30 января 2014 года
Рассказывают прихожане, которые ездили в Москву поклониться Дарам волхвов.
Людмила Климова (простояла к святыне с 7.30 до 21 часа, всего 13,5 часов):
– Мы с подругой Еленой экспромтом сорвались в Москву в пятницу, 10 января. Билеты на поезд были только дорогие, купейные, но мы решили закрыть на это глаза. В среду Лена вызывала своей маме «Скорую», у той было высокое давление. А в четверг маме полегчало, и она отпустила Лену в Москву. Я тоже отпросилась у детей. Хотя они уже взрослые, но если бы они были против, как бы я поехала с тяжелой душой? Одни родственники воцерковлены больше, другие – меньше, кого-то может раздражать, что мы денег не бережем или что-то еще. Но если Господь устраивает, то все получается…
В Москве мы не знали, где начинается очередь. Спросили у девушки, но та сказала: «А я за вами пошла, подумала, что вы знаете». Потом полицейский подсказал, и мы проехали одну остановку назад. Очередь начиналась около станции метро «Фрунзенская», на набережной за две остановки до Храма Христа Спасителя. Сначала мы хорошо видели конечную цель нашего стояния, а потом храм скрылся за домами, и стало как-то неуютно. По мере приближения очередь стали разделять ограждениями, стоявшими поперек движения. Вместе с нами запустили огромную толпу, люди перемешались. Это было сделано неправильно, но, слава Богу, обошлось без давки и, вскоре, все успокоилось.
На улице стояли автобусы для обогрева людей, но нам они попадались какие-то холодные. Только один раз мы немного посидели в автобусе – пока читали акафист. А на улице в это время пошел дождь. Волонтеры раздавали чай. А когда они увидели, что некоторые люди – с детьми, то сказали, что им надо было проходить без очереди. Вообще, обстановка была очень доброй. Сделаю небольшое отступление и расскажу такой случай.
У Лены старенькая тетушка живет в Вырице. Она поехала в Санкт-Петербург, чтобы поклониться Дарам волхвов. Сама отправилась вечером, а ее подруга выехала раньше и заняла для нее очередь. Но как среди людского моря увидеть знакомую? Тетушка встала в сторонке и стала перезваниваться с ней по телефону. Решила стоять на одном месте, пока не дождется ее. А охранник услышал телефонный разговор и предложил пособить: «Давай, бабушка, задирай ногу, перелезай через ограждение». Та – ни в какую. Подошла девушка-волонтер и стала уговаривать: «Бабушка, Господь тебя любит и делает тебе подарок. Не отказывайся». После этих слов тетушка размякла и послушалась. Быстро прошла и в 21 час уже была у себя дома, в Вырице. Вот какая доброжелательность царила возле святыни!
При подходе к Дарам волхвов нам говорили: «Прикасайтесь только рукой». Я это слышала, а в руке держала иконы. Кругом люди стояли стеной. Неожиданно очередь сделала поворот, и я увидела Дары волхвов прямо перед собой. Доли секунды, и я машинально приложилась к ним губами, а иконы приложила рукой. Это произошло настолько быстро, что я их даже не разглядела. И этот поцелуй показался мне необыкновенно нежным.
Я поняла, что мы должны быть очень нежными, особенно женщины, матери. Господь учит нас быть любвеобильными и терпеливыми по отношению к детям. Он нас через них воспитывает, но мы сами пытаемся их воспитывать. Часто бываем раздражительны и грубоваты, постоянно упрекаем детей и предъявляем какие-то претензии… Моя мама говорила, что ее никогда не ругали родители. И меня мама никогда не ругала, даже когда я в юности задерживалась с друзьями и поздно приходила домой. Но она всегда меня ждала. А мы уже не такие, мы сразу вываливаем на детей все упреки. Мы жили без Бога, поэтому в нас не было нежности и терпения… Господь ведет малыми шажками к пониманию того, что значит любовь, которая, по слову апостола Павла, долготерпит, не ищет своего, не раздражается, все покрывает и все переносит...
С каждым прикосновением к святыням ты осознаешь, что должен как-то меняться и тогда, как говорил батюшка Серафим, вокруг тебя будет меняться мир. Но все должно быть по силам. Мама Лены очень волновалась за нас. Она прислала смс: «Если вы сегодня не пройдете, то приезжайте домой». И мы решили, что сделаем так, как просит мама.
Когда мы выходили после службы, священники успокаивали народ в очереди, что храм не закроют до полуночи. А оказалось, что он был открыт до 3 часов ночи, и в этот день приложилось 30 тыс. человек.
У Лены были тонкие прорезиненные сапоги с войлочными вкладышами. Ноги замерзли настолько, что она их уже не чувствовала. А вскоре после прикосновения к Дарам волхвов я почувствовала, что мои ноги как будто обуты в валенки. Я спросила у Лены, тепло ли ей. Она подтвердила, что и у нее ноги тоже согрелись и высохли.
Обратный путь прошел как по маслу. На вокзале мы выбирали такой поезд до Арзамаса, чтобы приехать туда не слишком рано. А оттуда добрались до Сарова на газели. В Арзамасе мы еще приложились к главной святыне – явленному Животворящему Кресту, потом зашли в женский Никольский монастырь, к чудотворной иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих». Инокиня, несущая послушание возле иконы, посоветовала нам читать акафист Божией Матери в честь этого образа, перед ним просят как за живых, так и за усопших. Инокиня поведала о своей недавней поездке к старцу. Он сказал, что все, кто хочет спастись, спасутся. Старец велел жить одним днем и обязательно Бога славить. Действительно, куда я ни посмотрю, везде Бога славят, просто мы этого часто не замечаем в суете. Даже с эстрады, в стихах и песнях. Даже люди, вроде бы далекие от Церкви. Слава Богу за все... А огорчаться, что не смог поехать к святыне, не надо. Ведь Господь целует даже намерения.
Надежда Тарасова сподобилась приложиться к святыне днем позже, 11 января.
– Моя дочь заняла очередь к Дарам волхвов в 5 часов утра, я подошла позже, а прошли мы – в 17 часов...
Случилось так, что я лежала больная и неготовая ни к какой поездке. Вдруг стало легче. Я почитала Псалтырь и неожиданно поняла, что в состоянии ехать. Тут же, в 23 часа, я позвонила в Москву дочери, она мне по интернету заказала билет на поезд из Нижнего Новгорода, и уже утром я на автобусе ехала в Нижний. Не покидало ощущение, что не я сама еду, а меня кто-то берет за шкирку и ведет. Такое же чувство у меня было не раз на крестных ходах или во время проведения пикетов. Своей волей на них не выйдешь…
В Москве мне снова стало хуже, и я была вынуждена полежать. Потом на такси подъехала к очереди. По милости Божией, я выскочила из машины в том месте, где был прогал между загородками, и присоединилась к дочери. Чудом меня никто не остановил, хотя повсюду стояли сотрудники полиции.
Дочь поехала к Дарам волхвов в приподнятом настроении – не только прикоснуться к святыне, но и постоять рядом с единомышленниками, вместе помолиться. Но около нее подобрались такие люди, которые были раздражены и скандалили с полицией. Они нападали на молоденького полицейского за то, что он пропускает людей без очереди. А тот говорил: «Как я их могу не пропустить?» Немного попоют молитвы и снова ругаются. Одна женщина упала, и они злорадствовали оттого, что та хотела пройти без очереди. Только в автобусе дочери попалась добрая женщина, которая подвинулась, дала место, чтобы сесть, и они вместе помолились.
В течение первых семи часов очередь вообще не двигалась. По слухам, прибыли автобусы с инвалидами, и пропускали их. Конечно, люди не могут стоять так долго на одном месте, невольно, по шажку начинают напирать, и возникает давка. А после 13 часов мы начали бежать отрезками, от загородки к загородке. Кое-где стояли автобусы для того, чтобы согреться. Но возле самого храма они пустовали – люди боялись пропустить очередь, а поодаль – стоял один, битком набитый. Было много туалетов и павильоны с дешевым чаем, по 15 рублей. А около Храма Христа Спасителя поставили походную кухню, там бесплатно раздавали чай с булками, поскольку не у всех паломников хорошо с деньгами. Везде были приветливые волонтеры с бэйджиками, они все показывали и объясняли.
У входа в Храм Христа Спасителя стояли казаки Донского войска, а внутри, на рамках металлоискателей – кордон полиции. На первой рамке отбирали бутылки с водой, а после второй рамки – сетки со складными стульчиками, их вместе с термосами люди оставляли прямо возле ступеней храма. Кстати, совет бывалого путешественника: не забывайте брать в паломническую поездку узкий складной стульчик, который почти ничего не весит, и флисовый плед. Стульчик меня всегда выручает: в автобусе его можно поставить под ноги, можно сесть во время службы.
Нельзя проходить к святыне с разбегу. Когда стоишь к ней, состояние – особенное, но свои ощущения лучше не рассказывать, иначе будут искушения. Была рада, что мы с дочерью успели прочитать молитву по соглашению.
В храме около самих Даров волхвов очередь разделяли на два потока, которые прикладывались к святыне с обеих сторон: те, кто уже не в силах стоять, и все остальные. Я с радостью подала записки и пожертвование на Афон. До революции Россия очень поддерживала Святую гору, а потом та пришла в упадок.
Ящичек с Дарами волхвов показался мне очень маленьким. Золотая пластинка – с ладонь без пальцев, не более десяти сантиметров. Потом прочитала в книге «Непознанный мир веры», что до нашего времени сохранилось 28 таких золотых пластинок разной формы, с филигранным неповторяющимся орнаментом, и около семидесяти шариков ладана, смешанного со смирной, они для сохранности как бусы нанизаны на металлические проволочки, которые в виде ручек припаяны к пластинкам. Мне все это почему-то напомнило детские погремушки. Божия Матушка бережно хранила их всю жизнь. Я подумала, что Сам Спаситель мог играть ими в детстве.
Я смогла приложиться к Дарам по-хорошему, а не рукой. Долго готовилась, чтобы за мгновение приложиться к ним и к боковой стенке ковчега приложить икону Рождества Христова. А на следующий день я ее принесла на праздник в Православно-краеведческий центр «Истоки», и к ней приложились дети и взрослые. Радость неописуемая. А дочь приложила к святыне нательный крестик. Паломникам давали на память бумажный складень, на нем – фото афонского монастыря св. Павла и ковчежца с Дарами волхвов.
В поезде я не удержалась и рассказала попутчикам, где мы были. После этого одна интеллигентного вида женщина стала скандалить, не хотела выпускать нас из поезда, на нее нашло какое-то беснование. Дочь сказала: «Мама, зачем ты говоришь об этом с людьми?» А меня просто переполняла радость. Не покидало ощущение благодати и внутреннего покоя. Мои коллеги на работе заметили, что я стала спокойнее.
Более всего меня потрясло, что Дары волхвов держали в руках Спаситель и Пресвятая Богородица, и что они сохранились во всех их странствиях и бегстве в Египет.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна