21 июня 2012 года
Расскажем об уникальных подкупольных фресках, которые сохранились с монастырского времени. Для этого воспользуемся «Описанием внутренних росписей церкви Всех Святых Саровского монастыря», которое составила в 1996 году группа авторов: А.Кондрашенко, Д.Сладков, А.Подурец, В.Сельверова, Т.Никитина.
В первую очередь уникален сам сюжет росписей. Обычно под куполом православного храма изображают благословляющего Иисуса Христа в окружении Небесных Сил Бесплотных. Но здесь – сюжет из 4 главы последней книги Библии – «Откровения св. Иоанна Богослова»:
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет…
В восточной части купола изображен Сидящий на престоле, воздвигнутом на облаках. В правой руке Сидящий держит раскрытую книгу, с которой свисают семь печатей. Сверху и снизу престол окружен радугой. Ниже престола – летящий ангел со свитком, перекинутым через левую руку. На свитке надпись: «Сидящему на престоле, и Агнцу, благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков». Вся нижняя часть купола с востока покрыта изображением «моря стеклянного, подобного кристаллу». Сидящий окружен четырьмя апокалиптическими животными. По правую руку – животные, подобные орлу и тельцу, а по левую – подобное льву и животное с человеческой головой. Справа от сидящего – Агнец, имеющий семь рогов.
Вкруговую по всему низу купола как бы на облаке расположены 24 коленопреклоненных старца в белых одеждах. Перед ними лежат венцы. Половина старцев (через одного) держит в руках золотые чаши, половина – гусли. С западной стороны у самого основания купола поясное изображение св. Иоанна Богослова, созерцающего это видение. Верхняя часть купола заполнена изображениями херувимов. Диаметр купола около 10 м, площадь росписи около 150 кв.м.
Также расписаны два сомкнутых свода с алтарной (восточной) и с западной стороны площадью по 30 кв.м. Над алтарем изображен Господь Саваоф на престоле в окружении херувимов, над Ним – Божественное Око (треугольник вершиной вверх) с исходящими от него лучами. Такое же Око – на западном сомкнутом своде. На барабане, как обычно, написаны фигуры четырех евангелистов с соответствующими животными.
Роспись выполнена в технике фрески по известково-песчаной штукатурке. По своему стилю и применяемым живописным приемам она характерна для конца XVIII века. Очень похожая объемная классическая живопись украшает Воскресенский собор в Арзамасе, расписанный художниками ступинской школы. Такая монохромная техника называется «гризайль» от фр. gris – «серый». Это – живопись различными оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого. При раскрытии первоначального красочного слоя обнаружилось, что когда-то фрески имели серо-голубой цвет. Со временем из-за химических изменений пигмента и загрязнений живопись приобрела фиолетовый отлив.
Авторы «Описания…» предположили, что на стенах храма тоже сохранились росписи, имитирующие скульптурные рельефы, орнаменты и розетки. Но стены после закрытия монастыря столько раз перекрашивались масляной краской, что добраться до живописи так и не удалось... Стены были снова выкрашены серо-голубой краской с небольшими украшениями, которые выполнил художник Анатолий Зеленцов. Он же украсил окна «под витражи» и написал две большие фигуры ангелов в западном притворе…
Сохранность подкупольных фресок специалисты в целом признали хорошей. Конечно, имеются некоторые утраты живописи в местах постоянного протекания. Там красуются цементные заплаты и белесые высолы. Вся роспись покрыта равномерным слоем свечной копоти, поэтому воспринимается как темно-серая, и уже трудно различить, что там изображено.
В первые годы после открытия храм всегда был переполнен молящимися, что приводило к нарушению температурно-влажностного режима. (Как наследие тех лет снаружи храма остались динамики для трансляции богослужения для тех, кто внутри не поместился). Тогда на стенах оседал конденсат, губительный для росписей, также вредило использование парафиновых свечей низкого качества. В 1997 году эти фрески изучал московский реставратор В.Косушкин, который добрался через слои поновлений до первоначальной живописи и очень высоко оценил ее качество. По мнению профессионала, загрязнения и копоть защищают фрески от разрушения, поэтому «раскрывать», т.е. очищать их нецелесообразно до тех пор, пока храм эксплуатируется в таком напряженном режиме. С тех пор прошло 15 лет. Многое изменилось. Но росписи под куполом храма Всех Святых по-прежнему под спудом, только еще больше закоптились. Видимо, пока не пришло их время.
Справка. Храм Всех Святых был освящен 3 июля 1834 года епископом Тамбовским и Шацким Арсением. Западнее храма находилось Всехсвятское кладбище для монахов и мирян (сейчас там установлен деревянный поклонный крест). В 1860 году церковь и кладбище были обнесены каменной оградой. Со временем под могилы был отведен еще один участок земли и тоже огражден (позднее там были построены корпуса гостиниц из красного кирпича). В начале 1890-х гг. к храму пристроили южный притвор, сам храм сделали «теплым», или зимним.
В советское время, по воспоминаниям старожила М.Шемяковой, храм был переоборудован в столовую для колонистов, а во время войны превращен в магазин. После 1946 года в здании церкви размещался ресторан, а затем хозяйственный магазин. 12 июля 1992 года здание передали православному приходу, а 6 февраля 1993 года храм освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).
Подготовила М.Курякина, фото из приходского архива
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна