и, особенно, на Дальней пустынке».
О. Владимир Кузнецов вспомнил о своем наставнике о. Владимире Алясове: «Конечно, первым всегда тяжело. На его плечи лег огромный груз ответственности. Слава Богу, нашлись люди, которые поддержали о. Владимира. Каждый внес свою маленькую лепту в общее дело созидания храма Божия и прихода. Мы пережили много трудностей. Священникам приходилось очень тяжело материально, не было транспорта. Они начинали с того, что бегали по требам с чемоданом, вызывая своим видом недоумение прохожих. А когда у батюшки появлялась машина, тоже возникали пересуды. Кто-то приходил в храм и уходил. Но, несмотря на все, сохранились добрые отношения между людьми, единение и духовная близость, которые были заложены в первые годы. Хочется, чтобы так было и в дальнейшем».
Для диакона Даниила Гатина самые значимые моменты были связаны с приездами Святейшего Патриарха. В это время люди сплачивались как никогда. Члены этого братства готовы были трудиться днем и ночью, выполнять любые поручения. Единодушие придавало силы, поэтому очень важно, чтобы оно сохранялось. Чтобы новый человек, приходящий в храм, вдохновлялся и продолжал начатое дело.
Говорят, что семья – это малая Церковь. Но на этой встрече мы ощутили и обратное: что Церковь – это большая семья, истинная школа любви.
Подготовила М. Курякина, фото ? А. Виноградовой
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна