15 ноября 2017 года
Уже десять лет саровчанин Борис Макарьянц занимается исследованием истории почитания чудотворной Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Эта статья была подготовлена им к 350-летию прославления иконы, отмечавшемуся в 2017 году.
Из истории нашего края известно, что обретение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Шуйской-Смоленской, связано с избавлением от моровой язвы (чумы), охватившей российские города и поселения в 1654 и 1655 годах, во времена царствования Алексея Михайловича Романова. В Шуе эта жесточайшая эпидемия продолжалась 42 дня и унесла жизни половины населения города. Шуяне, стремясь переменить гнев Божий на милость, давали многие благочестивые обеты, а прихожане посадской Воскресенской церкви согласились собрать средства на новую икону Божией Матери, именуемую Смоленской. Обетную икону взялся написать потомственный шуйский мастер Герасим Тихонов(ич) Иконников.
По местному преданию, создание образа было необычным. Нанесённая на левкас типовая прорись Смоленского извода была трижды исправлена невидимой рукой, несмотря на старания иконописца вернуть ей первоначальный вид. В итоге Герасим, имевший звание «изуграфа», счёл это действием Промысла Божия и, получив благословение духовенства, закончил образ по исправленному начертанию. По завершении работы над иконой Крестный ход сопроводил новый образ Божией Матери от дома иконописца в Воскресенскую церковь.
В то время посадская церковь была двухъярусной и новую икону разместили в нижнем, более просторном храме во имя святителя Николая. Предание сообщает, что при этом вся церковь наполнилась тёплым светом, подавая надежду на скорое избавление от бедствия. Многими молитвами к Богоматери эпидемия пошла на спад – первоначально в Воскресенском приходе, а затем и во всём городе. При этом прекратились не только новые случаи заражения, но даже и заболевшие быстро пошли на поправку. И как сказано в старинной рукописи: «Оттоле убо начаша людие Пресвятей Владычице Богородице велию веру держати, и к чудотворному и пречудному ея образу притекати, и от различных бед и скорбей помощи и избавления просити». Но на протяжении некоторого времени икона оставалась местночтимой.
Через 12 лет после окончания эпидемии моровой язвы, в Шуе, начиная с апреля 1666 года, а точнее – с Понедельника Пасхальной седмицы, когда во время литургии был исцелён сирота-отрок Иаков, икона Божией Матери стала подавать столь обильную целебную помощь, что молва об этом разошлась далеко за пределы Шуи. Только за три дня празднования в честь «Пресвятыя Богородицы Одигитрия» (28-30 июля) произошло около 40 исцелений. Считая своим долгом известить царя и духовные власти об этих событиях, шуяне составили особую челобитную и отослали её в столицу. Там сообщалось, что за июль, август и сентябрь текущего года от местночтимой иконы произошло в общей сложности сто три исцеления. Спустя девять месяцев, 28 июля 1667 года в Шую для проверки этих событий прибыла патриаршая комиссия под началом архиепископа Стефана. В день праздника Одигитрии в Воскресенской церкви были совершены праздничная литургия и молебен перед новой иконой, возвысившие её до всецерковной святыни.
Вот как сообщает рукопись 1667 года об этом деянии во исполнение царского указа и патриаршей грамоты: «…преосвященный Стефан архиепископ Суждальский и Торусский, приехав в Шую, Ипацкаго монастыря со архимандритом Кириллом, да из Суждаля Спасова Евфимиева монастыря со архимандритом Павлом, да Никольскаго Шартомскаго с архимандритом Савватием, да с игумены – с Москвы Данилова монастыря с Варлаамом, Золотниковские пустыни с Феоктистом, да из Суждаля ж Васильевского монастыря с архимандритом Феодосием, да Суждальской соборной церкви с протопопом Симеоном, в церкви Воскресения Христова, в которой чудотворная икона Пречистыя Богородицы Одигитрия стоит, июля против 28 числа всенощное бдение пели и того дни на праздник Пречистыя Богородицы Божественную литургию служили и молебствовали…».
В наши дни, 10 августа 2017 года, мы стали свидетелями не менее торжественного богослужения в честь 350-летия со дня прославления Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Праздничную литургию возглавил митрополит Иосиф, Иваново-Вознесенский и Вичугский. Ему сослужили пять архиереев и многие священнослужители различного ранга, специально прибывшие на юбилейное празднование Одигитрии из Шуи.
Состоявшийся юбилей предоставил возможность ещё раз внимательно посмотреть на историю почитания этой необычной иконы. Необходимо сказать, что сложный титул чтимой иконы из Шуи, вопреки распространённому мнению, не имеет прямого отношения к иконографии древней Смоленской иконы Божией Матери, а лишь указывает на присоединение дня прославления иконы из Шуи к празднику Одигитрии Смоленской. При этом довольно долгое время почитание младшей иконы из Шуи отождествлялось с праздником старшей Одигитрии Смоленской, особо почитаемой не только в Смоленске, но и в Москве. По истечении трёх с половиной столетий стало заметно, что Шуйская икона Божией Матери имеет не только собственную иконографию, но ещё и уникальное число календарных памятей, выделяясь в ряду Богородичных икон, прославленных в России.
История Богородичного образа из Шуи была отражена как в центральных, так и губернских публикациях XIX века и эти сведения оказались весьма полезными в наши дни. Современный читатель может почерпнуть информацию о праздниках Шуйской иконы Божией Матери в новом энциклопедическом словаре «Христианство» (1995), вышедшем под общей редакцией академика С.С. Аверинцева. Здесь приводятся пять дней памяти почитаемой иконы из Шуи: «Одигитрия Шуйская: 11 июля; 28 июля (память избавления от холеры 1831 года); 2 ноября (память избавления от мора 1654-55гг); Вторник Светлой седмицы (память первого чуда от образа); 2-е Воскресенье по Пятидесятнице». Не умаляя стараний составителя статьи, совместившего в малом объёме все основные праздники иконы, приходится заметить, что если все названные дни памяти здесь указаны календарно точно, то краткие комментарии к ним всё же вносят некоторую путаницу в историю почитания иконы и требуют поправки. Дело в том, что энциклопедии XIX века упоминают не одну, а две чудотворные иконы Божией Матери Шуйской. Одна из них именуется как Одигитрия Шуйская, а другая как Шуйско-Смоленская икона Богоматери. То есть, в середине XIX столетия были широко известны как минимум две чтимые Богородичные иконы с титулом Шуйской, одна из которых была подлинником из Шуи, а другая – священным списком из другой местности. Добавим, что статья о Шуйской иконе из Минеи на Ноябрь (1980), цитируя содержание соименной Службы, созданной в 1924 году, упоминает два чтимых списка иконы из Шуи (Павловский и Ярославский). Статья об иконе в энциклопедическом словаре соединяет все её памяти в один ряд, не отделяя праздники в честь подлинника из Шуи от дней почитания его списков. Такой подход продиктован форматом издания, но в данном случае академическая лапидарность вносит неточности в комментарии к истории праздников.
Чтобы устранить расхождения с известными историческими фактами, следует восстановить основные дни памяти, принятые в самой Шуе. Для этого мы воспользуемся авторитетными сведениями из календарных тетрадей епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Следуя записям святителя, закончившего Шуйское духовное училище (1902) и глубоко чтившего именно шуйскую святыню, тропарь иконе из Шуи полагалось возглашать в следующие дни богослужебного годового круга: «ноября 2; июля 28; во Вторник Пасхи; в неделю 2-ю по Пятидесятнице». Шуйский краевед П.И. Гундобин, состоявший членом-сотрудником Русского археологического общества, также приводит местные даты чествования знаменитой Богородичной иконы. В своей книге (1862) он указывает три крестных хода, связанных с памятью иконы: «в девятое воскресенье по Пасхе; 28 июля на праздник Одигитрии Смоленской; и 2 ноября». При этом местный историк выстроил даты не только в календарной, но и в точной хронологической последовательности. Что касается празднования «во Вторник Пасхи», то, как следует из разницы в этих сообщениях, оно выходит за пределы местной традиции. Сведения П.И. Гундобина и епископа Афанасия Сахарова можно дополнить сообщениями владимирских, павловских и ярославских краеведов XIX века. По обобщённым данным, празднования в честь Шуйской Одигитрии совершались до шести раз в пределах годового круга. Среди них почитались как общероссийские дни памяти, так и местные.
Последовательность чествования иконы, на фоне связанных с ней исторических событий, выглядит следующим образом: 1-ое Воскресенье Петрова поста или 2-я Неделя по Пятидесятнице –наиболее древняя память (с 1655г.), связанная с преодолением чумы и созданием иконы Божией Матери в Шуе. Отдавая дань памяти избавлению от бедствия, в этот день по центральным улицам Шуи проходил «большой» общегородской крестный ход. Известно, что традиция крестных ходов в тот же воскресный день соблюдалась по крайней мере ещё в двух городах Галицкой чети: Ростове Великом и Юрьеве-Польском. Эта традиция учреждалась, видимо, как общероссийская память прекращения моровой язвы, ставшего возможным при заступничестве множества угодников Божиих и нескольких икон Божией Матери. Поскольку в Шуе были две обетные святыни, связанные с избавлением от смертоносной эпидемии, то и местное почитание в первую очередь воздавалось именно Шуйской иконе Божией Матери из Воскресенского собора и Животворящему Кресту из часовни при Спасской церкви Шуи. Прекращение эпидемии в Шуе произошло 12 октября 1655 года, о чём сообщала надпись на упомянутом обетном Кресте. Праздновать в Шуе день окончания эпидемии не полагалось. Но один из шуйских историков, протоиерей Евлампий Правдин, отдавший служению в Воскресенском соборе 40 лет жизни, сообщил в своей книге (1884) о местной традиции «малого» крестного хода 1/14 сентября (в день начала эпидемии моровой язвы в Шуе), проходившего от Воскресенского собора до Животворящего Креста при Спасской церкви.
Память 28 июля / 10 августа первоначально относилась к Одигитрии Смоленской, в честь её списка из Московского Новодевичьего монастыря (с 1525 года). Этот праздник в честь важнейшей национальной святыни был установлен Русским Православием и потому отличался особым почитанием в народе. Позднее, как явствует из серии старинных актов за июль-август 1667 года, день чествования Одигитрии Смоленской был сделан праздником и для Одигитрии Шуйской. День 28 июля стал первой общероссийской памятью иконы. Более всего эта дата почиталась в Шуе и практически одновременно с прославлением иконы в посадской Воскресенской церкви был устроен первый престол в её честь. Но всё же в других епархиях празднование 28 июля в честь старшей Одигитрии Смоленской преобладало, тем более что своей праздничной Службы икона из Шуи в то время не имела. История святыни была отражена в Сказании, составленном в 1666-1667 годах. Две рукописи Сказания с описанием чудес новой иконы хранились в библиотеке Воскресенского собора Шуи, а в XIX веке Сказание было дважды издано, в Москве (1862) и в самой Шуе (1883), с приложением старинных актов о её прославлении. Благодатная помощь Шуйской Владычицы и дальше проявлялась в трудные моменты истории города. Так, во время масштабной холерной эпидемии летом 1831 года, жители Шуи и окрестных поселений усердно молились чудотворному образу Божией Матери в Воскресенском соборе, а также обетному Кресту в часовне при Спасской церкви. Когда эпидемия холеры 1831 года в Шуе прекратилась именно в день праздника иконы 28 июля, то, по желанию благодарных шуян, был учреждён второй общегородской крестный ход в память избавления от холеры заступничеством Божией Матери.
Третьим по времени, но наивысшим по чести, стало празднование иконе из Шуи во Вторник Светлой седмицы. В Средние века в Византии этот день почитался как Собор Богородицы, а позднее – как особая память Одигитрии Цареградской и её «вторничного чуда». В России Вторник Светлой седмицы также почитался как особый Богородичный праздник, когда чествовались наиболее именитые иконы Божией Матери. В их число входили Одигитрия Цареградская и Одигитрия Иверская. Около 1690 года (видимо, по решению духовного собора) в этот день стала чествоваться и явленная в Шуе икона Божией Матери. Этот год заметно выделяется особым почитанием Шуйской Одигитрии. Именно тогда посадская Воскресенская церковь в Шуе получила статус соборной. В том же году, по-видимому, была составлена Похвала «Пренасвятейшей и Пречистей Приснодеве Богородице Марии, на чудотворную и цельбоносную ея и честную икону Одигитрия, сущия во граде Шуи», известная по рукописи конца XVII века из Ярославля, и воздающая славу этой иконе, как вселенской святыне. В этот год в честь иконы из Шуи был освящён новый главный престол бывшей Златоустовской церкви Ярославля. При этом он стал в этом городе вторым главным престолом в честь иконы Одигитрии Шуйской (первый был освящён в 1673 году в Димитриевской церкви). Наконец, в то же самое время была написана уникальная икона Одигитрии Шуйской (ГТГ) с клеймами Архангелов. Тем самым иконе из Шуи воздавалась честь, равная с иконой Одигитрии из Константинополя. Упомянутая икона из ГТГ стала родоначальницей новой прориси, получившей с XVIII века статус обязательной при воспроизведении Шуйской иконы Божией Матери.
Интересно сложилась история праздника иконы в день 11/24 июля: Изначально это была местная ярославская память (1690), связанная с освящением вышеупомянутого престола в честь иконы из Шуи в церкви Иоанна Златоуста, расположенной возле Успенского собора. Храмовый праздник освящения престола был дополнен общегородским крестным ходом. По сведениям московского протоиерея Иоанна Бухарева (1892), эта память с 1831 года стала почитаться как общероссийская. Именно дату 11 июля можно встретить на сводах Богородичных икон XIX века, как основную дату празднования в честь Шуйской иконы Божией Матери. Такому восприятию видимо способствовала слава нового чуда избавления от холеры жителей Шуи в 1831 году, а также благодатная помощь от священных списков иконы из Шуи в других областях Средней России. Ярославские месяцесловы XIX века указывают также местночтимую память 10/23 июня, принятую в той же Златоустовской церкви, где главный престол был освящён в честь иконы из Шуи.
Память в день 2/15 ноября с течением времени стала восприниматься как основная память Шуйской иконы Божией Матери. Действительно, по Месяцеслову в этот день празднуется единственная Богородичная икона, именно Шуйская. Но исторически эта память связана не с событиями в Шуе и не с подлинником Одигитрии Шуйской, а с избавлением от чумы жителей села Павлово-на-Оке осенью 1771 года. В этот день прошёл «покаянный» крестный ход вокруг села, погибавшего от моровой язвы, со списком иконы Одигитрии Шуйской, написанным по обещанию местных жителей. В своём обращении к заступлению Шуйской иконы Божией Матери павловчане сознательно последовали примеру шуян, и их вера была вознаграждена полным прекращением эпидемии в кратчайший срок. Поскольку чума 1771-1772 годов была всероссийской бедой, то правительству пришлось принимать широкомасштабные меры. Когда эпидемия закончилась, по императорскому указу Екатерины II от декабря 1772 года, повсеместно было отслужено «благодарственное Молебствие со звоном». Вполне возможно, что после такого общегосударственного Молебствия, день 2 ноября, как память Павловского чуда, закрепился за Шуйской иконой Божией Матери в общероссийском масштабе и стал основным праздником иконы из Шуи. На этом можно бы и закончить обзор праздников в честь Одигитрии из Шуи.
Но в продолжение юбилейной темы будет уместно добавить, что широкое почитание Шуйской Одигитрии выразилось и в создании престолов во славу народной Заступницы. Алтари в её честь в разное время были освящены в трёх крупных поволжских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде и Костроме. В начале ХХ века насчитывалось не менее десяти престолов во славу шуйской святыни. История их создания, собранная воедино, ясно показывает духовное усердие всех сословий русского общества.
О создании первого престола в Шуе удалось уточнить следующие факты. По старинным актам XVII века известно, что посадская Воскресенская церковь Шуи располагалась возле тракта на Кострому на восточной окраине посадской слободы и имела верхний престол в честь Воскресения Христова, и нижний – во имя святителя Николая. Но в докладе посадских людей архиепископу Стефану от августа 1667 года, составленном вскоре после прославления иконы, говорилось, что одно из исцелений произошло «в церкви Пресвятыя Богородицы <…> от образа, на литургии в большой выход». То есть, престол во славу Шуйской Одигитрии был устроен практически вслед за соборным богослужением 28 июля 1667 года и располагался, по видимому, «в нижней службе», в церкви святителя Николая, там где была поставлена новая икона во время эпидемии моровой язвы. Следующим шагом после прославления иконы было повышение статуса посадской церкви до соборной, что обязывало к масштабному переустройству храма. В связи с этим было принято решение о раздельном строительстве зимней и летней церквей, с перемещением Никольского престола в малое здание тёплой церкви. Завершение строительства обоих каменных зданий соборного ансамбля, по сведениям В.А. Борисова (1851) и И.М. Лядова (1863), следует отнести к 1690 году, когда Суздальскую кафедру занимал митрополит Иларион.
Возведение каменной двухъярусной Преображенской церкви села Волокобино Шуйского уезда происходило в те же годы. Обращает на себя внимание, что освящение нижнего её престола в честь Смоленской иконы Богоматери произошло уже в 1690 году (по другим сведениям – не позднее 1692 года). Есть основания полагать, что здесь была прославлена именно святыня из Шуи. Здание церкви в своей усадьбе Волокобино возводил царский стольник, потомственный дворянин Пётр Осипович Воронов. Он был уроженцем Шуи и в раннем детстве пережил эпидемию моровой язвы. Новая двухъярусная церковь, имевшая статус домового храма, повторяла устроение Воскресенской церкви в Шуе, а её храмозданная грамота была подписана митрополитом Иларионом, то есть посвящение престола Богородичной иконе было одобрено им лично.
В самом Суздале в 1696 году было завершено строительство новой каменной церкви, освященной в честь иконы Божией Матери Смоленской. Титул Шуйской при этом не упоминался, но взаимосвязь обновления соборного комплекса в Шуе (1690) и начала строительства (закладки) новой церкви в Суздале представляется логичной. В Суздальской епархии известен и ещё один престол в честь иконы Богоматери Смоленской, связанный с почитанием Шуйской святыни. Он устроен в древней церкви села Ярлыково, бывшего во владении Суздальского Покровского монастыря. Наиболее вероятно, что посвящение этого престола Шуйской иконе Богоматери произошло в конце XVII века.
Число престолов во славу Одигитрии из Шуи в Суздальской епархии было, как бы уравновешено храмовым строительством в соседней митрополии. Практика создания престолов во славу иконы из Шуи показывает, что в конце XVII века все они освящались как главные. Первым «иногородним» престолом во славу святыни из Шуи, стал обновлённый Дмитриевский храм Ярославля. При этом он официально сменил название и стал именоваться в честь иконы Божией Матери Шуйской. Закладная белокаменная плита сообщает точную дату его освящения, 13 июля 1673 года, «во имя Пресвятыя Богородицы Шуйския». Переустройство древней Дмитриевской церкви проводилось «неусыпным усердием» её настоятеля, иерея Иоанникия и уложилось в два года. Другой престол в честь иконы из Шуи, ставший главным в обновлённой Златоустовской церкви возле Успенского собора, возводился, в основном, «личным иждивением» Ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Освящение этого престола, как мы уже говорили, произошло 10-го июля 1690 года, а следующий день был объявлен новым праздником Ярославля с общегородским крестным ходом.
Преемники митрополита Ионы по Ростовской кафедре продолжили достойное почитание иконы из Шуи. Но при этом престолы в её честь освящались уже как придельные. Один из них был освящен в 1730 году в Троицкой церкви (1678) Александровской Чудовой пустыни, находившейся недалеко от Рыбинска. Ещё через столетие, при обновлении Христо-Рождественской церкви (1829) села Давыдово вблизи Тутаева, были освящены приделы Богоматери Шуйской и святителя Николая.
В конце XVIII века придел в честь иконы Божией Матери Шуйской был устроен в Казанской церкви Нижегородского Кресто-Воздвиженского монастыря. Его освящение произошло в 1798 году, а в 30-е годы XIX века местная икона Шуйской Богоматери была украшена ризой из жемчуга.
В городе Ковров престол в честь иконы Божией Матери Смоленской был устроен в старом Христо-Рождественском соборе. По сведениям учёного иеромонаха Иоасафа (Гапонова), освящение южного придела в честь чтимой иконы (в просторечии именуемой Ковровской), состоялось в 1805 году. Придел создавался на средства прихожан и был посвящён древнему «неопалимому» списку Богоматери Смоленской, дважды уцелевшему в огне при разрушительных пожарах. Святитель Афанасий Сахаров, избранный на Ковровскую кафедру в 1921 году, упоминает в одном из писем (1946) о принадлежности этой иконы шуйскому изводу. Утраченная в 1930-е годы, икона была найдена в 1963 году и передана на временное хранение во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, где и находится до сих пор.
С течением времени в самой Шуе почитание главной святыни города прирастало новыми событиями. На рубеже XVIII и XIX столетий было возведено пятиглавое здание собора (1798). Немного позже на икону была изготовлена богатая праздничная риза (1830). В первой трети XIX века происходило строительство знаменитой соборной колокольни, спроектированной итальянским зодчим Гауденцио Маричелли родом из Тессино. Строительство, предпринятое в 1810 году, поначалу обернулось неудачей. В 1819 году по неясной причине произошло обрушение третьего яруса, «убыток церковной суммы» оценивался в 100 тысяч рублей. Тем не менее, колокольня к 1832 году была полностью завершена трудами мастера Михаила Саватеева и архитектора Е.Я. Петрова. Звонница, расположенная в третьем ярусе, насчитывала двенадцать колоколов, общим весом 1333 пуда. По случаю 200-летия обретения иконы (1855) шуяне организовали в соборе особые торжества. Длительное время обсуждался проект благоустройства соборной церкви, ставшего тесным с ростом населения города. Наконец, в 1911–1913 годах были проведены работы по расширению трапезной храма и сооружению трёхглавия над западным входом. После этой реконструкции соборный храм приобрёл знакомый нам современный вид.
В первом десятилетии ХХ века в России готовилось празднование 300-летия династии Романовых. Этот период сопровождался углублённым интересом к русским традициям и святыням XVII века, что отразилось на истории престола в честь иконы Божией Матери Шуйской в Ипатьевском монастыре. Первой датой освящения этого престола указывается 1865 год, когда в подклетях храма Рождества Богородицы (1767) была устроена церковь-крипта «в честь честной иконы Божией Матери Смоленско-Шуйской». В 1879 году этот престол был перенесён в северную галерею Троицкого собора. Однако в ходе переустройства монастыря к торжествам в честь юбилея дома Романовых, престол из северной галереи собора был перемещён в Зелёную башню, преобразованную в церковь. Зелёная башня отмечает место расставания с Михаилом Фёдоровичем Романовым в день его отъезда из Ипатьевского монастыря на царское служение в Москву. Костромской престол сохранился до наших дней и представляет собой единственный надвратный престол в честь Шуйской иконы Божией Матери.
В начале ХХ века в Шуе старообрядческой общиной также был создан отдельный храм во имя Шуйской Смоленской иконы Божией Матери. Он был построен в 1910-1915 годах на пожертвования купца Якова Турлапова и других членов общины. Закрытый в 1935 году, в апреле 2016 года решением Шуйской Городской Думы храм был передан Русской православной старообрядческой церкви, которая приступила к его восстановлению.
В юбилейном очерке нельзя обойти вниманием события 1922 года, когда Россию поразила эпидемия совершенно другого свойства. В марте этого года Воскресенский собор и его главная святыня оказались вовлечены в череду событий, вызванных декретом ВЦИК об изъятии церковных ценностей. В ходе многотысячной протестной акции 15 марта на соборной площади от пулемётных выстрелов отряда ЧОН погибли четверо мирян и было ранено по разным данным от 10 до 15 защитников Шуйской Владычицы. По прямому указанию первых лиц государства карательный юридический процесс по «Шуйскому делу» получил широкую огласку в печати.
Вина за беспорядки была возложена на духовенство. Расстрельный приговор священникам Павлу Светозарову и Иоанну Рождественскому, а также мирянину Петру Языкову был вынесен 25 апреля выездной сессией Верховного Ревтрибунала в Иваново-Вознесенске. В связи с просьбой Президиума ВЦИК о замене смертной казни, решение трибунала выносилось на обсуждение Политбюро ЦК РКП(б) и 4 мая было окончательно утверждёно. Приговор был приведён в исполнение 10 мая в 2 часа ночи возле здания тюрьмы на окраине Иваново-Вознесенска. Так к дням памяти Шуйской иконы добавился день памяти её защитников, прославленных как Шуйские новомученики Архиерейским собором 2000 года. Но первая реакция Русского Православия на события в Шуе проявилась уже в 20-е годы.
В ответ на кощунство и неправый суд, порожденные богоборческой властью, московский протоиерей Николай Миловский (родом из Шуи) составил «Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя Шуйския». 31 июля 1925 года митрополит Крутицкий Пётр (Полянский), имея полномочия местоблюстителя Патриаршего Престола, благословил всецерковное употребление Службы. В 7-ой песни Канона «смертоносие» XVII века сопоставляется с событиями 1922 года, и тропарь завершается особым прошением к Божией Матери: «не послужити, паче же противустояти учением и обычаем века сего помози нам, Богородице, да не в конец погибнем, и сохрани в нас веру отцев наших». После кощунства с изъятием драгоценной ризы сам чудотворный образ Богоматери Шуйской некоторое время оставался на своём прежнем месте. Последние документы, подтверждающие сохранность иконы, датированы cентябрём 1935г. Постановлением президиума ВЦИК от 20 апреля 1936 г. собор был передан в пользование «религиозной общине обновленческой ориентации». Ещё через полтора года постановлением Ивановского Облисполкома Воскресенский собор, как культовое здание, был закрыт. Достоверные сведения о судьбе подлинника Шуйской иконы Божией Матери отсутствуют.
Возобновление богослужений в соборе состоялось на Пасху 1990 года. Одной из первых здесь была отслужена особая заупокойная служба в память о шуянах, погибших в годы политических репрессий. Осенью 1991 года Воскресенский собор был передан Николо–Шартомскому монастырю. К празднику Рождества Христова 2002 года на соборную колокольню был поднят новый колокол весом 4,5 тонны, огласивший окрестности благовестом впервые после 72 лет вынужденного безмолвия. 350-летний юбилей обретения иконы был отмечен многолюдным крестным ходом, прошедшим 10 августа 2005 года по центральным улицам Шуи. 17 октября 2007 года, на площади перед соборным ансамблем был открыт памятник Шуйским новомученикам.
Народное почитание иконы Божией Матери из Шуи, как мы видели, складывалось не по «указанию сверху», а по искреннему убеждению простых прихожан и местного духовенства. Праздники и приуроченные к ним крестные ходы открыто являли народную благодарность Шуйской Владычице. Былое благолепие престолов выражало усердие людей разного звания о достойном убранстве алтарей во славу глубоко почитаемой иконы. В трудных условиях противостояния богоборческой власти была создана Служба для литургического почитания Шуйской Одигитрии. Более того, как будто к нам лично обращены слова Божией Матери из саровской рукописи Сказания об иконе из Шуи. Исцеляя маловерие молодого священника, глас Владычицы возвестил, что Её благодать «была, есть, и будет (с нами) до скончания века». Думается, что вся 350-летняя история Её почитания тому свидетельство и порука.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна