Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Храм и поиск дороги к нему (хроники Ардатовской воскресной школы)

1 апреля 2014 года

Протоиерей Михаил Резин – духовник Национальной организации Витязей в Ардатове. Он рассказывает о том, почему и как к нам пришла эта организация.

Присаживайтесь на гробы

Много раньше, чем поднялись кресты над куполами Знаменского собора в Ардатове, маленькие прихожане, а вернее дети прихожан молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ардатове стали приходить на воскресные беседы с батюшкой.

Началось это летом 1992 года, когда митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) благословил служить в Ардатове меня, только что рукоположенного во иерея. Всем поначалу было интересно. Дети приходили посмотреть на странного бородатого мужчину в длинном черном халате и с крестом на цепи, а священник с любопытством присматривался к юным продуктам школьной системы образования. Разговоры о Боге в то перестроечное время были еще в диковинку. Учителя не говорили, потому что многие десятилетия об этом говорить запрещалось. Родители не говорили, потому что боялись возвращения старых времен, когда за открытые разговоры о вере могли последовать крупные неприятности.

Все ждали. Но робкие попытки исследовать неведомое и святое все-таки предпринимались. И чем дальше, тем больше. Потоком пошли крестить детей. В день, бывало, крестилось и по сорок человек. И взрослые, и дети.

А общение детей со священником проходило на первом этаже молитвенного дома, который до недавнего времени был детской библиотекой. На втором этаже служилась Божественная литургия, а на первом, где располагался еще и склад только что возникшего прихода, за двумя столиками собирались до десятка девчонок и мальчишек. Скамеек не было, а потому сидели на гробах, которые предлагались нуждающимся в комплекте вместе с отпеванием. Говорили о Вселенной, о необъятности и многообразии жизни, о сотворении мира и любви Бога к человеку. В общем, обо всем том, что говорится на уроках Закона Божьего.

Почти на каждой воскресной проповеди родители слышали о школе, о необходимости приводить детей на службу, причащать их. Поначалу священник решил следовать строгости и дисциплине. Ученики, по его замыслу, должны были приходить к самому началу службы, исповедоваться и причащаться, а после службы, после всех неизбежных треб: венчание, отпевание, молебен, – дети кропотливо вписывали в тетрадки те азы школьного богословия, которые должны были, по мысли священника, вразумить и просветить их затемненные общеобразовательной школой мозги.

Удалось сходить в один или два похода. Даже зимой. Число учеников возросло до 20-ти. Приходили и старшие, и младшие школьники. Продолжалось это года два. Потом интерес к рассказам батюшки стал медленно угасать. Еще не было видеомагнитофона и телевизора, которые спустя какое-то время смогли разнообразить эти рассказы.

Примерно к 1995 году стало ясно, что детские посиделки, в которые превратились уроки по Закону Божьему, интересны только младшим школьникам. Те, кто вырастал и неотвратимо превращался в подростка, уходили и из воскресной школы, и из храма. Не помогали даже чаепития, даровые печенье, варенье и конфеты, которые щедро приносились с канона. Не помогали и послабления в дисциплине. Теперь разрешалось приходить к концу службы и на молебен, а потом оставаться на уроки. Число учащихся стало сокращаться. Особенно старшие не хотели приходить или приходили через раз. Посещения оживлялись перед великими праздниками – Пасхой и Рождеством Христовым. Была надежда получить подарок. А потом вновь все шло по-старому: опоздания, пропуски, сбегания. Да и стоит ли обижаться на детей за то, что единственный свободный день в неделю – воскресенье – они хотели побыть дома, поиграть, побегать с друзьями или просто отоспаться…

В поисках утраченного смысла

Как-то произошел разговор с хорошим знакомым из Москвы. Говорили о духовном образовании детей, о школах и православных гимназиях.

– Вы знаете, – говорил мой знакомый, – в нашей семье случился казус. У меня два сына школьного возраста. Мы с женой замучились выслушивать их жалобы по поводу совершенно нездоровой обстановки в общеобразовательной школе: матерщина даже в присутствии учителей, пиво под партами, школьная дедовщина, поборы с младших и слабых, сексуальные домогательства в туалетах. Мы, как могли, пытались объяснить им, что это растленный дух времени, среда неверующих и заблудших душ, образец отпадения от Бога и Его заповедей. Через год нам удалось устроить своих мальчишек в православную гимназию. И что вы думаете! Там тоже обнаружилась матерная брань, курение за углом гимназии, выяснение отношений до драки, воровство. Только теперь у нас уже не было аргументов, которые помогли бы объяснить эти явления безбожием и незнанием духовных основ жизни. Что вы посоветуете? Как быть?

Что тут посоветуешь, что скажешь? Ясно, что шлейф копоти и нечистоты тянется из семьи. Что многие наши семьи, возлагая огромные надежды по воспитанию своих детей на церковь, на воскресную школу и гимназию, сами далеки от желания воспитываться, совершенствоваться.

Ясно, что чаще всего инициаторами духовной учебы выступают мамы, а отцы в лучшем случае благосклонно соглашаются, а в худшем – в самых унизительных и грязных выражениях комментируют материнский выбор. В доме нет молитвы, нет благочестия. Пост соблюдается не всеми. В одном углу молятся, в другом смотрят телевизор. Или, того хуже, пьянка, дебош. Муж и жена часто не венчаны. Редки случаи, когда они вместе с детьми ходят в храм, исповедуются, причащаются. Какое воспитание может получить ребенок в такой семье? С чем он придет даже в самую распрекрасную православную гимназию? Если такого ребенка нет возможности перевоспитать, убедить в правильности жизни по вере, а не по «понятиям», если он и раз, и два замечен в нарушениях дисциплины, благочестия и не имеет желания исправиться, повиниться, то от такого ребенка надо избавляться. Как это ни прискорбно. Но сделать это придется ради сохранности других. Пусть в классе останется три человека, но при этом будет абсолютная уверенность, что дети не напитаются пороком, скверной и цинизмом.

На прошлой встрече в нашей Ардатовской воскресной школе преподаватель рассказала, что старший мальчик ударил младшего несколько раз по голове.

– Я его спросила, для чего он это сделал, на что получила ответ: он мне просто не нравится, мне вообще мелкие не нравятся, меня так старший брат воспитывал… Попросила его извиниться – отказался.

Теперь в ближайшее воскресенье этого мальчика попросит извиниться перед малышом священник. Объяснит ему, в чем его вина, грех, как можно положение исправить. После этого, если ученик будет упорствовать, пригласят маму, потому что отцу совершенно наплевать, ходит ребенок в воскресную школу или нет, и маме будет предложено забрать сына из школы.

Киты и дети гибнут на суше

Говорят и пишут о том, что киты целыми семьями выбрасываются на берег и погибают. Почему? Мнения различны. Одни утверждают, что к гибели китов, к их самоубийству приводит жизнедеятельность человека, промышленные выбросы, загрязнение мирового океана. Другие говорят, что это из-за смены местоположения магнитных полюсов. Киты теряют ориентировку и вместо привычных океанических вод натыкаются на сушу. Единого мнения нет. Исследователи фиксируют перемену в брачных песнях китов. Они исполнены печали, в них тревога и беспокойство.

Человечество гораздо масштабнее кончает самоубийством. И первыми гибнуть дети.

Около ста лет назад итальянский юрист Рафаэле Баллестрини сказал фразу, которая оказалась пророческой: «Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться привычным и абсолютно приемлемым».

 У нас в стране гибнет при попустительстве государства и с согласия матерей до 5 миллионов младенцев в год или 10 младенцев в минуту. Убийство совершают врачи – специалисты с высшим образованием. Выжившие и дожившие до подросткового возраста имеют шанс умереть от наркотиков (в сутки умирает 200 человек), пропасть без вести (каждые полчаса исчезает ребенок), покончить самоубийством (3 тысячи в год). Кроме этого детские души убиваются ядом растления, ложных идеалов, растерянностью взрослых перед рукотворным хаосом современного мира.

Все обещания с «высоких трибун» имеют декларативный характер и не приносят каких-либо заметных позитивных перемен в обществе. Сценарии и выступления для «высоких трибун» заказывают транснациональные миллиардеры и корпорации. В их интересах убаюкивать человеческий ум.

Стало общим местом называть народ «обществом потребления». Это исключающие друг друга понятия.

Общество людей – прежде всего категория нравственная. Это братство героев, спаянных единым духом и единой целью. В обществе людей – семьи большие и крепкие, мужья надежные и трудолюбивые, жены верные, дети послушные и любящие. В обществе людей высший смысл жизни – стремление к Совершенству, к Богу, которое не может быть осуществлено без жертвенной помощи своим ближним.

Общества «потребления», то есть общества людей, которое ставит своей высшей задачей потребление материальных благ, не существует в природе.

Если люди все-таки  ставят перед собой эту задачу, то они перестают быть обществом людей, народом, а превращаются в стадо, стаю, биомассу, которая ограничена условной общей территорией и  общим разлагающимся языком.

Время агонии и окончательного распада этой массы целиком в компетенции Господа.

Безусловно, существуют островки, где не утрачено самосознание, где люди под страхом смерти не откажутся от своих убеждений, от своей веры. Возможно, это есть еще в каких-нибудь школах, но, в основном, вокруг церквей и монастырей.

Под сенью креста и флага

Отчаянной попыткой уберечь и сохранить от гибели такой детский островок является организация «витязей» в Нижегородской области при нашем храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ардатове. Эта организация стала спасательным кругом для воскресной школы, которая медленно, но верно превращалась в группу продленного дня для младших школьников. Старшие отсеивались незаметно, но неуклонно. Их «прилежание» целиком зависело от нажима и жесткого контроля со стороны родителей. Но невольник – не богомольник. Всегда наступал день, когда подросток получал право свободного выбора. И этот выбор чаще всего был не в пользу воскресной школы, не в пользу храма.

Национальная организация витязей (Н. О. В.) возникла за рубежом в конце 20-х годов прошлого века как ветвь Русского студенческого христианского движения среди первой волны русской эмиграции. Создателем и руководителем Витязей стал Николай Федорович Федоров, бывший вольноопределяющийся Белой Армии. Вот его слова о сути организации: «В Русском Зарубежье появилась молодежная организация «Витязи», принявшая девиз – ЗА РУСЬ! ЗА ВЕРУ! – и избравшая своими небесными покровителями святого благоверного князя Александра Невского и святую княгиню Ольгу… Организация Витязей стала необходима в Русском Зарубежье еще и потому, что дело национального воспитания стало насущно требовать целостной русской, а не иностранной системы».

В числе Витязей был такой известный церковный деятель и проповедник, как митрополит Антоний Сурожский. По его признанию, только организация Витязей сделала его верующим. В настоящее время в организации Витязей состоит в качестве руководителя епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.

На Нижегородской земле Витязи появились в 1996 году как небольшой отряд из учащихся воскресной школы прихода в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ардатове. Опыт работы перенимали у Витязей Санкт-Петербурга. Старшие ребята из Ардатова три года ездили в их лагерь, который располагается в Псковской области на реке Великая.

Первый самостоятельный лагерь был проведен по благословению митрополита Николая (Кутепова) в Ардатовском районе в 1998 году, в нем принимали участие как Витязи из Санкт-Петербурга, так и ребята из районов Нижегородской области. Всего в первом лагере было 50 человек. С тех пор это стало традицией, которую поддержали некоторые приходы Нижегородской епархии.

Опыт Витязей известен за пределами области. В летние лагеря стали приезжать дети и подростки со всей России и из-за рубежа. Всего за пятнадцать лет существования лагерей Витязей в них побывало более 1200 человек. Сейчас в Нижегородской области есть дружины Витязей в Сарове, Ардатове, Дзержинске, Нижнем Новгороде, Фролищах, Починках.

С 2000 года по просьбе детей и родителей стали проводиться не только летние, но и сезонные лагеря: осенние, зимние, весенние. Они, как правило, проходят в частных домах деревни Обход, что расположена неподалеку от Ардатова. В сезонных лагерях также участвуют дети из различных мест Нижегородской области и России.

В этом году в деревне Обход будет проходить 16-ый лагерь Витязей. Самое значительное событие в жизни лагеря – это Божественная литургия, которая совершается по воскресным дням практически под открытым небом. Только светлый шатровый навес отделяет Престол от плывущих по небу облаков, от лучей утреннего нежаркого солнца.

Н. О. В. является доброй альтернативой современному бездуховному миру лжи и всепоглощающего потребления. Она воспитывает детей и подростков в духе православия, любви к Отечеству, русской культуре, истории и языку. Детям из воцерковленных семей, из семей священников дается возможность почувствовать, что они не белые вороны в среде нравственно дезориентированных школьных знакомых, а стая белых голубей, обживающих бездонное небо. Это особенно чувствуешь, когда стоишь на линейке, видишь ряды одетых в форму мальчиков и девочек, слышишь гимн при подъеме государственного флага России и флага Витязей.

Воскресная школа нуждается в живом и понятном подростку деле. И таким делом является летний отдых, такая желанная для каждого ребенка пора летних каникул. Этот поток радости и буйной энергии молодости нужно направить в правильное русло. И это русло создано усилиями наших соотечественников за рубежом в начале прошлого века. Нам осталось только воспользоваться созданной ими великолепной формой, методами, практикой.

Время утекает незаметно и невозвратно. В свете происходящих стремительных геополитических перемен, обострения зоологической ненависти к России всего «цивилизованного» мира, можно сделать определенный вывод: если мы не поможем детям сегодня возлюбить Бога и нашу славную Отчизну, то можем опоздать навсегда.

Я далек от мысли представить опыт наших дружин Н. О. В. как обобщающий и исчерпывающий. Это наш скромный путь, обретения и потери, наши наблюдения, которыми мы делимся с внимательным и благодушным читателем.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Протоиерей Михаил Резин, Ардатов, 24.03.2014

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.