29 июня 2012 года
29 июня 1706 года был освящен первый храм Саровской пустыни во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. Расскажем о том, как это происходило, воспользовавшись трудом Николая Щеголькова «Исторические сведения о городе Арзамасе», изданным в 1911 году. Он целую главу своей книги посвятил великому арзамасцу – основателю Саровской пустыни иеросхимонаху Иоанну (Попову)…
После того, как первоначальник Саровской пустыни Иоанн совершил обращение в православие раскольников из заволжских лесов, он занялся строительством церкви в непроходимом лесу, где до этого подвизался в течение семи лет и где намеревался в таких же подвигах и трудах провести и остаток дней своих. До этого Иоанн жил в Арзамасском Введенском монастыре, который был беден и малолюден. Братии было мало, а иеромонах всего один, сам Иоанн, так что в случаях его отъезда некому было совершать Божественную службу, и у него явилась мысль перевести, со временем, весь монастырь в Саров. Тем более, что на житье в Cаровскую пустынь стали собираться иноки, число которых в 1706 году достигло девяти. К постройке храма Иоанна побуждало и то, что вышел указ считать монахов, живших в лесах без церквей за раскольников. К тому времени уже однажды на него был ложный донос, в котором его учеников называли раскольниками. К счастью, тогда ложь раскрылась.
Построить храм было очень трудно. Не говоря о материальных затратах, неизвестно было даже и то, кому принадлежала эта земля. По справкам оказалось, что она была дана в вотчину помещику Дмитрию Полоченинову, жившему в Москве. Иоанн обратился к нему в 1705 году с просьбой уступить землю под церковь, но тот запросил 300 рублей, а Иоанн не мог найти такой крупной по тем временам суммы. Обещал помочь соседний помещик, князь Илларион Кугушев, а в итоге помог его племянник, князь Даниил Кугушев, который закрепил за собою землю и отказался от нее в пользу будущей церкви. Однако получение разрешений из-за чиновничьих вымогательств затянулось на полгода. Только в конце января 1706 года Иоанн смог получить в Москве «отказную грамоту» на землю, «благословенную» на постройку церкви и св. антиминс, освятить который поручалось архимандриту Арзамасского Спасского монастыря Павлу.
Архимандрит Павел был духовным руководителем этого дела, поддерживая Иоанна наставлениями и советами. А основными жертвователями и помощниками были: помещик с.Ездаково Арзамасского уезда Феодор Васильевич Головачев; крестьянин Андрей Никитин Долин, староста половины села Кременки, которая принадлежала князьям Долгоруким; и друг первоначальника Иоанна – арзамасский посадский человек Иван Васильевич Масленков.
22 февраля начали рубить лес. Для этого был подряжен крестьянин села Кременки Андрей Лазарев Зимняк. Когда наступила весна, лес был вывезен, земля растаяла, и оставалось приступить к постройке, оказался недостаток в деньгах: не на что было нанять плотников. Надеясь всегда на помощь Божию, Иоанн с братиею решил начать постройку самим и назначено было положить основание церкви 28 апреля. Случилось так, что накануне приехали два священника, один из Арзамаса, другой из Темникова, диакон и несколько мирян. Поэтому утром было совершено торжественное молебствие там, «откуда духи злобы много раз своими кознями изгоняли благочестивых подвижников». Затем был срублен первый венец храма. Как только по округе разнеслась об этом весть, отовсюду начали стекаться христолюбивые люди, чтобы помочь монахам и потрудиться во славу Божию. Большая часть их работала бесплатно, даже «в пропитание свой хлеб приносяще», другие брали самую ничтожную плату.
Как мы уже писали, в то время одна половина села Кременки принадлежала князьям Долгоруким, а другая – господам Леонтьевым. Крестьяне последних были крайне недружелюбно настроены к пустынникам, потому что прежде пользовались лесными саровскими угодьями, а теперь этого лишались. Их староста Андрей Трофимов даже вознамерился изгнать монахов, а начатое строительство расстроить. Он приехал на место постройки, взяв с собою несколько крестьян, и начал всячески ругать и поносить трудившихся, особенно монахов. Иоанн пришел, услышав шум, кротко и смиренно пригласил Трофимова для разговора в свою келью. Ярость того утихла, он весь день пробеседовал со старцем и уехал домой совершенно преобразившимся. Впоследствии он много помогал монастырю и даже расположил в его пользу своих господ.
Постройка храма шла необычайно быстро: к 16 мая были воздвигнуты стены и покрыта крыша, в этот день после молебна был установлен святой крест. «Тогда Господу Богу угодно было чудесным знамением проявить Свое благоволение к избранному месту и воздвигнутому храму: в ночь на 17 мая вдруг раздался сильный колокольный звон, который слышали все, бывшие тогда в пустыни и знавшие, что при строящемся храме и вообще в том месте не было еще ни одного колокола». А на следующий день, когда кровельный мастер Степан Федоров из села Елизарьево взобрался на верх храма для окончательной обивки главы деревянной чешуей, а другие занялись отделкой храма, вдруг всех осветил необыкновенный свет и раздался звон «аки во многие колокола звонящий».
14 июня строительство было окончено, но не было ни священных сосудов, ни одежды, ни церковной утвари. Иоанн, много раз уже испытавший попечительное промышление Божие, не захотел отлагать освящение храма, но поспешил сообщить об окончании постройки архимандриту Павлу и всякого чина и звания людям как в Арзамасе, так и в уезде, назначив освящение храма 16 июня (29 – по новому стилю), в день воскресный.
К назначенному дню в Саровской пустыни собрались тысячи народа, они и привезли все необходимое для храма и для пропитания богомольцев. Архимандрит Павел подарил напрестольное Евангелие, Иван Масленков – храмовую икону Божией Матери, Ее Живоносного Источника в серебряном позлащенном киоте и многое другое. Далее летописец подробно перечисляет, кто и что пожертвовал. Крестьяне села Кременки, по старинному обычаю сварили всем миром пиво и принесли его в Саров, а каждый из них порознь принес что-либо от своих трудов. Более других усердствовал бывший недоброжелатель обители, управляющий господ Леонтьевых Андрей Трофимов. Он привез много припасов и взялся заведовать угощением богомольцев. Из Кременок пришел крестный ход, и прихожане принесли два колокола, аналой, церковные книги и утварь.
«Приятно и отрадно думать и сознавать православному арзамасцу, – написал в 1901 году Николай Михайлович Щегольков, – что великая, в духовном смысле, Саровская обитель как бы родилась от православного города Арзамаса, из которого она получила и основателя, и первых иноков, что освящали ее первый храм арзамасский архимандрит и духовенство и, что можно сказать, все тогдашние граждане Арзамаса, по мере сил своих, усердствовали в создании святого храма и обители Саровской. Блаженна участь и убогой обители Введенской, давно уже упраздненной и почти забытой, но всегда имеющей остаться в памяти благочестивых людей потому, что из нее вышли первоначальник Саровской пустыни и его сподвижники и ученики».
После окончания Божественной литургии всем собравшимся была предложена трапеза: священству и господам – в трапезной храма, остальным – на обширной луговине около него. Этим было положено начало тому страннолюбию и гостеприимству, которые впоследствии прославили Саровскую пустынь на всю Русскую землю.
Со времени освящения первого храма Иоанн навсегда остался в Сарове, передав управление Введенским монастырем одному из своих учеников. А сам сразу занялся написанием строгого монастырского устава. И уже через месяц после освящения храма, 14 июля, он завершил эту работу. В 1709 году Иоанн, не желая того, но по неотступной просьбе братии был утвержден настоятелем новой обители. А написанный им устав был утвержден местоблюстителем Патриаршего престола Стефаном (Яворским) в 1711 году. Устав этот потом был принят во многих других русских монастырях.
Весною 1712 года при сильной засухе, где-то далеко от Сарова начался лесной пожар. 13 мая он дошел до обители и истребил в ней все, кроме церкви Живоносного Источника, но и в ней многое было поломано и повреждено. Но при помощи Бога и добрых людей обитель скоро восстала из пепла в еще большей красе.
В середине XVIII века церковь Живоносного Источника была отстроена в камне, сначала с одной, а затем с пятью главками. Внутри ее украсила богатая роспись в виде картин на библейские сюжеты. У стен храма были похоронены братия и видные благотворители Саровского монастыря. В числе прочих там был погребен и Валаамский игумен иеромонах Назарий. Об этом говорится в табличке, водруженной на памятный крест, который в настоящее время стоит на месте храма, взорванного в 1953 году.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна