22 октября 2012 года
Введение кафедры теологии в МИФИ вызвало неоднозначную реакцию. Студенты ёрничают «вконтакте»: дескать, теологи будут читать физикам лекции на тему «грешно ли изучать атомное ядро». Ну, молодо-зелено, понять их можно - сами такими были, в юные годы. А вот великим физикам этот вопрос смешным не казался. Многие ученые всерьез задавали себе этот вопрос. Приведем примеры.
В 1940 году Альберт Эйнштейн написал письмо президенту США Франклину Рузвельту, с которого и начался «Манхеттенский проект» по созданию американской атомной бомбы, первоначально задуманной для войны с фашизмом. Однако позже, когда угроза фашизма миновала, а атомное оружие стало инструментом устрашения Америкой всего мира, он сожалел о последствиях этого письма и так объяснял свои мотивы: «Моё участие в создании ядерной бомбы состояло в одном-единственном поступке. Я подписал письмо президенту Рузвельту, в котором подчёркивал необходимость проведения в крупных масштабах экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы. Я полностью отдавал себе отчёт в том, какую опасность для человечества означает успех этого мероприятия. Однако вероятность того, что над той же самой проблемой с надеждой на успех могла работать и нацистская Германия, заставила меня решиться на этот шаг. Я не имел другого выбора, хотя я всегда был убеждённым пацифистом.»
Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Письмо_Эйнштейна_Рузвельту
Академикам Ю.Б.Харитону и А.Д.Сахарову этот вопрос тоже смешным не казался. Юлий Борисович пишет: «Осенью 1988 года, находясь в США, А.Д. Сахаров сказал, обращаясь к создателю американской водородной бомбы Э. Теллеру на приеме в честь этого замечательного американского физика: «Я и все, кто вместе со мной работал, были абсолютно убеждены в жизненной необходимости нашей работы, в ее исключительной важности... То, что мы делали, было на самом деле большой трагедией, отражающей трагичность всей ситуации в мире, где для того, чтобы сохранить мир, необходимо делать такие страшные, ужасные вещи».»
Источник:
Харитон Ю.Б., Смирнов Ю.Н. Мифы и реальность советского атомного проекта.
А вот третий пример. В 1939 физики - ядерщики, понимая, какое страшное оружие они открывают, сами заговорили о секретности. «Кто явился инициатором нового режима в научной печати? Поначалу сами же ученые-атомщики, для которых быстрее всего стали ясны перспективы военного использования результатов их исследований. Одним из первых высказал идею необходимости самоцензуры ученых-ядерщиков Л.Сциллард. Воспринято это было в физических кругах неоднозначно. ... Но в конце концов даже Ферми, который сначала относился к этому отрицательно, согласился на такую добровольную самоцензуру».
Источник:
"Советский атомный проект.Конец атомной монополии.",под ред. Е.А.Негина,2-е издание,изд.РФЯЦ-ВНИИЭФ,2000,стр.20.
Тот факт, что сама постановка вопроса о морали (о грехе) в научной деятельности вызывает смешки, является плохим признаком. Это явный признак незрелости личности. Никакой человек не может заниматься деятельностью, потенциально опасной для самого существования рода человеческого, и отмахиваться от этих «проклятых» вопросов, а тем более смеяться над ними. И я не исключаю, что у общества возникнет естественный вопрос — а стоит ли давать в руки таким нравственно незрелым людям возможность играться с такими опасными игрушками, как атомные бомбы и ядерные реакторы?
Есть также утверждения в стиле «Это нововведение иначе как позором не назовешь. Скоро ни один западный университет даже не станет серьезно воспринимать выпускника физико-теологического заведения.».
Ну что тут скажешь... Поразительная безграмотность! Надо совсем уж не знать историю и современность западных университетов, чтобы делать такие утверждения. Так давайте посмотрим, как «у них» обстоят дела с теологией на самом деле!
Женевский университет (Universite de Geneve), один из старейших университетов Швейцарии, включает семь факультетов — естественных наук, медицинский, филологический, экономических и общественных наук, юридический, теологии (протестантского богословия), психологии и педагогических наук. В его состав также входят: архитектурный институт, школа письменного и устного перевода; различные научно-исследовательские центры и институты. Основан в 1559 Жаном Кальвином как протестантское высшее богословское учебное заведение, помимо богословия, в университете преподавалось также право. В 17 веке университет становится одним из центров Просвещения, круг преподаваемых дисциплин начинает расширяться. Статус полностью светского университета с полным объемом университетских факультетов был утвержден только в 1873. Университет является ведущим учебным заведением (благодаря своему местоположению) в области дипломатических и международных отношений, а также в таких научных областях, как, например, астрономия и генетика. Преподавание ведется, главным образом, на французском языке. В 2004 в университете обучалось 13,5 тыс студентов.
Источники:
http://www.unige.ch - сайт университета,
http://www.unige.ch/theologie/index.html - сайт факультета теологии,
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/76199/ЖЕНЕВСКИЙ - справка на русском.
Женевцы гордятся своей историей. На территории Женевского университета находится внушительная (длиной 100 метров) Стена Реформации (Monument international de la Reformation) — памятник основных действующих лиц протестантской Реформации в виде статуй и барельефов, высеченных из светлого камня, установленный в 1909 году в честь 400-летия со дня рождения лидера Реформации Жана Кальвина и 350-летия с даты основания им Женевского университета. В центре композиции — Жан Кальвин (основатель университета), Гийом Фарель (читавший первую проповедь Реформации в Женеве), Теодор Беза (преемник Кальвина) и Джон Нокс (основатель пресвитерианства в Шотландии). Вдоль стены, по обе стороны от центральной статуи, выгравирован девиз Реформации и Женевы: Post Tenebras Lux (лат. После мрака свет). На постаменте центральной статуи выгравирована христограмма: ΙΗΣ (сокр. от греч. ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ – Иисус Христос). Те статуи на стене, которые поменьше размером, изображают менее крупных протестантских деятелей. А на барельефах отображены сцены из истории Реформации.
Источники:
http://redigo.ru/geo/Europe/Switzerland/poi/11755
http://ru.wikipedia.org/wiki/Стена_Реформации
Добавлю от себя, что, более 12 лет участвуя в эксперименте ALICE на Большом Адронном Коллайдере в CERN, мне не раз приходилось любоваться Стеной Реформации во время прогулок по Женеве.
Оксфордский универститет — старейший университет в Великобритании, основан около 1117 года английским духовенством с целью дать священнослужителям более полное образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). Оксфорд был впервые упомянут в письменном виде в «Англосаксонских хрониках» в 912 году. Тогда на его месте располагался монастырь St Frideswide's nunnery. При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати.
Два самых древних колледжа Оксфорда — Баллиоль (1260 год) и Мертон (1264 год) — названы в честь своих создателей. Джон Баллиоль был отцом будущего короля Шотландии, а основателем второго был лорд-канцлер Уолтер де Мертон. Это одна из оксфордских традиций — зачастую колледжи основывали очень высокопоставленные персоны, даже монархи. А кардинал Томас Уолси в 1525 году открыл колледж имени самого себя — чтобы сохранить память о себе в веках. Каждый вечер во дворе Кардинальского колледжа раздается звон ритуального колокола «Большой Том». Собор этого колледжа с 1545 года является кафедральным, и в собрана богатая коллекция витражей. Колледж Церкви Христа — самый большой и красивый в Оксфорде, а один из самых роскошных колледжей Магдалины (Magdalen College) находится на берегу реки Червелл. В 1458 году его основал один из преподавателей Винчестерского колледжа. Колокольня и мост Магдалины стали символом города, а хор колледжа каждый год 1 мая на башне поет гимн причащения. Напротив колледжа Магдалины расположен старейший ботанический сад Великобритании — его открыли студенты-медики в 1621 году. Университет состоит из 39 колледжей, а также семи общежитий — закрытых учебных заведений, принадлежащих религиозным орденам без статуса колледжа. Экзамены, большинство лекций и лабораторных занятий организованы централизованно, а колледжи проводят индивидуальные занятия со студентами и семинары. Сейчас в Оксфорде учится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них — иностранные.
Надо ли добавлять, что факультет теологии занимает в Оксфорде почетное место с самого дня основания?
Источники:
http://www.theology.ox.ac.uk/ - сайт факультета теологии
http://www.uni-versity.info/Oxford — обзор на русском
Второй по старшинству университет после Оксфорда в англо-говорящем мире, основан в 1209 году группой студентов и преподавателей, которые бежали из Оксфорда после конфликта с местным населением. Первый колледж в Кембридже открыт в 1284 году.
Самое знаменитое сооружение Кембриджа — собор Королевского колледжа. Он строился почти сто лет — с 1446 года, и стал величайшим архитектурным сооружением. Выступление хора мальчиков собора Королевского колледжа каждый год традиционно транслируется по телевидению на Рождество. Папа Джон (Иоанн) XXII официально признал университет в 1318 году, но к тому моменту это было уже вполне утвердившееся учебное заведение. Образование в Кембридже длилось долгие года, а после окончания учебного заведения требовалось еще как минимум 2 года провести в нем в качестве преподавателя. Викторианские реформы способствовали тому, чтобы в 1869 году открылся Girton — первый женский колледж.
Университет Кембриджа состоит из центрального департамента и 31 колледжа — 28 совместного обучения и 3 женских; в Кембридже более 100 отделений, факультетов и школ, которые координирует Генеральное правление. Административным органом Кембриджа является Совет. Сегодня здесь обучается 18 тысяч студентов, 17% из которых — иностранцы.
Научные специальности: химической инженерии; компьютерных наук; инженерии; промышленной инженерии; математики; медицины; естественных наук; ветеринарной медицины. Гуманитарные специальности: англо-саксонской, скандинавской и кельтской культуры; археологии и антропологии; архитектуры; античной классики; экономики; образования; английского; географии; истории; истории искусств; земельного хозяйства; права; лингвистики; менеджмента; современных и средневековых языков; музыки; восточной культуры; философии; социальных и политических наук; религии и теологии.
Более половины студентов предпочитают обучение по гуманитарным специальностям.
Ученые Кембриджа получили 82 Нобелевских премии с 1904 года — 29 по физике, 23 по медицине, 19 — по химии, 7 — по экономике, по 2 — в категории литература и за мир.
Источники:
http://www.divinity.cam.ac.uk/ - факультет богословия
http://uni-versity.info/Cambridge/ - обзор на русском
Гарвардский университет — старейшее частное высшее учебное заведение США — расположен в городе Кэмбридж (штат Массачусетс). Университет был основан 8 сентября 1636 года, через 16 лет после появления на американском континенте первых колонистов. История университета начинается с момента основания Гарвардского колледжа, решение о котором было принято Верховным Судом Массачусетского поселения. Название колледж получил в честь своего первого покровителя Джона Гарварда, молодого министра, который после своей смерти в 1638 году оставил в наследство новому учебному заведению половину своего имущества и библиотеку. Исторически эта библиотека стала второй публичной библиотекой на континенте (первой была библиотека монастыря ордена иезуитов). Фактическое превращение колледжа в университет произошло в первой четверти XIX века, когда, помимо изучения библии, языков и математики, стали преподаваться также медицина (1810 г.) и юриспруденция (1817 г.).
В университете 12 колледжей и факультетов:
Источники:
http://www.hds.harvard.edu/about - Гарвардский институт богословия
http://uni-versity.info/Harvard/ - справка на русском
История Принстонского университета началась 22 октября 1746 года, когда Законодательный совет британской колонии Нью-Джерси от имени короля Георга II удовлетворил просьбу группы пресвитерианских пасторов и выдал им разрешение на образование колледжа в целях обучения юношества языкам, свободным искусствам и наукам. Колледж Нью-Джерси стал четвертым учебным заведением в британской Северной Америке после Гарварда, колледжа William and Mary и Йеля. Хотя новый колледж основали пресвитерианские священники, в уставе написали, что обучаться в нем могут приверженцы любых религиозных течений, так как студентов здесь готовят для службы церкви и государству. Для тогдашних учебных заведений британских колоний в Северной Америке подобная веротерпимость была феноменальной. Впрочем, религиозная направленность обучения все же доминировала. Девиз университета до сих пор носит следы этого явления — «Под Божьей властью процветает».
Первоначально колледж, в котором учились всего десять студентов, располагался в доме Диккенсона в городе Элизабет. Однако в 1747 году покровитель умер, поэтому все сообщество переехало в Ньюарк, где его приютил местный пресвитерианский пастор Аарон Бэрр, ставший новым президентом учебного заведения. Здесь уже через три года из стен колледжа выпустили первых трех бакалавров. В 1756 году Бэрр добился перевода учебного заведения в Принстон, где на пожертвования, собранные в Великобритании, для студентов и преподавателей построили специальное здание. Его назвали Нассау-Холл, и теперь оно является памятником архитектуры. Принстон сыграл заметную роль в событиях Американской революции: подпись его ректора Джона Уизерспуна стоит под Декларацией независимости, шестая часть участников Конституционного конвента были выпускниками Принстона.
Университет осуществляет подготовку на следующих факультетах: школы технических и прикладных наук, архитектуры и градостроительства, общественных и международных отношений; отделения астрофизических наук, физики, математики, геологических и геофизических наук, биологическое, химическое, экономическое, философии, политики, социологии, психологии, религии, романских языков и литератур, германских языков и литератур, физической культуры и воспитания и другие, а также Научно-исследовательский центр им. Дж. Форрестола (отделения аэронавтики, космических исследований, технических наук, лабораторию физики плазмы и др.). Знаменитые выпускники и профессора Принстона — Вудро Вильсон и Джеймс Медисон, президенты США, Джон Нэш, лауреат Нобелевской премии в области экономики, математик Эндрю Уайлс, доказавший теорему Ферма и многие другие.
Источники:
http://religion.princeton.edu/ - факультет религии
http://www.princeton.edu/csr/ - факультет религиоведения
http://uni-versity.info/Princeton/ - справка на русском
Университет основан в 1891 калифорнийским губернатором и железнодорожным предпринимателем Леландом Стенфордом, и назван именем его умершего в подростковом возрасте сына, Леланда Стэнфорда-младшего. Леланд Стэнфорд — железнодорожный магнат, в 1861–1863 — губернатор штата Калифорния; в 1885 году был избран в Сенат. Для российских граждан Стенфорд известен большей частью как место получения престижного бизнес-образования — MBA, а также как сосредоточение большого количества высокотехнологичных производств — Силиконовая долина.
Стенфордский университет осуществляет подготовку специалистов по основным направлениям, расширенное внимание уделяя медицинским и гуманитарным наукам. Есть факультет религиоведения (Stanford's Department of Religious Studies).
Источники:
http://www.stanford.edu/dept/relstud/ - факультет религиоведения
http://uni-versity.info/Stanford/ - справка на русском
Самый старый и самый престижный университет Германии был открыт в 1386 году при активной помощи Папы Римского. Первым был создан теологический факультет, затем юридический и философский. Первым ректором был Марсилиус фон Инген, а профессора приехали из Праги и Парижа. Тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus.
Центр Гейдельберга — замок, резиденция династии Виттельсбахов. Это целый город в городе, здания которого строились в эпоху Ренессанса и раннего барокко. В 18 веке замок сгорел, и обедневшая династия не стала его восстанавливать. В 19 веке это сделал магистрат, и теперь здесь каждое лето проводится театрально-музыкальный фестиваль.
Старинный немецкий университет Гейдельберга с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века. Среди выдающихся выпускников этого образовательного учреждения значатся путешественник, антрополог и этнограф Николай Миклухо-Маклай, политик и предприниматель Александр Гучков. В Гейдельберге учились поэты Осип Мандельштам и Саша Черный. В списках выпускников Гейдельбергского университета — имена великих философов Гегеля и Ясперса, естествоиспытателя Роберта Бунзена, федерального канцлера Германии Гельмута Коля. Из стен университета вышли 8 нобелевских лауреатов. С течением времени количество факультетов расширилось до двенадцати — добавились медицинский, лингвистический, экономический, химический, физико-астрономический, биологический, социологический факультеты, а также факультет математики и информатики; открылся факультет медицины в Манхейме. На базе университета работают биохимический центр, центр информатики, молекулярной биологии и Южной Азии. Всемирную известность имеет Гейдельбергский институт ядерной физики им. Макса Планка, который проводит совместные эксперименты с Московским институтом им. И.В. Курчатова. Сегодня в Гейдельбергском университете обучается более 25 тыс. человек, это примерно пятая часть населения города. 15% из них — иностранцы. Более 2,5 тысячи студентов прибыло из Европы и 890 — из Азии. Воспитанники вуза являются гражданами 128 стран мира. Для такого огромного количества студентов и преподавателей нужно много — одних профессоров здесь работает около четырех сотен! Есть сведения, свидетельствующие о том, что именно в Гейдельбергском университете учился доктор Фауст. В списках учащихся философского факультета Гейдельбергского университета за 1509 год в самом деле числится некий Иоганн Фауст — бакалавр теологии.
Источники:
http://www.theologie.uni-heidelberg.de/ - факультет теологии
http://uni-versity.info/Heidelberg/ - справка на русском
Тюбинген расположен на юго-западе Германии между Черным Лесом и Швабскими Альпами. Это один из т.н. «университетских городов» в Германии, второй по старшинству после Гейдельбергского университета. Другими городами являются Марбург, Гёттинген, Фрайбург и Гейдельберг. Тюбинген впервые упоминается в 1078 году.
Университет Тюбингена был основан в 1477 году Эберхардом V, графом Вюртембергским. В 1769 году граф Карл Евгений соединил свое имя в названии с именем основателя университета. В первые десятилетия его существования здесь преподавали знаменитые ученые — известнейший немецкий гуманист, друг Мартина Лютера Филипп Меланхтон, а также Иоганн Рейхлин, Габриэль Биль и Генрих Бебель. В 1536 году к университету была присоединена евангелическо-лютеранская богословская семинария, благодаря чему протестантская теология заняла видное место в научной деятельности университета. В 1817 году католическая семинария в Эльвангене была также перенесена в Тюбинген и вошла в состав университета в качестве католического богословского факультета. Кроме того, в 1818 году открыт факультет государственных наук, а в 1863 году — естественно-исторический. По уставу 1831 году университет управляется ректором, избираемым на один год сенатом университета; при ректоре в качестве уполномоченного от правительства состоит канцлер. В 1977 году университет отпраздновал 500-летний юбилей.
Основные специализации университета — медицина, естественные и общественные науки. Кроме того, ученые университета известны своим вкладом в либеральное христианское богословие.
Студенты составляют примерно четвертую часть населения города — их около 24 тысяч. В госпитале 17 клиник на базе медицинского факультета университета, располагающих 1500 больничных коек. В 1998 году при университете открыли еще один медицинский центр (на 500 больных) в Шнарренберге. Одна из отличительных черт университета — его активность в международных программах обмена студентов и преподавателей. Обмен ведется со 120 университетами в 35 странах мира.
В университете — 14 факультетов (протестантской теологии, католической теологии, юридический, экономики и бизнеса, медицинский, философии и истории, психологии, современных языков, культуры, математики и физики, химии и фармакологии, биологии, наук о Земле, информатики) и более 80 академических программ. Преподавательский состав насчитывает около трех тысяч человек, в том числе более 450 профессоров. Научные исследования университета известны всему миру, а из стен его вышло множество нобелевских лауреатов — Ганс Гейгер, Иоганн Кеплер, Папа Бенедикт XVI, Давид Штраус, Гюнтер Блобель.
Источники:
http://www.uni-tuebingen.de/fakultaeten/katholisch-theologische-fakultaet/fakultaet.html - факультет католической теологии
http://www.ev-theologie.uni-tuebingen.de/ - факультет протестантской теологии
http://uni-versity.info/Tubingen/ - справка на русском
Приведенный список факультетов теологии, богословия, религии, религиоведения (разные названия примерно одного и того же) лучших университетов мира далеко не полон, его можно долго и нудно продолжать, но я не буду испытывать терпение читателей. Вы можете продолжить сами, было бы желание - и Google вам в помощь.
Я привел этот список с одной единственной целью - показать на практике, что люди, которые утверждают, что введение кафедры теологии противоречит доброй репутации какого-либо учебного заведения, или что теология не является научной дисциплиной, общепринятой в западной системе образования - бессовестно лгут.
Люди, утверждающие подобное, являются либо невежественными лентяями, не удосужившимися даже бегло ознакомиться с темой, либо аморальными личностями, сознательно допускающими публичную ложь. И в том и в другом случае я искренне желаю им скорейшего исправления сделанных ошибок.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна