10 июля 2018 года
В субботнее утро 7 июля волонтеры разных направлений центра «Радость моя!» совершили однодневное паломничество по храмам Выксунской епархии.
Среди паломников были и волонтеры из основной группы, занимающейся акциями для детей-инвалидов, и больничные помывочные бригады из Сарова и пос. Сатис, и труженики гуманитарного склада, и перевозчики, и волонтеры, помогающие в палаточном городке во время Дивеевских торжеств. А еще на этот раз вместе с нами в паломничество отправились работники социальных учреждений, с которыми мы сотрудничаем.
Долго собирались, обсуждая варианты, куда ехать — далеко ли, близко... И тут вспомнилось, что в соседней Выксунской епархии недавно разработали два новых паломнических маршрута: «Исповедники веры» — о земляках, сохранивших православие, и «Светильники веры»– о храмах, не закрывавшихся в период гонений. Причем некоторые из этих храмов чуть ли не в получасе езды от нас. Решили опробовать маршруты на себе.
Пресс-служба Выксунской епархии помогла организовать поездку. После обсуждения сложился маршрут, который можно назвать «Второе крещение Руси. Исповедники веры в новое время». Тем более, что путь наш начинался с села Надежино, а в нем – единственный в Нижегородской митрополии храм в честь св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Поехали мы в праздник – в день Рождества св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 7 июля. И вот что интересно, вторым по счету посетили храм, имеющий придел во имя Иоанна Предтечи (чего заранее не знали) – Знаменский собор в пос. Ардатов. А в Саконах нас встретил новый образ Иоанна Предтечи (его написал и подарил храму иконописец, уроженец Сакон). Старинный образ Иоанна Предтечи, с крыльями, как писали старообрядцы, увидели на хоругвях в Гремячевской церкви. Но обо всем по порядку...
Надежино
Нам очень повезло с экскурсоводом, Елена Столярова анализировала названия, характеризовала современную жизнь всех поселений, которые мы проезжали, дала много исторических сведений. Рассказывала обо всем с большой любовью и неравнодушием. Например, первый пункт маршрута, с. Надежино, находится там, где в свое время пролегал путь царя Ивана Грозного на Казань. Молодой царь брал из местных жителей себе проводников через муромские леса, делал станы, где потом появились поселения. А загадочные названия сел Туртапки под Саконами и Туртапка ближе к Выксе происходят, оказывается, от глагола «туртачить», то есть разбойничать, беспокоить проезжих людей. Так что глухие здесь были места...
Когда наш автобус, преодолев, наконец разбитую дорогу, подъехал к надежинской церкви (год постройки 1855), уже шло богослужение. На клиросе пели по-простому, с народными интонациями, молитвенно. Мы тихонько осматривались, писали поминальные записки, прикладывались к иконам и мощам (святых мощей в этом храме очень много), молились. Евхаристический канон пролетел как одно мгновенье. После службы к нам стали подходить прихожане и показывать, что им дорого в родном храме: где икона обновилась, где еще что-то. Жаль, что не было возможности выслушать все. Сердечно поблагодарили и в путь.
Ардатов
В Ардатовском Знаменском соборе, построенном в 1802 году, нас ждал давний друг саровчан, протоиерей Михаил Резин. Он — вдохновитель создания в Нижегородской области Национальной организации витязей, для воспитания подрастающего поколения. Летние лагеря этой организации оставили незабываемый след в душах многих детей из православных семей Сарова. Батюшка служит в Ардатове более четверти века. На его глазах и при его участии шло восстановление собора, он вел работу с детьми и молодежью, опекал расположенную в Ардатове на территории бывшего Покровского монастыря колонию заключенных, занимался социальной помощью нуждающимся.
О. Михаил рассказал, как реставрировался собор, который в советские годы был обезображен, осквернен и приспособлен под заводской цех. Какие удивительные события и даже чудеса происходили во время возрождения храма! Первое серьезное пожертвование в размере 50 млн рублей дал в 1992 году Борис Немцов. Этих денег хватило на восстановление кровли и разрушенных куполов собора. Вот такой неизвестный факт из биографии первого губернатора Нижегородской области.
По мнению о. Михаила, благодаря возрождению в Ардатове собора, благочестие людей здесь значительно укрепилось. Пусть пока только внешнее благочестие, но оно проникло в каждую семью и влияет на жизнь. Свадьбы в посты не играют. Поминки устраивают, сообразуясь с церковными правилами. Если человек умирает, его отпевают, а не хоронят с оркестром. Крестят новорожденных. Люди прислушиваются к голосу Церкви, начинают понимать, что без Бога жить невозможно. В Ардатове сейчас проживает 9000 человек. В Великий четверг в этом году причастились 500, это — 5,5 % населения. По воскресным дням причащаются по 100-150 человек. Действуют воскресные школы для детей и для взрослых. Люди тянутся к Богу.
О. Михаил обратил наше внимание на то, что в иконостасе собраны иконы из разных храмов района, разрушенных в советские годы. Собор стал восстанавливаться первым, и люди несли сюда все, что сохранилось. Среди этого собрания есть и иконы-мученицы. Иконы, из которых делали столы (образ вмч. Пантелеимона в иконостасе именно такой, с отверстиями по углам). Иконы, по которым ходили в свинарниках. На образе Архангела Михаила мальчишки катались по воде, как на плоту. Есть и такие иконы, у которых безбожники вырубали глаза. Так случилось с Ахтырским образом Божией Матери из д. Михеевки, который показал нам о. Михаил. Характерный почерк безбожника, богоборца, который не может терпеть благодать, исходящую от святого лика, особенно глаза. А ведь замечено, что даже мухи не садятся на лик. Батюшка объяснил, что такие иконы они не отдают в реставрацию. В назидание. Чтобы осталась память о страшном безумии нашего народа, отказавшегося от Бога. И память о тех, кто спасал святые иконы. Ахтырскую икону спрятала жительница Михеевки, будучи еще девочкой, 11-ти лет. Она выхватила из кучи икону, уже изрубленную и предназначенную к сжиганию. Из дома с образом ее выгнали родители, чтобы не навлекла на всех беды. Пришлось пешком ночью бежать к верующей тете в Ардатов. Там она отсиделась несколько дней и вернулась домой. Но ее никто не искал. Оказалось, что в ночь, когда разоряли храм, повесился председатель, давший согласие на это святотатство. И всем уже стало не до девочки, унесшей одну икону.
Еще один замечательный образ есть в Ардатовском соборе – скульптурное изображение Спасителя в узах, в темнице. Такие скульптуры были характерны для северных храмов Руси. К о. Михаилу образ попал от знакомого благодетеля, который выкупил его у спившегося человека, пришедшего продавать скульптуру в ресторан. Деревянную фигуру привезли поздно вечером и сразу поставили в храм, ее никто не успел увидеть. А наутро один из знакомых, проживающих рядом, сказал о. Михаилу: «Какие вы молодцы, что сделали подсветку собора, это очень украшает». А никакой подсветки не было. Это столп света стоял в ту ночь над скульптурой Христа, помещенной, наконец, в подобающее ей святое место.
Саконы
Не хотелось уезжать от отца Михаила, но нас уже ждали в Троицкой церкви с. Саконы. Здесь с 1976 года служит немолодой уже священник, митрофорный протоиерей Константин Юшков. А о храме нам рассказал его молодой помощник, регент и мастер на все руки Иван Юшков. Он также провел нас и к святому источнику во имя свт. Николая Чудотворца у берега р. Саконки. Сейчас это место облагорожено, устроено с любовью. Удобно подойти и набрать воды, можно окунуться в купальне.
Величественный каменный храм стоит на возвышении и виден издалека со всех сторон. Он построен в 1869 году на том же месте, где еще во времена Ивана Грозного был поставлен деревянный храм. Здесь два придела: в честь святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Храм недолго стоял закрытым в конце тридцатых годов прошлого века и был вновь открыт уже в 1945 году, после чего не закрывался. Сюда приезжали на богослужение со всех окрестных сел и даже из Сарова. Многие так любят этот храм, что приезжают помолиться до сих пор, хотя повсюду уже открылось множество церквей. Сохранились росписи, которые помогает реставрировать уроженец с. Саконы, из очень крепкой многодетной семьи, известный петербургский иконописец Иван Кусов. Он также помогает обустраивать иконостас. Каждый год дарит для него по одной иконе. В селе около тысячи жителей, по воскресным дням приходит по сто человек. Женщины работают на Мухтоловской швейной фабрике, а мужчины в основном зарабатывают на стороне.
Гремячево
Набрав воды из святого источника, мы отправились в с. Гремчево. Оно совсем недалеко от Сакон и также богато водой. Есть предположение, что и название свое село получило за шумные «гремячие» родники, бьющие из-под холма в разных местах. В наше время их сохранилось пять. И они посвящены тем же святым, что и пять престолов в двух гремяченских храмах. Все почитаются как святые, целебные, но у каждого свои свойства. Храмов здесь два – летняя Казанская церковь и зимний храм во имя свт. Николая Чудотворца. Они не были разорены, люди не дали. Об этом нам рассказала певчая Алевтина.
– После революции, когда пришли храмы закрывать, милиционеры приехали, а село наше встало. В три кольца храм окружили и с детьми, с грудными даже, три дня стояли. Одна бабушка мне рассказывала, что она тогда маленькая была, еще у мамы своей на руках. И многие так стояли. И никто не ушел! Поэтому, слава Тебе, Господи, храмы наши не разрушили. Благодаря упорной нашей силе. Закрыли, правда, потом на замок. Два года так закрытыми простояли. Но никто в них не входил, никто ничего пальцем здесь не тронул. Как было, так все и осталось. Со времен постройки Казанской церкви у нас сохранилось паникадило свещное, голубь резной над царскими вратами, хоругви, и другое убранство. Все с самого начала храма.
Казанская церковь построена в камне на месте более древней деревянной. Это стало понятно, когда нашли документацию, начатую в 1808 году, ранее года постройки каменного храма. Здесь сохранились росписи, из которых особенно обращают на себя внимание два Евангельских сюжета насыщения тысяч людей хлебами и рыбами. А соседний храм в честь свт. Николая Чудотворца – обетный. Построен купцом, который тонул на реке Теше, бывшей тогда судоходной, но спасся по молитве свт. Николаю...
В советские годы рядом с селом работал большой горно-обогатительный комбинат. Увы, в перестройку он был закрыт. Работу приходится искать на стороне, мужчины уезжают, а семьи живут здесь. Но, по словам сельчан, у них крепка традиция — кто бы где ни работал, а Великим постом должен обязательно приехать домой и причаститься. Тогда здесь особо многолюдно. А в обычные воскресные дни приходят на богослужение по 100-150 человек. Священник служит тут непрерывно уже 30-й год. Два жителя села учатся в семинарии, есть надежда на то, что станут священнослужителями. Семьи многодетные, по четыре-пять детей. По словам священника, слава Богу, за весь Великий пост никто не каялся в абортах.
Алевтина: «Когда зажигаем паникадила, сразу торжество чувствуется. Электричество есть только на крылосах. Мы не переходим на электричество, держимся. Стараемся сохранить то, что нам предки наши передали. Нам хочется это и детям своим передать. И что еще хочу сказать. Если родители ходят в церковь, обязательно дети будут ходит, и внуки пойдут. Это уже проверено. Когда мать старенькая делается, то на ее место обязательно приходят дети. Возможно, у нас так потому, что храмы не закрывались».
Кулебаки и Выкса
Отдохнув на святых источниках села Гремячево, набрав воды, мы отправились в Кулебаки и Выксу. Прекрасная до той поры погода, загремела грозой, обрушилась ливнем. Но водитель и в таких условиях уверенно вел автобус… В Выксе экскурсия началась с парада зонтиков. Но нас благословил прп. Варнава Гефсиманский, к памятнику которого мы подошли в самом начале, и дождь прошел, снова засияло солнце. Несмотря на то, что в Выксе волонтеры уже были два года назад, она открылась нам с новой стороны. Мы увидели город летним, теплым, красивым. Зашли в храмы, полюбовались рукотворными пейзажами, стоя на плотине у Баташевских прудов.
Шиморское
Последней точкой маршрута стал Успенский храм с. Шиморское, на берегу Оки. О нем с большой любовью рассказала экскурсовод Елена Столярова, уроженка этого села. Шиморская земля находилась на важнейшем торговом и стратегическом водном пути, и многое повидала на своем веку. Здесь проходили полки князя Святослава, Ивана Грозного, войска булгар, взявших в осаду в 1038 году древний Муром, конница Батыя и армия Лжедмитрия II. Рассказ Елены о селе дополнил уже на месте Кирилл Колчин, которого можно назвать знатоком истории прихода Успенской церкви и незаменимым мастером на все руки. Он постарался поведать нам все, что знал. Храм этот Баташевский, то есть построен на средства заводчика Ивана Баташева в 1809 году. Здесь служил священник Андрей Полисадов, прапрадед известного поэта Андрея Вознесенского (об этом Алексей узнал буквально неделю назад). Этот священник занимался общественной деятельностью. А любовь к слову у Андрея Вознесенского, видимо, наследственная. В словаре В. Даля 153 слова относятся к авторству его предка и собраны им в местном приходе.
В Шиморском помнят своих новомучеников. В 1937 году, в период гонения на Церковь, настоятель Успенского храма священник Владимир Братановский был репрессирован, а храм подвергся поруганию: колокола сбросили, иконостас и иконы разбили, разломали. Уцелевшее прихожане бережно сохраняли долгие годы и передали в церковь, когда она начала возрождаться в 1995 году.
На рубеже веков в этом храме служил священник Иоанн Тихомиров, будущий новомученик, расстрелянный на Бутовском полигоне. Он был воспитан своим дедом, протоиереем. И рукоположили его специально для Успенской церкви в Шиморском. Здесь он был законоучителем, начальником свечного склада, смотрителем школ в Шиморском и Тамболесе, устроителем храмов в селах Ближнепесочное и Борковка. Вел активную образовательную деятельность и его перевели на повышение в Меленки, где его и застали переломные времена. Начались перемещения. Последнее место служения – в Московской области, где его арестовали по доносу, а в 1938 году — расстреляли по решению тройки НКВД. Причислен к лику святых в 2003 году. Каждое воскресенье после службы в шиморском храме поется величание священномученику Иоанну.
Участь храма без священника была предрешена. Священника нет, значит, закрыть. Сначала он использовался как складское помещение, постепенно превратился в аварийный объект. В 1990-е годы храм передали Нижегородской епархии, началось восстановление. Первой старостой храма и активной участницей его возрождения стала внучка священника Петра Ключарева, служившего здесь ранее. Дом священника сохранился. Писатель Николай Ключарев, написавший роман о Выксе «Работные люди», его сын.
Как говорит Кирилл Колчин, «и по сей мы день трудимся, восстанавливаем». Сам он из Выксы, но Шиморское стало ему родным, и духовные проблемы села небезразличными. К. Колчин: «Современные поселки не имеют мест, которые могли бы освящать их жизнь. Село страдает. И мы стремимся такое место здесь воссоздать. На праздник апостолов Петра и Павла хотим открыть воскресную библиотеку, чтобы помочь прихожанам организовать духовное чтение...»
Хочется особо отметить два момента. Во-первых, простоту и удивительный домашний уют сельских церквей. Деревянные крылечки и полы, потемневшие или осыпающиеся лики на иконах, полевые цветы у аналоя, оставленные на ступеньках резиновые галоши, чтобы не нанести грязи в храм... И второе, что тронуло до глубины души, это, конечно, люди. Потомки тех, кто отстоял существующие ныне храмы. И те, кто восстанавливает и поддерживает их сейчас...
Мы планировали быть в дороге часов десять, а получилось – все пятнадцать. Устали, конечно, но не пожалели. Чего ищет верующий человек в паломничестве? Примеров веры и святой жизни, прикосновения к святыням, молитвы, общения с единомышленниками, новых знаний. И, конечно, новых впечатлений, красот природы, отдохновения души… Все это мы нашли, проехав более трехсот километров от Сарова до села Шиморское на берегу Оки и благополучно вернувшись домой.
Текст и фото Анны Виноградовой — https://vk.com/album-49365818_255031871
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна