15 марта 2025 года
В иконописи есть трогательный сюжет, называющийся «Благословение детей»: Спаситель, окруженный младенцами и отроками, берет их на руки, гладит маленькие головки, о чем-то разговаривает с ними. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:13) – говорит Христос своим ученикам, которые стоят в отдалении и хотят защитить своего Учителя от лишней усталости. Ведь наверняка израильские дети шумели, хотели на ручки, не до конца понимали глубокие слова Спасителя о Царствии Небесном. Они были обычными детьми – такими, которые и сейчас приходят в храм со своими родителями и развивают в других прихожанах добродетель смирения и терпения своим громким шепотом, шуршанием и плачем.
Никто кроме нас
Когда я была юной девушкой – активной прихожанкой, певшей на клиросе и участвовавшей во всем, в чем можно было участвовать, – в силу отсутствия опыта я не задумывалась, что через десять лет обычный поход в храм станет для меня большим подвигом. Что мне придется лавировать между потребностями любознательного ребенка и социальными нормами, предполагающими в храме степенную тишину и мягкость движений. Что я буду сталкиваться с социальной изоляцией (пока все радостно поют «Христос Воскресе» на ночной службе, я буду сидеть дома и качать детскую кроватку) и непониманием, почему мой двухлетний ребенок дрыгает ногами, сидя в храме на лавке. Он что, не знает, в каком святом месте находится?
Тем не менее каждое воскресенье (а по возможности и чаще) я, как и тысячи других мам, совершаю этот тихий незаметный подвиг: целую в лоб, помогаю встать и красиво одеться, красочно описываю, какой замечательный день ждет нас впереди, пытаюсь учесть многообразные детские неожиданности вроде «хочу пить» и «мне холодно», толкаю коляску по не всегда идеальным дорожкам (подтверждающим слова Писания о том, как тернист путь и узки врата в Царство Небесное). А все потому, что кроме меня никто не сможет рассказать моим детям о Боге и радости приходить в Его дом. Может быть, Господь пошлет нам встречу с самоотверженными, глубоко верующими педагогами, и все-таки ответственность за две детские души, которые Господь доверил мне, будет лежать на моих плечах. Имея и хорошо помня свой детский опыт воцерковления, а также ища подход к своим подрастающим детям, мне хочется поделиться с родителями несколькими идеями, которые могут помочь в приучении детей к храму.
Идеи для родителей
Во-первых, нужно ставить четкие реалистичные цели и не требовать от себя большего. Есть очень большая разница между «прийти в храм для себя» и «прийти в храм для ребенка». Конечно, в идеале прийти в храм для Бога и заодно учесть интересы всех членов семьи: дать маме минутку для молитвы и исповеди, а ребенку – заботливое внимание с объяснениями происходящего. Иногда такие благодатные службы действительно случаются, но часто приходится довольствоваться минимумом, который у каждого свой. Например, наш минимум: зайти в храм на «Отче наш», причаститься и уйти в хорошем настроении. Кто-то подумает: «Как неблагочестиво: дерзать приступать к Таинству, пропустив Евхаристический канон». А кто-то скажет: «Какие подвижники, мы заходим только под конец Причастия, потому что иначе из-за духоты и невозможности снять многочисленные комбинезоны наш младенец оглашает пространство безутешными рыданиями». Все очень сильно зависит от темперамента конкретного ребенка, от бытовых условий и традиций каждого прихода, поэтому никаких универсальных советов быть не может.
Отдельно хочу сказать про «хорошее настроение». Я хорошо знаю, что такое уставшая, затроганная, срывающаяся мама. В жизни бывает всякое, о чем мы потом плачем на исповеди, поэтому я не буду читать мораль на тему «ай-ай-ай, не надо так», все мы это прекрасно понимаем. И все-таки мне очень хочется, чтобы храм ассоциировался у детей с доброй, радостной мамой. Чтобы не было торопливой нервности, грубых одергиваний, непрерывных императивов. Хочется, чтобы дети чувствовали: мама с ними, на их стороне. Она понимает, что ножки устали, и не ругает за это, а нежно гладит по голове. Хочется, чтобы дети думали: «Если даже несовершенные папа и мама любят меня так сильно, то как же любит меня совершенный Господь?»
Во-вторых, ребенку с самых малых лет нужно объяснять, что происходит, потому что нет ничего обременительнее, чем труд, смысл которого тебе не понятен. Во время службы я тихонько говорю стоящему рядом сыну: «Батюшка молится обо всех христианах, давай тоже помолимся за дедушек, бабушек и друзей… А сейчас будут молиться, чтобы на Причастии Господь пришел в наш храм, чтобы мы все дружно причастились и стали Его друзьями».
О таких таинственных вещах, как Троица или Евхаристия, я говорю как есть, не упрощая. Это чудо сложно понять и вместить даже взрослому, поэтому безупречного богословского понимания я не жду. В меру своих сил дети что-то понимают и запоминают догматически верные формулировки и трепетное мамино отношение. Умалять происходящее игрушечными словами про «компотик» мне кажется неправильным. Я говорю: «Это Тело и Кровь. Господь отдает Себя нам». Рассказываю о Тайной Вечере, о предательстве Иуды, а после службы стараюсь проговорить: «Какой сегодня радостный праздник: мы все причастились, дети себя хорошо вели».
Другие же, более земные истории, я, конечно, рассказываю «по-детски», с яркими контрастами зла и добра, без взрослых полутонов, которые появятся в наших разговорах чуть позже. К моему большому родительскому счастью, сейчас пишется и издается множество красочных православных детских книг. «Издательство Сретенского Монастыря», «Никея», «Вольный странник», «Настя и Никита» и многие другие издательства помогают красочно и наглядно рассказать детям о Боге, святых, устройстве храма, ожидании Пасхи и других христианских понятиях. Все эти книги можно купить не только в церковной лавке, но и в обычных интернет-магазинах.
Нужно дело
В-третьих, ребенку в храме нужно дело. Потому что душевные разговоры – это хорошо, но дело – настоящее реальное дело – меняет, закаляет, углубляет человека. Как показывает опыт, самое активное вооцерковление происходит с теми, кто попадает в алтарь или на клирос. Через эти «лазейки» человек становится частью прихода: его знают по имени, приглашают на трапезу, он несет личную ответственность за происходящее. Очень тяжело регулярно ходить в храм, когда ты не связан с общиной каким-нибудь делом: волонтерским служением, уборкой, паломническими поездками, личной дружбой. Молитва и участие в Таинствах – слишком абстрактные вещи, «эффективность» которых почти невозможно почувствовать. И, если взрослый может верить рационально, устремлять к Богу свою волю, то в детях все-таки преобладает чувственная вера. Им нужен какой-то практический, измеримый результат, какой-то осязаемый опыт.
В родительских силах придумать для малышей их церковные дела. Самое простое и традиционное: положить в церковный ящик монетки (и закрепить навык мелкой моторики), поставить свечки (и полюбоваться на огонь), написать записочку с именами всех родных (и получить подтверждение, что изучение букв было не напрасным). Можно придумать что-то свое, близкое по духу: раздавать детям возле храма конфеты в Дни рождения или в память об умерших родных; вместе покупать или собирать букет для украшения какой-нибудь иконы; спросить у батюшки, не нужно ли покрасить облезшие лавочки, и взять их под свое семейное покровительство.
Современное общество сильно разрознено. Когда ты, молодой и здоровый, живешь сам по себе – активно работаешь и путешествуешь – можешь этого не замечать. Но рождение ребенка обнажает нашу социальную природу, нашу нужду в помощи других людей. Больше всего ребенку нужны заботливые папа и мама, но еще ему нужны своя кроватка и детская площадка, своя тетя Дуся в продуктовом магазине. Наличие знакомых дарит ощущение спокойствия и стабильности. И дружная церковная община – это то редкое место, где ребенок может найти и друзей-единомышленников, и заботливых взрослых. Хочется, чтобы с каждым христианином случилась эта радость – обрести братьев и сестер во Христе, чтобы вместе служить Ему своими талантами и воспитывать доверенных Им детей.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна