11 июля 2012 года
5-6 июля 26 саровчан участвовали в традиционном крестном ходе из села Богоявление Богородского района в Оранский мужской монастырь в честь Владимирский иконы Божией Матери.
В 4 часа утра мы выехали на двух газелях из Сарова. Крестный ход догнали уже на полпути к с.Арманиха и влились в него. Кроме Арманихи делали остановки в с.Сиуха (там церковь была разрушена), в лесу и в д.Шониха. Постоянно шло человек 80. Были паломники из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Кстова, других городов и сел. По словам участников крестного хода, в 1990-е гг. было в десятки раз больше людей.
Возглавлял шествие о.Владимир из Богоявления, а главной святыней крестного хода была Владимирская-Оранская икона Божией Матери из этого села. За два дня нам встретилось несколько списков Оранской иконы. В храме с.Арманиха – своя Оранская икона, при подходе к монастырю нас встречали и осеняли другой. В самом монастыре тоже две Оранские иконы Божией Матери – копия и оригинал, обе чудотворные.
На крестном ходу люди общались, знакомились и радовались встрече со старыми знакомыми. Рассказывали об исцелениях и случаях чудесной помощи Божией в своей жизни, подтверждая то, что Бог – недалеко от каждого из нас. Некоторые женщины даже во время привалов не давали себе поблажек, на коленях читая акафист перед Оранской иконой Божией Матери. Другие не могли удержаться и рвали землянику, которой кругом было море. В Сиухе и Шонихе гостеприимные жители кормили паломников знатным обедом. Некоторые хозяева выставляли по пути шествия холодную воду и ягоды.
В Шонихе нас угощали благочестивые люди, переехавшие в деревню из Москвы. Живут на пенсию и натуральным хозяйством – держат скотину, огородничают. Внуки закончили начальную школу в Оранках и теперь возникла проблема, где им учиться дальше. Семья духовно окормляется в монастыре. Они с тревогой следят за событиями в стране и мире, зорко высматривая приметы последнего времени. «А у вас есть дача, огород?» – спросили они меня. «Нет? Тогда будете рыть землянки, спасаться там», – уверенно сказала хозяйка.
Нижегородка Елена с детства ходит в этот крестный ход. Она поведала семейное предание, связанное с Оранской иконой Божией Матери. Когда она была младенцем, в 1989-1990 гг., то жила даче в Шонихе. Тогда ее мама впервые в жизни увидела крестный ход и растерялась, не сообразив нырнуть под чудотворную икону. Но крестный ход направился не в ту сторону и был вынужден вернуться. Старушки утверждали, что такой сбой произошел впервые. Мать с дочкой приложилась к иконе. С тех пор мама стала возрастать в вере, а Оранская обитель для этой семьи – особо почитаемое место.
Надо сказать, что в те годы крестный ход не мог попасть внутрь монастыря, он шел только на источник Божией Матери. До 1993 года в монастырском комплексе размещалась женская ИТК. До этого, с 1971 по 1985 гг. – мужской ЛТП, еще раньше – колония для подростков. В годы войны и до 1950 года там был лагерь для военнопленных немцев, а в 1939-1941 гг. – жили интернированные сотрудники иностранных посольств. Монастырь вернули Церкви в плачевном состоянии, а перед революцией он процветал, там было 200 насельников…
В монастыре крестный ход встречали колокольным звоном. Все паломники устремились под большой колокол, к нему потянулись десятки рук. Звуковая волна через руку прошила тело, и из глаз хлынули слезы. Они смыли апатию усталости, всколыхнули душу, возбуждая бесконечную благодарность Богу и Его Пречистой Матери, которая нас привела в этот уголок рая на земле.
Я была в Оранском монастыре лет 15 назад. Конечно, за эти годы он преобразился до неузнаваемости. Заново отстраивается огромная колокольня, разрушенная в советское время. Разобраны пристройки, уродующие храмы. Все монастырские здания выкрашены в ослепительно белый и синий цвета – оттенки храмов Южной Греции.
По наружной металлической лестнице опознала здание, в котором мы когда-то ночевали на полу, на матрацах. Оказалось, это – монастырская трапезная с домовым храмом во имя Петра и Павла. Теперь паломников селят в трехэтажном корпусе за пределами монастыря (бывший штаб зоны). Там двухъярусные кровати, чистое белье, вкусная трапеза. Сначала я подумала, что в монастыре работают местные жители. Но оказалось, что, например, женщины, которые кормили нас, специально приехали на праздник обители из Москвы, чтобы помочь справиться с наплывом паломников.
Возле монастыря благоустроен источник, оборудована крытая купальня с двумя отделениями: мужским и женским. Купание в студеной воде как рукой сняло утомление, и мы отстояли всю службу, после которой была исповедь.
В здании монастырской лавки дети загляделись на попугайчиков, а взрослые – на большой ассортимент литературы и компакт-дисков, в т.ч. собственной продукции (записи проповедей наместника обители архимандрита Нектария (Марченко).
В лавке висят стенды, на которых показаны этапы восстановления монастыря. По фотографиям видно, как сильно была повреждена живопись в храмах, их новые обитатели развлекались стрельбой по ликам святых. Сейчас восстановлены внутренние росписи во Владимирском соборе. Там же – чудный пятиярусный изразцовый иконостас четырех цветов: белого, золотого, голубого и синего. В такой же технике выполнены киоты двух больших икон: Владимирской иконы Божией Матери с предстоящими и Св. Троицы. Потрогали – действительно керамика.
А в центре собора на деревянных козлах стояла Владимирская-Оранская икона Божией Матери, убранная цветами. С ней ходят в крестные ходы вокруг Нижнего Новгорода (традиция с XVIII века в память об избавлении от чумы). Икону создали в то время, когда оригинальная икона была утрачена, и этот список тоже прославился чудотворениями. А оригинал (написанный ок. 1630 г.) хранился в запасниках, потом в Русском музее. Его на праздник на несколько часов привозили в монастырь и, в итоге, передали окончательно. Эта икона пребывает в храме Рождества Богородицы в опечатанном киоте, в котором поддерживается особый температурный режим.
Особенность двух восстановленных монастырских храмов – свечные паникадила. Они подвешены на длинных цепях. Во Владимирском храме длина цепей – на вид метров 20. Паникадила состоят из внутренней части – ступенчатой пирамиды и наружного кольца со свечами в один ряд. На всенощной монахи зажигали и гасили (во время чтения шестопсалмия) свечи при помощи специального приспособления – «гасилки» и свечи для розжига, укрепленных на длинном шесте. Когда все свечи были зажжены, монах закрутил обе части паникадила во взаимно противоположных направлениях, и они долго вращались. Незабываемое зрелище. А после всенощной паломники, ожидая исповеди, наблюдали за тем, как стройный и ловкий иеромонах, балансируя на высоте на сборных лесенках и перекладинах, готовит паникадило к богослужению следующего дня.
При удобном случае я спросила у одного из насельников: для чего они затрачивают столько времени и сил, к тому же рискуя упасть с высоты, когда для включения паникадила с электрическими лампочками достаточно нажать всего лишь одну кнопку? Он посмотрел на меня как на неразумное дитя. Ответил: «Для красоты богослужения. Для чего же еще?» Этот брат пояснил, что подобные паникадила архимандрит Нектарий видел на Афоне в Свято-Пантелеимоновом и Ватопедском монастырях и захотел это перенять.
Когда в десятом часу вечера архимандрит Нектарий вышел из храма, его поджидала толпа женщин, которые хотели получить благословение старца или его совет. Удивительно, какие важные вопросы люди умудряются задавать на бегу. Например, о выборе жизненного пути. Молодой девушке, которую он видел в первый раз, старец сказал, что экономика дело – грязное, для ее души полезнее стать художником и расписывать храмы. Другой женщине он попенял на непостоянство в молитвах Божией Матери: «В любом деле успех бывает только при постоянстве наших усилий». «Благоуветливый глас словес» о.Нектария как завороженные слушали и те, к кому они не относились. Старец излучал любовь, хотелось слушать его бесконечно.
Архимандрит Нектарий засвидетельствовал, что от Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и в наше время обильно подаются чудеса. Он привел последний пример. Один человек попросился немного пожить в обители. Это был бывший наркоман, который хотел начать новую жизнь, но его нигде не принимали на работу. И как только он с молитвой приложился к иконе Божией Матери, так сразу же ему на телефон пришло смс-сообщение, что его резюме рассмотрели, и берут на работу. Другой пример. Благотворители обещали оплатить иконостас Владимирского собора, его изготовили, а спонсоры отказались, сказали, что нет денег. Все помогла разрешить Царица Небесная…
На следующий день монастырь посетил митрополит Георгий с духовенством Богородского благочиния. Он отслужил молебен с акафистом перед старинной Владимирской-Оранской иконой Божией Матери в храме Рождества Богородицы. Затем состоялась литургия во Владимирском соборе.
Владыка Георгий поздравил всех с престольным праздником и сказал замечательную проповедь о важности почитания Пресвятой Богородицы, «ежедневное и ежечасное участие которой в жизни Церкви и каждого человека мы видим в том, сколько храмов на Русской земле посвящено Царице Небесной». Владыка говорил о том, что когда у нас все благополучно, мы думаем, что это происходит само собой, и только в минуту бедствия, когда земной помощи ждать неоткуда, понимаем, что это не так. Поэтому даже если сегодня «лето Господне благоприятное», мы просим Божию Матерь не лишать нас своего покрова и заступления. Архипастырь поблагодарил всех участников восстановления монастыря за их труд и молитвы.
На обратном пути снова дух захватывало от красоты и раздолья русской природы. Но повсюду были печальные приметы нашего времени. На бывших колхозных полях за Арманихой – недостроенные срубы. Кто-то приобрел эти участки и теперь пытается продать. При подходе к Оранкам – разрушенные сельхозстроения, необработанные поля. И контраст этому – прекрасный восстанавливающийся монастырь, в котором душа чувствует покой и умиротворение. Люди неверующие ничего такого не ощущают, и некоторые из них озлобляются: «Вот, дескать, куда идут деньги, когда вокруг нищета». Они забывают о том, что разруха начинается в головах, и только потом переходит в нашу жизнь. Поэтому в такой же последовательности следует и бороться с нею.
Митрополит Георгий назвал возрождение обители делом покаяния за наших отцов и дедов, которые разрушали храмы. «Они поддались обольстительному слову диавола, что мы построим красивый и счастливый мир, в котором нет места Богу и делу богопочитания. И как только отказались от богопочитания, так на это место пришло демонское почитание, бесовские козни. И вот, как порушены храмы, так же порушены и души человеческие. Мы верим и надеемся, что через возрождение этих святынь будут возрождаться и души человеческие», – сказал владыка.
На обратном пути шествия от Сиухи обычно идет дождь. Кто-то приготовил зонты. Но в небе погромыхало и затихло. В Арманихе нас встречало, наверное, все село, но мы не остались на молебен, т.к. за нами уже приехали машины… За первый день мы прошли 22 км, а за второй – 18. Слава Богу за все. Благодать – непередаваемая. Особая благодарность прихожанке Анне Рудаковой за понесенные труды. Она организовала поездку и всех опекала, как родная мать.
Также см. фоторепортаж Б.Поварова об архиерейском богослужении в Оранском монастыре на сайте Нижегородской митрополии.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна