22 ноября 2011 года
Православные священнослужители о преподавании религии в школе …
Глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации епископ Ростовский и Новочеркасский
Меркурий на заседании VI Образовательных чтений ЦФО в Костроме выразил
убеждение, что религиозную культуру необходимо преподавать на всех ступенях
обучения, - например, в четвертом, седьмом и девятом классах. По его мнению,
«преступно оставлять взрослеющего человека, задающего главные вопросы своей жизни,
с теми "детскими" ответами", которые он получил когда-то на
уроках по Основам религиозной культуры и светской этики. Каждый этап
становления человеческой личности требует нового осмысления и углубления
духовного опыта».
По данным социологов, православными себя называет 70-75% граждан России, 6-7% -
мусульманами, 7-9% - неверующими. При этом подавляющее большинство называющих
себя православными почти или совсем ничего не знает о православном вероучении,
не знает главных христианских молитв, не имеет представления о главных
таинствах и т.п.
Напомним также главные доводы противников преподавания знаний о религии в
школе. Такое преподавание, утверждают они, углубит разделение школьников по
этноконфессиональному признаку: учить надо тому, что объединяет, а не
разделяет. Кроме того, преподавать отдельные курсы для религиозных меньшинств
многие школы просто не смогут, что приведет к дискриминации.
Высказываются также мнения, - в том числе людьми, симпатизирующими Православию,
- что в большинстве школ предмет будет преподаваться на очень низком уровне,
что в сочетании с «обязаловкой» вызовет неминуемый обратный эффект и приведет к
массовому отталкиванию от религии и Церкви.
«Согласны ли вы, что курс Основ религиозных культур следует расширить? Что бы
ответили его критикам? Не опасаетесь ли вы, что преподавание этого предмета
вызовет у школьников отторжение? Как можно избежать этой опасности?» - с такими
вопросами корреспондент Regions.Ru
обратился к священнослужителям.
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей
Максим Первозванский заявил: «Как преподавание этого курса может привести к
дискриминации, если предмет выбирают добровольно? Подобные обвинения критиков
как раз похожи на попытки посеять межнациональную рознь».
«Я не думаю, что этот предмет вызовет у детей отторжение. Вот для чего мы учим
математику, если в жизни та же тригонометрия, скорее всего, нам никогда не
пригодится? Великий ученый Михаил Ломоносов так отвечал на этот вопрос: «Она ум
в порядок приводит». В нашем случае "Основы религиозных культур"
будут приводить в порядок душу», - говорит священник.
«К тому же, это все-таки культурологический и мировоззренческий предмет. И его
обязательно надо преподавать в течение не одного учебного года, а на протяжении
всего школьного обучения. Особенно это актуально в современных условиях, когда
большинство школьных предметов пронизано атеистическим мировоззрением. И в этой
ситуации как раз верующие люди оказываются дискриминированными», - заключил
отец Максим.
Протоиерей Александр Добродеев,
заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с
Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что в первую
очередь здесь важно, кто именно будет преподавать этот предмет: «Ведь можно так
преподать, что потом отторжение к религии на всю жизнь появится».
«Никогда чистота, порядочность, нравственность не были предметами для
разделения и раздоров. Это основа нашей религии, а если детям с детства
прививать сочувствие и участие, преподавать уроки духовной нравственности, то о
каких неудачах тут может идти речь?» - спрашивает священник.
«К тому же у нас масса добрых примеров: существует множество центров при
храмах, куда приходят совсем маленькие детки, взрослые, люди разных
национальностей и конфессий – и никогда там не возникает конфликтов на
этноконфессиональной почве. Ведь это как добрые семена посеять в благодатную
почву», - проводит аналогию отец Александр.
«А вот как раз постоянные разговоры о дискриминации способствуют ее
культивированию и внедрению в общество. Но ведь понятно, что это искусственные
попытки посеять раздор, которые целенаправленно делаются определенными людьми»,
- говорит он.
Что касается расширения курса преподавания, то отец Александр напомнил, что «в
каждом возрасте есть свои нюансы, поэтому преподавание и в старших классах
пойдет на пользу». «В воскресной школе учатся дети разного возраста, однако это
им не мешает. Кстати, именно такой опыт полезно было бы перенять всем школам»,
- советует священник.
http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/04/kurs_osnov_religioznyh_kultur_nuzhno_rasshirit/
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна