13 октября 2017 года
Приход храма Всех Святых 6-8 октября организовал паломническую поездку в Оптину пустынь и Шамордино, в которой приняли участие около 40 человек.
Выехали в пятницу, поздно вечером, после молебна в храме Всех Святых, который совершил протоиерей Александр Сухоткин. Сразу после молебна утих сильный дождь, который лил весь день. Паломники восприняли это, как добрый знак. Действительно, погода переменилась, и ни зонты, ни резиновые сапоги им не понадобились. В субботу еще было пасмурно, а в воскресенье стоял теплый солнечный день золотой осени.
13 часов провели в дороге, спали урывками. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой...» За окном мелькали ночные огни, а в голове крутилась молитва Оптинских старцев, в гости к которым мы ехали. И эта, любимая многими молитва, и духовная мудрость в поговорках прп. Амвросия Оптинского — все это роднило с Оптиной пустынью даже тех, кто там еще никогда не был. Шутка ли, за сто лет там просияли 14 старцев. И мы побываем на этой святой земле, поклонимся ее святыням!
Кроме того, исторически Оптина пустынь была связана с Саровом. Ведь игумен Саровской пустыни Исайя II (Путилов; 1858), который прожил в ней более полувека, был родным братом прпп. Моисея и Антония, старцев Оптинских. Моисей и Антоний сами корчевали пни, расчищали от леса участок, строили деревянные братские келии и церковь в скиту Иоанна Предтечи. Настоятель Оптиной пустыни прп. Моисей настолько доверял Богу, что затевал строительные работы, не имея денег. Когда его один скептик спросил, где он их возьмет, то ответил: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть». И всегда Господь посылал благодетелей, так что и храмы строились, и бедные люди получали помощь.
Наш большой автобус припарковался рядом со своими многочисленными собратьями на стоянке у монастыря. Подумалось, сколько же там сотен паломников? Одна прихожанка вспоминала, как была в Оптиной более двадцати лет назад, в самом начале ее возрождения, и ночевала на полу в храме. Но сейчас места хватает всем, и нас без проблем заселили в гостиницу для паломников. Прямо у дежурного гостиницы мы подали поминальные записки и сорокоусты, чтобы потом не отвлекаться. Под святыми вратами монастыря в ожидании экскурсовода разглядывали росписи свода — преподобных старцев Оптинских со свитками в руках.
Сразу поразила дивная красота храмов и окружающей природы, вид на реку Жиздру, горящее золото кленов и море цветов, почему-то не тронутых первыми заморозками. Даже нежные вьюнки нисколько не завяли. Добродушные оптинские коты жмурились, развалясь на солнце, подбегали то ли за угощением, то ли за лаской, не боясь множества паломников.
Про Оптинских старцев многие слышали и читали, поэтому из рассказа экскурсовода наиболее запомнились яркие описания того разорения, которое постигло знаменитую обитель в советское время. Местные жители растащили мраморные кресты и надгробья, разобрали храмы на кирпич. Здесь размещались и дом отдыха, и профтехучилище. В храме Владимирской иконы Божией Матери держали скотину, а потом разрушили. Кладбище вокруг храма Всех Святых застроили дачами.
С 1987 года уже многое восстановлено и радует глаз. «Восста из мертвых земле Оптинская, яко иногда Лазарь четверодневный», — так писал об этом послушник Игорь Росляков, впоследствии иеромонах Василий. Возрождение Церкви и ее святынь из руин — великое чудо нашего времени.
Отец Василий вместе с двумя другими молодыми оптинскими монахами, Трофимом и Ферапонтом, на Пасху 1993 года приняли мученическую смерть от рук сатаниста. Многие саровские паломники читали об этом замечательную книгу Нины Павловой «Пасха Красная». А теперь представилась возможность помолиться убиенным подвижникам в Воскресенской часовне, поставленной над их могилами в 2008 году. Прочитанное соединилось с увиденным. В часовне народ молится, читает акафист этим, пока не прославленным в лике святых, но очень почитаемым мученикам. Верующие помазываются маслом из лампад и оставляют записки с прошениями братиям на их могилах. Люди утверждают, что убиенные иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт быстро откликаются на молитву.
Свободного времени было немного, но паломники успели побывать на колодце прп. Амвросия и посетить четыре действующих храма: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский. В главном храме обители — во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы (построен в 1750–1771 гг.) — один престол освящен в честь прп. Амвросия Оптинского, там находятся св. мощи прпп. Амвросия и Нектария Оптинских. А в самом большом храме — во имя Казанской иконы Божией Матери (восстановлен в 1996 году) — под спудом находятся св. мощи прпп. Моисея, Антония и Исаакия I. Верующие прикладываются к мощевикам на мраморных надгробиях. В новом храме Преображения Господня (построен в 2007 году) находятся мощи преодобноисповедника Рафаила (Шейченко), (+1957). А в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен в 1998 году) саровчане поклонились св. мощам семи прпп. старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Канонизация собора Оптинских старцев в лике местночтимых святых произошла в 1996 году, в 1998 году были обретены их святые мощи. А в 2000 году старцы были прославлены для общецерковного почитания (24 октября).
Как зачарованные паломники слушали благовест оптинских колоколов, старались запечатлеть его на свои мобильники. На всенощной молились в переполненном Казанском храме. Практически все были исповедниками, многие приехали издалека. Долгие очереди, духота, ноги гудели, пожилые люди сидели рядами на складных стульчиках. Но после службы в теле возникла необъяснимая легкость. И уже было жалко, что монастырь закрывают на ночь, потому что не хотелось уходить.
Мимо проходил старенький схимник. И в ответ на просьбу саровчанки благословить ее на добрые дела, всем раздал из кармана леденцы и долго преподавал духовные наставления, весь лучился любовью и добротой. Старчество было особенностью Оптиной пустыни. Старцы заботились не только о насельниках монастыря, но самоотверженно служили народу, принимая тысячи людей, приходивших за духовной поддержкой и советом. Старцы утешали народ, и люди тянулись к ним. Они окормляли мирян лично и через переписку. Благодаря сохранившимся письмам и духовным наставлениям этот опыт не был забыт. И теперь дух Оптиной пустыни возродился.
В воскресенье на ранней литургии в главном храме обители, Свято-Введенском соборе, служба пролетела очень быстро. Братский хор пел греческим распевом. Прп. Амвросий при жизни был веселым и ласковым человеком. Так же легко и радостно было стоять неподалеку от раки с его мощами. Многие из саровских паломников причастились. Иеромонах сказал сильную проповедь на евангельское чтение о чудесном улове рыбы. Вкратце ее смысл можно передать словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33)». И рыба, и все остальное, в чем нуждается человек.
Воздух Оптиной напоен любовью. Там легко молиться. Возникает ощущение спокойствия и умиротворенности, нет спешки и суеты. Все радостные, воодушевленные, с готовностью помогают друг другу. Ничто не разделяет людей, все — родные, а усопшие и святые как будто незримо пребывают рядом.
На обратном пути паломники заехали в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в с. Шамордино Калужской области, это в 15 км от Оптиной пустыни. Женскую обитель основал прп. Амвросий Оптинский в 1884 году и велел туда принимать бедных, больных и убогих женщин, которых не брали в другие монастыри. И Оптина пустынь всегда помогала сестрам.
В Шамордине сразу чувствуется, что попал в женский монастырь. Вокруг красота и идеальная чистота, цветы, а вдоль дорожек кусты, обсыпанные необыкновенно крупными ягодами рябины и калины. У самых ворот — трапезная для гостей монастыря, где можно подкрепиться «за пожертвование».
Мы осмотрели огромный Казанский собор, на несколько тысяч молящихся. В нем множество икон в киотах, богато расшитых бисером и камнями. Также сестры владеют древней басменной техникой украшения икон. Это тонкий лист металла с объемным рисунком, нанесенным при помощи пресса. Почему храм построили таким большим? По предсказанию старцев, там будет Лавра. До революции в обители жило 800 насельниц, многие из которых были репрессированы, а сейчас — 140.
Монахиня-экскурсовод рассказала, что первая настоятельница монастыря, монахиня София (Болотова, + 1888), при жизни была очень милостивой, и ей до сих пор молятся в житейских нуждах. Она пока не прославлена, и ее мощи под спудом, но на иконе, где она изображена вместе со старцем Амвросием, есть частица ее мощей.
Саровчане спустились к святому источнику с купальнями, поклонились могилкам схимонахинь Шамординской обители за алтарем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Это: Серафима (Бобкова), которая скончалась в 1990 году в возрасте более 105 лет, и Анна (Перетягина). Этим подвижницам Бог дал необычайное долголетие, они еще помнили старую Шамординскую обитель и передали ее традиции новому поколению монахинь.
До революции в монастыре была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов. И сейчас там тоже возрождают социальное служение милосердия. В большом подсобном хозяйстве выращивают практически все, что нужно для жизни. Есть свои мастерские, и в монастыре всегда рады трудникам. Монахиня ответила на расспросы женщин, как можно приехать поработать в обители.
Оптина пустынь и Шамордино — это совершенно другой мир. Там живут по воле Божией, и Господь все устраивает. Прикоснувшись к этому миру, тоже хочется так жить.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна