22 ноября 2011 года
Завкафедрой теологии РГУ прокомментировал итоги заседания Общественного совета при Минобрнауки РФ, посвященного «Основам религиозных культур и светской этики» …
7 ноября состоялось заседание Общественного совета при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, сообщает сайт
Общественного совета Министерства образования и науки РФ. Основной вопрос
повестки дня – «О ходе эксперимента по введению преподавания «Основ религиозных
культур и светской этики» в 4-5 классах средней школы». В заседании
Общественного совета приняли участие представители религиозных конфессий и представители
Минобрнауки России.
Говоря об итогах апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики», статс-секретарь – заместитель министра образования и
науки Российской Федерации Игорь Реморенко отметил, что апробация курса
осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации, курс изучали около 480 тыс.
школьников 4-5-х классов в 9980 школах. И.Реморенко подчеркнул, что «принципами
апробации стали соблюдение конституционных основ светского характера
государства, сотрудничество органов власти с религиозными организациями,
содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению, а также
обеспечение учёта запросов граждан».
Комплексный учебный курс ОРКСЭ включает в себя шесть модулей, при этом
модуль «Основы светской этики» выбрали 42% семей, «Основы православной
культуры» – 30%, «Основы мировых религиозных культур» – 18%, «Основы исламской
культуры» – 9%, «Основы буддийской культуры» – 1% и «Основы иудейской культуры»
– менее 1%.
По оценке члена Общественного совета, научного руководителя института
проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, апробация курса
в целом прошла успешно: «Не было эксцессов, минимум детских конфликтов. В этом
смысле системные изменения, которые произошли благодаря эксперименту,
достигнуты с максимальной долей успешности и объективности».
Член Общественного совета, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»
Алексей Венедиктов высказался за то, чтобы дополнительно ввести единый модуль в
рамках существующего курса. «Родители выбирают только про себя, и этот курс мог
бы стать первым базисом, где светское государство давало бы возможность узнать
не только про свою семью, но и про своего соседа по парте». Он отмечает, что
если школьник выбрал и изучает, например, модуль по основам исламской культуры,
то в рамках данного курса нужны дополнительные уроки по основам православной
культуры, основам буддийской культуры и основам иудейской культуры.
По мнению члена Общественного совета, ведущей программы «В круге света»
радиостанции «Эхо Москвы» Светланы Сорокиной следовало бы обсудить возможность
изучения всех религиозных культур в рамках одного модуля, поскольку «именно в
этом возрасте у детей есть общий интерес».
Член Общественного совета, директор гимназии №56 г. Санкт-Петербурга Майя
Пильдес заявила, что «воспитание терпимости и толерантности является важной
социальной проблемой и необходимо решать вопросы образованности». По её мнению,
«авторитет учителя начальных классов очень высок, поэтому было бы
целесообразнее проводить курс в 4-м классе», не разрывая преподавание летними
каникулами.
Член Общественного совета, директор Института всеобщей истории Российской
академии наук Александр Чубарьян выразил точку зрения, что «если курс проводить
не в начальной, а в средней школе, было бы правильнее двигаться в сторону
единого курса по истории мировых религий». При этом он также заявил о важности
данного курса, направленного на «развитие в обществе толерантности и
уважительного отношения к людям с другим жизненным укладом».
По оценке принимавшего участие в заседании Общественного совета министра
образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «курс дал позитив,
поскольку и родители начали с детьми более серьёзно обсуждать эти вопросы, и
взаимодействие различных конфессий в ходе нашей работы стало более открытым,
как в центре, так и в регионах-участниках апробации». Министр подчеркнул, что
все идеи, которые высказываются членами Общественного совета, идут в развитие и
совершенствование курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Председатель Общественного совета, главный редактор журнала «Огонёк» Виктор
Лошак отметил, что позиции членов Совета являются очень близкими и в ближайшее
время по результатам заседания Общественный совет направит в Министерство рекомендации
со следующими предложениями: рассмотреть возможность корректировки программ
курса и введения в них единого модуля по Основам других религиозных культур в
каждую из них, а также рассмотреть возможность введения курса либо в 4-м, либо
в 5-м классе, не разбивая его летними каникулами.
Мы попросили прокомментировать ситуацию с преподаванием Основ православной
культуры в школе заведующего кафедрой теологии РГУ, настоятеля
Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова):
Та драматическая ситуация, которая сложилась в российском образовании, является
загадкой для большинства мыслящих людей нашей страны, поскольку политика в
области образования противоречит тем впечатлениям, которые оказывают на народ и
сами личности, стоящие во главе нашего государства. Отдельные лозунги и девизы
патриотического содержания, которые звучат иногда очень широко и убедительно,
и, с другой стороны, те или иные враждебные российской, русской, православной
идее акции, которые не к месту в руководстве российского образования,
заставляют всё больше недоумевать всех нас о том, кто же правит нашей страной,
кто определяет для нас перспективу и идеологию нашего дальнейшего развития.
Понятно и ребенку, что как учат в стране, какую систему ценностей прививают
детям в период «мягких, отроческих костей», таким образом и будет строиться всё
дальнейшее их жительство. И если в этом главном вопросе правительство проявляет
такую неразборчивость и конформизм перед давлением явно инородного,
инославного, чуждого России как современной, а тем более великой прошлой
России, духа, то мы не находим даже слов, чтобы высказывать претензии или
предлагать оптимальные решения.
Положение в образовании катастрофическое для духа нации, для будущего нашей
страны. Поэтому какие могут быть ещё с нашей стороны комментарии или воззвания
и обращения, трудно представить. Сколько мы себя помним, как минимум 20 лет уже
об этом идет речь, идет борьба, но она, несмотря на объявленную свободу, в том
числе и свободу России на самоопределение, безрезультатна.
Мы видим всё новые прямые противостояния здоровому духовному развитию нашей
страны со стороны руководства Министерством образования и науки России. Сказать
уже больше и нечего, остается только ждать или гнева Божьего над Россией, либо
Его милости – с полной заменой
руководства и стратегии российского образования.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна