19 сентября 2018 года
14-16 сентября группа из сорока саровских прихожан во главе с протоиереем Александром Сухоткиным совершила паломническую поездку в Псково-Печерский монастырь.
—«Куда едете?» —«В Псково--Печерский монастырь». —«К несвятым святым, значит». Такой диалог перед поездкой происходил неоднократно. Книга архимандрита Тихона (Шевкунова) стала поистине всенародной. А сам отец Тихон с середины мая этого года возглавил Псковскую и Порховскую митрополию, в которой он начинал свой монашеский путь.
Неблизкую дорогу, около 1300 км, саровчане на автобусе преодолели за 17 часов. Время коротали за просмотром видеофильмов о Псково-Печерском монастыре, которые подобрал отец Александр. Особенно тронули кадры любительской видеосъемки владыки Тихона (Шевкунова) 1986 года, запечатлевшие печерских старцев, которые уже отошли ко Господу. Старцы излучали мудрость и необыкновенную доброту. Увидим ли мы таких старцев в Псково-Печерском монастыре? Эта мысль, наверное, посетила каждого из паломников.
В первый день нас ждала обзорная экскурсия по монастырю, еще одна экскурсия по пещерному комплексу и вечернее богослужение в Михайловском храме. А на следующий день — литургия в Успенском соборе, за которой многие причастились Святых Таин, и посещение кельи архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Если в Троице-Сергиевой лавре излюбленный бесплатный аттракцион для приезжих это — кормление голубей, то в Псково-Печерском монастыре повсюду снуют пушистые белки, которые охотно берут лакомства из рук. Все вокруг утопает в зелени, красота, в воздухе разлита благодать. Мы попробовали воду из источников, монастырский хлеб и квас. Из девяти храмов обители удалось побывать только в трех. Конечно, увидели далеко не все. Дай Бог еще сюда вернуться.
545 лет непрерывной молитвы
Сразу же, еще на смотровой площадке, поразили мощные стены старинного монастыря-крепости, окруженные земляным валом и рвом; башни, узкие бойницы и проходы-гульбища вдоль стен. А непосредственно перед входом в монастырь — два ряда стен, видимо, чтобы противник оказался между ними запертым в ловушке. Этот монастырь-крепость полтора столетия успешно отражал нападения ливонцев, поляков и шведов.
Над входом — Никольская церковь с необыкновенной звонницей, где колокола подвешены в пролетах по одному и управляются на значительном расстоянии.
Необычно и то, что сам монастырь расположен на дне оврага, где протекает ручей Каменец, между двумя горами. Мы спустились в монастырь от главных ворот по крутому спуску — т. н. «кровавому пути», здесь царь Иоанн Грозный в припадке гнева отсек мечом голову настоятелю монастыря игумену Корнилию, заподозрив его в измене. Царь тут же раскаялся и на руках отнес тело старца в Успенскую церковь. Теперь там находятся святые мощи преподобномученика Корнилия.
На склоне Святой горы каждый год высаживают цветы в виде числа — сколько лет прошло с момента основания монастыря. Сейчас это 545 лет. Как отметила наш замечательный экскурсовод Алевтина, в Псково-Печерском монастыре пять главных чудес. Первое — что он никогда не закрывался, даже в годы гонений на Церковь; второе — крепость ни разу не была в руках врага; третье — мощи всех девяти Псково-Печерских святых здесь, на месте; четвертое — в 1973 году вернулись сокровища ризницы, вывезенные фашистами во время Великой Отечественной войны, и пятое — из Эстонии вернулась богатая монастырская библиотека.
Псково-Печерский монастырь так же, как и Саровский, посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и главная святыня обители — икона Успения XVI века. На экскурсии рассказали, что накануне праздника Успения Божией Матери ее несут крестным ходом по дорожке, украшенной травой и цветами (подобно Святой Канавке в Дивеевском монастыре). По словам экскурсовода, в г. Печоры проживают 10,5 тыс. жителей, а в крестном ходе участвуют в несколько раз больше.
Старейшая монастырская церковь — во имя Успения Пресвятой Богородицы — была построена в 1473 году прямо в горе. Внутри ее просто теряешься — сплошные переходы, дробящие пространство молельного зала. И, конечно, притягивают взгляд древние иконы. Успенская церковь неоднократно перестраивалась, и теперь ее фасад витиевато украшен в стиле барокко.
На Успенской площади из-за малого пространства здания лепятся одно к другому, и порой только таблички помогают разобрать, где начинается одно и кончается другое из них. Строения вписаны в рельеф местности, и бывает непонятно, сколько этажей у здания — два или три. В архитектурном ансамбле монастыря причудливо переплелись все века — от XV до XIX. А в центре площади находятся два источника, и вода в них разная по вкусу.
Нам повезло увидеть, как монахи звонят в колокола на большой звоннице. Начинает благовестить один человек, прямо с земли, приводя колокол в движение ногой, вдетой в петлю на конце троса. Потом вступает другой. И, наконец, подключаются еще два звонаря, управляющие малыми колоколами из здания напротив звонницы. Удивительное зрелище и звучание всего набора из 13-ти древних колоколов. А рядом со звонницей часовой механизм, соединенный с колоколами, он приходит в действие каждые 15 минут, а также отбивает часы.
Вечернее богослужение проходило в самом вместительном, Михайловском соборе обители. Его классическая архитектура немного напоминает саровский храм Иоанна Предтечи. Этот храм был воздвигнут в честь победы над войсками Наполеона. Мы приложились к главной святыне храма — деснице мученицы Татианы, самой крупной сохранившейся частью ее святых мощей.
Народу на богослужениях было великое множество, но все желающие смогли исповедоваться. Старые монахи исповедовали очень вдумчиво, не спеша, подолгу разговаривая с людьми. Временами они как будто замирали с отрешенными лицами, наверное, молясь об очередном исповеднике.
Дважды видели духовника монастыря, схиархимандрита Никона (Антонова). В субботу около 14 часов он пришел общаться с людьми в Сретенский храм, его уже ждала очередь паломников. А в воскресенье, после Божественной литургии, он стоял неподалеку от входа в Успенский собор и помазывал людей. Многие к нему подошли под благословение. Так что старцы в монастыре еще есть.
«Богом зданные пещеры»
Псково-Печерский монастырь, как и Саровский, начинался с пещер, давших ему название «Печерский». Но если саровские пещеры устроены в доломитовой породе, то в печерских это — ничем не скрепленный песчаник. Песок сыплется от прикосновения, но подземелья стоят — поистине чудо природы, поэтому пещеры называются «Богом зданные», т. е. созданные.
Исторически сложилось так, что в саровских пещерах никого не хоронили. Саровский Первоначальник Иоанн мечтал быть в них погребенным, но ему было суждено принять мученическую кончину в застенках Тайной канцелярии в Санкт-Петербурге. А в печерских пещерах похоронены около 10 тысяч монахов и мирян. Пещеры занимают около 200 метров и гораздо шире саровских, поэтому там насельники обители водят одновременно по нескольку паломнических групп. Попасть в пещеры можно только с группой в определенные часы (кроме понедельника и пятницы).
Сначала идут небольшие Ближние пещеры, там находятся гробницы с мощами прпп. Марка, Ионы и Вассы. А над гробницей прп. Лазаря даже можно потрогать его железные вериги.
Все посетители держат в руках свечи, нет ни электричества, ни тепловых пушек, как в Сарове. В стенах вделаны надгробные таблички-керамиды. Надписи, правда, не успеваешь читать, боясь отстать от группы.
В пещерах два братских кладбища, они находятся за дверями, выполненными в виде больших икон Божией Матери и Воскресения Христова. Гробы со временем разрушаются, но в пещерах нет запаха разложения и не ощущается никакого страха, но, напротив, мир и покой на душе. Все монахи живут вместе, покоятся в пещерах вместе и в Царстве Божием тоже пребывают вместе. Наш экскурсовод, молодой приветливый монах, рассказал, что многие из братии умирают на Пасху.
С особенным интересом мы слушали его пронизанные большой любовью рассказы о старцах, которых он еще застал в монастыре. Например, о схииеродиаконе Андронике (Шаруде), упокоившемся в 2010 году на Благовещение, которое выпало на Светлую седмицу. Мы как раз стояли возле места его захоронения.
Поучение схииеродиакона Андроника:
Самое главное для человека это — быть с Богом. Бог каждому дает защиту — его крест или жизненный путь. У кого-то он сложный — болезни, семья, работа, по-всякому. В монастырях тоже крест бывает тяжелый. Но его надо держаться и нести спокойно. Потому что зло не сможет подойти к нам сзади, а только спереди. Сзади у нас крест, и мы распяты на нем. Нам, верующим, всегда легче. Понимаете? А если мы сошли со своего креста — бросили работу, семью, монастырь, то нам будет в десятки раз тяжелее. Потому что тогда нас бьют искушения и спереди, и сзади.
В день нашего отправления из Сарова Псково-Печерская обитель простилась со своим наместником, архимандритом Тихоном (Секретаревым), который в течение 23 лет возглавлял обитель. Жаль, что мы его не увидели воочию. Заочно познакомились по видеофильмам, где он с великой любовью рассказывает о родном монастыре.
А уже в Печерском монастыре приобрели книги, которые написал этот умнейший и образованный человек, и поклонились его могиле. Наместник монастыря был похоронен на братском кладбище в Богом зданных пещерах. Он завещал похоронить себя в простом деревянном гробу безо всяких почестей, но все вокруг утопало в цветах от любивших его духовных чад...
Также в пещерах мы пропели вечную память архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и приложились к его гробу, просунув руку в отверстие в стене. Попросили у него молитвенной помощи.
А уже на следующий день в келье приснопамятного старца Иоанна отец Александр Сухоткин помазал саровчан освященным маслом. В келью посетителей пропускали группами, с 9 до 12 часов. Тесная монашеская келья вся увешана иконами и фотографиями. Почему-то в памяти остался портрет старца Амвросия Оптинского и его полумантия, лежащая на кровати архимандрита Иоанна как свидетельство о духовной связи и преемственности между этими старцами. В келье нас принимали очень радушные женщины, они вручали на память каждому посетителю одну из келейных книжек из серии «Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)» и предлагали угощаться конфетами, которые лежали в коридорчике.
Запомнились слова новопреставленного архимандрита Тихона (Секретарева), сказанные им в одном из фильмов — если мы бываем в местах подвигов каких-либо святых, то мы приобретаем в их лице молитвенников о себе и ходатаев на Страшном суде. Поэтому мы уезжаем оттуда со светлым чувством умиротворения. Действительно это так. И на обратном пути наш автобус буквально въехал в ворота, образованные огромной радугой. Радуга — знак примерения с Богом.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна