Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Популярность – во славу Божию

9 августа 2012 года

«Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь», – считал известный поэт Борис Пастернак. Но из всякого правила бывают исключения. Есть артисты,  умеющие народную любовь направить не на свою персону, а на благое дело, во славу Божию. Этим искусством владеет певица Светлана Копылова, исполняющая под гитару песни-притчи собственного сочинения.

«А мне сказали, что в Керчи меня не знают, поэтому на концерт никто не придет». Этими словами певица начала свое выступление, оглядывая переполненный зал. – «Поднимите руку, кто – местный.» В ответ – лес рук. Было видно, что пришли, в основном, православные прихожане: бабушки в платочках, бородатые мужики, дети всякого возраста, начиная от грудничков с пустышками. – «А кто приезжий?» Руки подняли единицы.  – «Где же вы узнали про концерт? Неужели были афиши на пляже?» Крики из зала: «В церкви!»

Действительно, мы увидели афишу в церкви и там же купили билеты за символическую цену – 20 гривен (80 рублей). Так что концерт можно считать благотворительным. Отдыхающие насмотрелись на гастролирующих халтурщиков, а тут нам за смешные деньги подарили три часа замечательных песен, которые берут за душу.

По словам С.Копыловой, она совершает турне по Крыму, выступая в Симферополе, Керчи, Ялте, Севастополе. Концерт был заявлен как презентация нового альбома «Не обижайте матерей», но на самом деле выступление в каждом городе - неповторимо, т.к. певица многое исполняла по просьбе зрителей. Светлане аккомпанировал Михаил Оленичев, молодой гитарист-виртуоз и автор некоторых аранжировок. В новом альбоме часть песен написана на стихи малоизвестных современных поэтов, которыми, к счастью, еще не оскудела русская земля. Очень порадовало такое христианское творческое содружество, поддержка других.

Впервые довелось услышать песни из сборника 2011 года «Хрупкая мечта», который еще не выложен в Интернете. В этом альбоме 10 песен, каждая из них – живая история, наглядная иллюстрация к одной из 10 заповедей Господних. Неблагодарное дело – пересказывать сюжет песен, их надо слушать, но все-таки...

Например, восьмую заповедь  – «Не укради» – разъясняет такая песня. В монастырь пришел пожилой мужчина, которого мучит совесть. – «Что у вас случилось? Могу ли я вам помочь?» – обратился к нему молодой иеромонах. – «Мне нужно исповедоваться». Мужчина рассказал о том, что его мучило. 15 лет назад его попросила о помощи вдова, сын которой тяжело болел, его тело разъедали язвы. Нужно было организовать сбор денег для лечения за границей. Мужчина дал объявления и открыл банковский счет на свое имя. Когда собралась большая сумма, он соблазнился этим и деньги не отдал.  Вскоре у его пятилетней дочери открылась такая же болезнь. Малышка ужасно мучилась и умерла, ее голос преследует его до сих пор. – «Я знаю эту болезнь, – ответил священник.  – Я сам болел ею в детстве. Моя мать молилась за меня, больше помощи ждать было неоткуда. И я обещал Богу, что если Он меня исцелит, отдам Ему свою жизнь». Мужчина посмотрел в лицо иеромонаха и узнал в нем его мать, вдову. – «Прости меня, батюшка». – «Я уже давно простил»…

С.Копылова: «Про какую заповедь мы сейчас споем песню? Вы говорите про третью? А о чем эта заповедь? Девочка с первого ряда, не подсказывай. Никто не знает? Ладно, говори, девочка с первого ряда… Не огорчайтесь, я тоже раньше путалась, пока не записала этот альбом. Теперь меня разбуди ночью, и я без запинки отвечу…»

Певица сразу выстроила общение с залом как доверительный разговор с родными людьми. Шел живой диалог со зрителем, которому импонировало обаяние певицы, ее добрая улыбка. Она абсолютно не выпячивала себя. Лишь в двух песнях промелькнули автобиографические черты. Сибирские корни. Простая старенькая мать в платочке, которая трудно растила дочь без отца. Сын – безусый солдатик-срочник…

В конце первого отделения Светлана исполнила положенное на музыку стихотворение Сергея Бехтеева «Молитва», которое поддерживало Царственных страстотерпцев в конце их крестного пути. Оно было переписано рукой великой княжны Ольги, поэтому сначала приписывалось ей.  Царский поэт умер в эмиграции, в Ницце, мечтая быть похороненным в родовом дворянском имении в д.Липовка Липецкой области. После революции имение было разрушено, но остался величественный храм во имя прп. Сергия Радонежского. Этот храм связан с именем свт. Тихона Задонского. Четыре года назад храм был без окон, с травой на прохудившейся кровле. Две известные певицы, Валентина Толкунова и Светлана Копылова, связанные дружбой и творчеством (Светлана писала песни для Валентины Толкуновой), начали восстанавливать храм, собирая деньги на своих концертах. Валентина Толкунова в 2010 году ушла из жизни, и это дело продолжает одна Светлана. «Посмотрите видеосюжет о том, каким был, и как изменился этот храм, – предложила она. – Все это – на пожертвования зрителей, на народные деньги. Может быть, и ваше сердце дрогнет, и вы захотите положить свою лепту в ящичек, который стоит в фойе».

Когда на экране возник храм после реставрации, зал отреагировал шквалом аплодисментов. Во время антракта люди толпились возле ящичка, клали даже крупные купюры, хотя в Крыму, как мы видели, простые люди живут очень скромно. 

Звучали песни из альбома «Ювенальная юстиция или гражданская позиция». Красивыми их трудно назвать, слишком много в них на злобу дня, такие песни уместны на политических митингах. Но певица использует свои возможности, чтобы рассказать людям о притаившейся опасности. Если опасность минует, эти песни забудутся, а останутся песни о высоком: о душе, о Промысле Божием.  Но до этого еще далеко. 

С.Копылова: «Как здесь, у моря, не спеть песню «У моря» из сборника «Кисточка в Божьих руках»? Сюжет следующий. Чудесный домик в обрамлении черешни, абрикос и чайных роз. Летом там снимает комнату московский писатель. Однажды хозяйка поделилась с ним сомнениями. Что делать с незапланированной беременностью? Дети уже взрослые, людям – на смех, да и самой страшно родить урода. Было видно, что она склоняется к аборту. – «А не жалко?» – спросил ее писатель. Женщина убежала в слезах. В этот домик у моря он вернулся через 6 лет. Ему открыла пятилетняя девочка с уродливой заячьей губой. Писатель сразу припомнил давнишний разговор и почувствовал себя виноватым. Девочка предложила подождать мать, она выглядела счастливым ребенком. Писатель с тяжелым сердцем ожидал встречи, внутренне был готов уйти искать другое жилье. Из-за двери он услышал, с какой любовью женщина разговаривает с дочкой. А когда она увидела его, обрадовалась и послала девочку надеть нарядное платье. – «Знаешь ли ты, кто к нам приехал? Этот дядя тебе как второй папа, как крестный…» Если эта песня убедит хоть одну женщину оставить ребенка, то поется не зря.

Сюжетные повороты песен Копыловой часто бывают неожиданными, даже чудесными, но они настолько дышат любовью и правдой жизни, что, кажется, такое не придумаешь. Наверняка, прототип – реальный, взят из жизни, которая, как известно, превосходит любой вымысел.

Традиционно выступление завершила песня «Молитва о духовном отце». Светлана попросила зал подпевать припев. – «Каждый из вас может представить своего духовного отца или просто какого-нибудь достойного батюшку, который есть у вас на примете. Это будет нашей совместной молитвой, она надолго останется с вами». Мне почему-то сразу представился духовник Светланы Копыловой протоиерей Артемий Владимиров, которого хорошо знают и любят в Сарове. Вдруг поняла, что певица очень похожа на него. И чисто внешне, и излучаемой ею добротой и человечностью, и умением простыми словами говорить о самом главном.

Я несколько раз вместе со всеми пропела припев, и тут же забыла. А на следующий день, во время чтения среди утренних молитв прошения: «Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного», к моему удивлению, память сразу же выдала слова припева.

«Спаси и помилуй, Господи, отца моего духовного.

На многая лета дай ему терпения и любви.

Спаси и помилуй, Господи, отца моего духовного.

Святыми его молитвами и нас благослови».

Когда я шла на концерт, по журналистской привычке думала, что хорошо бы спросить у певицы, приближает ли ее творчество к Богу или нет? Но после концерта я за кулисы рваться не стала. Вопрос отпал сам собой.

Культура / 2013. Выставка Вадимира Заноги в художественной галерее
 
 
 
 
 
 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М.Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.