4 мая 2014 года
Несколько раз я пытался поехать в Крым, начиная с отправки самого первого автобуса с добровольцами и казаками из Москвы. Но, по не зависящим от меня обстоятельствам, все срывалось. Когда не состоялась третья планируемая поездка, у нас, казаков Дивеевского хутора, возникла мысль: что, если мы поедем не с желанием физически поддержать наших братьев по крови и вере в Крыму, а с духовной поддержкой? Cо святынями дивеевской земли?
Обратились к священникам Саровского и Дивеевского монастырей, окормляющих казаков, и у всех встретили поддержку нашему начинанию. Нашлись благодетели, которые дали денег, а отцы помогли собрать святыни, освященные в Дивеево и Сарове: масло, сухарики, воду, землицу со Святой канавки Божией Матери и иконы.
Когда все было собрано, помолившись, 13-го марта мы втроем отправились в путь на машине. Это: атаман Дивеевского хутора хорунжий Андрей Анатольевич Бычков, войсковой судья Волжского казачьего войска подъесаул Илья Алексеевич Ламзин и хорунжий Усть-Донецкого юрта ВВД Руслан Валентинович Курепин.
Порт «Кавказ»
До порта «Кавказ» добрались без особых приключений. Но там ждал сюрприз: огромная очередь на паром до Керчи. Перед поездкой нам настоятельно советовали ехать «по гражданке», дабы не привлекать к себе излишнего внимания. Но мы перед выездом решили, что не пристало казаку стесняться своей формы, тем более, что номера на нашей «Оке» все равно – российские, и вся наша маскировка будет липовой в любом случае. И вот, с мыслями, что мы в очереди капитально застряли, решили пройтись на разведку в терминал. По пути прихватили еще одного казака-добровольца, который сидел «по гражданке» тоже, как ни странно, в малолитражке «Ока» через одну машину от нас и, увидев казаков «по форме», решил и свою надеть. Как только ступили в терминал – нам навстречу выбежал мужичок и спросил, почему мы не заезжаем, ведь казакам – вне очереди. Мы тут же отреагировали на его предложение и, обогнув вереницу «гражданских», въехали к воротам терминала. Прохождение таможни и загрузка на паром прошли довольно быстро.
Керчь
В Керчи нас встретил совсем иной порядок. На КПП – «зеленые человечки» с «калашниковыми», оборудованными ГП-30 , 40-мм под ствольными гранатометами и винторезами, и местная самооборона с охотничьими ружьями, все в масках. В порту Керчи патрулировали терские и донские казаки. Пообщавшись с ними и рассказав о целях своей поездки, узнали адрес местного координационного штаба самообороны, и выдвинулись туда. А перед этим произошел один любопытный случай. Когда мы в керченском порту раздавали святыни казакам, к нам подошел нерусского вида человек, и сказал, что он тоже член самообороны, и хотя сам – мусульманин, но у него жена – православная христианка, поэтому попросил и ему дать иконы и святую воду. Нам было очень приятно.
В штабе самообороны нас встретил подъесаул, как он себя назвал – «самоназначенный атаман штаба самообороны». Первое, что он сделал, – проверил наши казачьи удостоверения, пояснив, что уже были провокации. Убедившись, что мы те, кем представились, нас разместили на ночлег, накормили и приняли от нас святыни дивеевской земли. Атаман общался холодно. То ли не одобрял нашу миссию, то ли был не очень воцерковлен, а, может, просто ему было некогда. Казаки же и офицеры радовались нам и привезенным святыням.
Соляное
Как только рассвело, мы двинулись дальше. Нашей задачей было проехать все наиболее опасные, напряженные точки Крыма, и всем православным ополченцам и казакам раздать святыни из Дивеево. Первым пунктом было Соляное – узкая коса, соединяющая Крым и Украину. Свернув с трассы Керчь – Феодосия, мы начали рыскать по грунтовкам, пока не нашли эту косу. Уперлись в блокпост, из которого в нашу сторону торчали стволы РПК и автомата Калашникова, а навстречу вышел человек в гражданке и бронике, с двустволкой наперевес. На вопрос, кто мы такие и что здесь делаем, мы ответили наиболее развернуто, и были встречены одобрительными возгласами. Все бойцы самообороны кроме пулеметчика вышли к нам, обнимали и просили святыни не только для себя, но и для родителей, родственников, друзей… Именно здесь, на первом рубеже обороны мы впервые по-настоящему почувствовали, насколько мы здесь со своей миссией – ко времени и к месту. Весь блокпост состоял исключительно из местных жителей. Нас предупредили, что в районе есть экстремистски настроенная татарская молодежь, а все блокпосты самообороны и казаков – только на трассах, поэтому если кто-то нас будет тормозить на проселочных дорогах – не останавливаться. Мы поблагодарили за совет, обнялись на прощание и двинулись в путь.
Чонгар
Следующим пунктом был Чонгар. Первых представителей власти мы встретили недалеко от Феодосии. До этого дорога была пуста. Возле Джанкоя нам попался первый блокпост, контролирующий въезд в Крым. На нем стояли совместно военные (правда, неизвестной принадлежности) и ополченцы, одетые наполовину в гражданское, наполовину в военное. Так как мы двигались из Крыма, они на нас не обратили никакого внимания. При подъезде к КПП у Чонгара мы увидели небольшую пробку. Обогнав ее по обочине, мы подъехали к целой горе дров. Рядом стоял огромный котел, в котором готовился казачий кулеш. Андрей пошел искать старшего, мы же потихоньку изучали обстановку. Видно было, что оборона здесь обосновалась всерьез и надолго. Невдалеке несли службу спецназовцы «Беркута». Представитель ополченцев принял нас очень радушно, предложил дождаться кулеша, но у нас не было времени. Надо было ехать дальше: в Симферополь, Бахчисарай, Бельбек, Севастополь. Мы передали святыни самообороне и, отдельно, бойцам «Беркута», и выдвинулись обратно, курсом на Симферополь. Хотели заехать и на Перекоп, но в Чонгаре нам сообщили, что там теперь военные (в частности – кадыровский батальон «Восток»), а всех ополченцев и казаков оттуда сняли и отправили в Симферополь на охрану государственных зданий.
Симферополь
В Симферополе мы сразу нашли Верховную Раду Республики Крым, на охране действительно стояли казаки. Мы им передали святыни и узнали, что большая группа казаков стоит возле Совмина Крыма. Отправились к ним, и тоже вручили святыни из Дивеева и Сарова. Также в Семфирополе мы приложились к мощам свт. Луки Крымского.
Бахчисарай
После этого нас ждала дорога на Бахчисарай, в Свято-Успенский пещерный монастырь, откуда пришла просьба о молитвенной помощи еще накануне нашей отправки в Крым, и мы не могли не заехать, не проведать монахов. Добрались в монастырь уже в сумерках, пообщались с братией, вручили святыни, благословились в дальнейший путь и поспешили в сторону Севастополя. Планировали найти укромное безлюдное место недалеко от моря, разбить палатку и отдохнуть, но уже не успевали сделать это засветло. Потому обрадовались, увидев большой, хорошо оборудованный блокпост с тяжелой техникой (БТР, МТЛБ), бетонными блоками и ощетинившимися стволами.
Оказалось, что оборону держат как и везде: казаки и ополченцы. Нас остановил для проверки казак, и мы были удивлены и обрадованы, когда выяснилось, что он не раз бывал в Дивеево. Он сказал: «Неверующих на нашем блокпосте нет, так что давайте святыни на всех, и побольше». Мы въехали в огороженное пространство блокпоста и обратились с объяснением, кто мы есть к старшему (по звездам на погонах – полковник, по принадлежности – неизвестно). Тот дал команду в пять минут уложиться, а после этого препроводить нас дальше. Я высказал пожелание остаться на ночевку, т. к. сложно найти безопасное место для ночлега потемну. Полковник ответил: «Хорошо, оставайтесь. При необходимости привлечем вас как усиление и резерв. У вас, я надеюсь, оружие есть? Как нет? Вы ездите без оружия?! Тогда извиняйте хлопцы, без оружия на блоке вам делать нечего, мы даже всех своих безоружных отправили в Севастополь на базу». По его словам, уже несколько раз с обеих сторон к блокпосту подъезжали машины, какое-то время стояли в очереди, а потом резко разворачивались и уезжали. Также вблизи были замечены периодически появляющиеся наблюдатели с оптикой. В общем, ночью ожидали провокации, и за безоружных полковник на себя ответственности брать не хотел. Делать нечего, передали дивеевские святыни и, сердечно попрощавшись с встретившим нас казаком, двинулись дальше.
Отъехав от блокпоста, мы почувствовали себя крайне неуютно. Темень, незнакомые места, рыщут провокаторы, а у нас из оружия только нож… Но Господь милостив, и страх отступил так же быстро, как и объял. Все-таки не зря мы тренируемся и учим молодых ребят, воинская наука – хорошая база для выживания в любых ситуациях… Поднялся сильный ветер, и о том, чтобы поставить палатку, даже в затишке, речи не было. Наконец нашли место, скрытое как с дороги, так и от моря, перекусили по-походному, утеплились и легли спать: кто – в машину, а кто – на землю, на коврик в спальнике. С рассветом ветер поутих, пить чай мы выбрались на самый берег над обрывом. Красота – неописуемая.
Севастополь
После завтрака выдвинулись в Севастополь. Как раз было 16 марта – день голосования крымского народа на референдуме. Весь Севастополь был украшен плакатами и георгиевскими лентами, люди ходили улыбающиеся, из динамиков лилась патриотическая музыка. В центре города и возле Севастопольского морского порта на пл. Нахимова мы встретили казаков, несущих службу. Вручили им святыни, пообщались, и пошли прогуляться, порадоваться вместе с севастопольцами тому, что присутствуем в такой важный исторический день воссоединения наших народов в самом сердце Крыма. Познакомились с атаманом Мижнародной громадьской организации «Козацтво Запорозьке» г. Севастополя Валерием Александровичем. Он также рад был получить для себя и своих казаков святыни дивеевской земли: иконы, сухарики, воду из источника. Приглашал в гости с семьями, казаками, и говорил, что и он и его казаки, да и все жители Севастополя, ждали этого момента воссоединения более 20 лет…
Горностаевка
Следующим пунктом после Севастополя, нас ждал населенный пункт Горностаевка, недалеко от Керчи. Именно туда приехали накануне наши друзья, терские казаки из Дивного. Прибыли в помощь местному отряду самообороны для стабилизации обстановки и недопущения провокаций от экстремистски настроенной татарской молодежи.
Не буду описывать наш долгий, на протяжении всего дня, путь в Горностаевку, встречи с местными жителями, обмен подарками…. Прибыли мы в Горностаевку уже к моменту закрытия участка по общекрымскому референдуму (так назывались участки для голосования) как раз к подсчету голосов. Это – самый напряженный момент подведения итогов и с точки зрения противодействия провокаторам. Но, слава Богу, все обошлось, а итог голосования – более 96 % по участку №18013 в с. Горностаевка. Праздновали все вместе: члены комиссии во главе с председателем, местная милиция и казаки – все за одним столом, почти до утра…
Домой
А утром – на паром в Керчь, и домой. Правда, не все так гладко вышло с паромом, буря не выпускала нас с Крыма до вечера, собрав в порту Керчи более 800 казаков. К обеду от самых горячих голов зазвучали уже полусерьезные призывы поехать в объезд через Чонгар и Донецк, заодно сподмогнуть страдающим там братьям. Но, видать, еще не время, Господь утихомирил бурю в Керчи к 16.00, началась отгрузка на паром до порта «Кавказ», так закончился наш крымский поход.
Подъесаул Илья Алексеевич Ламзин, фото из архива автора
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна