Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Изгнанный братией игумен

25 августа 2023 года

27 августа — день памяти преподобноисповедника Александра (Уродова), последнего игумена Санаксарского монастыря перед его закрытием (как и Саровской пустыни) в 1927 году.

В часе езды от Сарова расположен Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, в котором любят бывать наши горожане. В этой обители пребывают святые мощи трех угодников Божиих. Все слышали о непобедимом адмирале Федоре Ушакове (праведном воине Феодоре). Также хорошо известен его дядя, прп. Феодор Санаксарский, возродивший эту обитель в XVIII веке. В тени двух знаменитых Феодоров имя преподобноисповедника Александра, жившего в годы богоборчества и гонений на Церковь. Расскажем о нем…

Архимандрит Александр (в миру — Георгий Андреевич Уродов, в 1920−30-е годы в следственных делах проходил также как Арудов и Орудов) родился, по одним сведениям, 23 апреля 1876 года, по другим — 4 апреля 1882 года в с. Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии в благочестивой крестьянской семье. С детства Георгий был очень религиозен. Окончив земскую школу, в 15-летнем возрасте он совершил четырехмесячное паломничество пешком по святым местам. Особенно отрадным для него было посещение монастырей, в которых не оскудел дух истинного подвижничества.

В 1901 году он пошел на богомолье в Саровскую пустынь, но не дойдя до Сарова, остановился в Санаксарском монастыре Тамбовской епархии. Здесь он решил посвятить свою жизнь иноческим трудам, поступил в монастырь и нес различные послушания. 30 августа 1911 года был пострижен в монашество с именем Александр в честь св. блгв. князя Александра Невского. 8 сентября того же года рукоположен во иеродиакона, а 22 июля 1915 года — во иеромонаха. В монастыре исполнял обязанности казначея. После смерти настоятеля Санаксарской обители в мае 1915 года на общем собрании монашествующей братии новым игуменом был избран иеромонах Александр. 20 июля 1915 года архиепископом Кириллом (Смирновым) он был возведен в сан игумена, 10 апреля 1916 года награжден наперсным крестом, 20 июля 1917 года — палицей.

Недолго настоятельствовал в Санаксарском монастыре игумен Александр. Он старался вернуть обитель к строгому уставу, по которому жил монастырь при прп. Феодоре Санаксарском, что не всем нравилось, так как дух революционного времени проник и в стены святой обители. В марте 1918 года часть братии восстала против своего настоятеля, который, по доносам, «не признавал советской власти», и обратилась за поддержкой к большевикам.

Народный военно-революционный трибунал Темниковского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 14 (27) марта 1918 года постановил «подвергнуть игумена Александра задержанию при отдельной келье, сдав под охрану красноармейца...» Отец Александр объяснял, что никогда против советской власти ничего не говорил, что его обвиняют ложно, но ревтрибунал постановил: «Ярого контрреволюционера игумена Санаксарского монастыря Александра как не признающего советскую власть выслать из этого монастыря».

Претерпев гонение от лжебратии в своей обители, игумен Александр переходит в Казанскую епархию, где митрополит Кирилл (Смирнов) в июле 1920 года назначает его настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни, а затем — наместником Седмиезерной пустыни с возведением 7 апреля 1922 года в сан архимандрита.

Отец Александр активно выступал против обновленчества, возражал против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он отказался платить Казанскому РИКу, так как считал, что «соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения». 31 октября 1928 года архимандрит Александр был арестован с предъявлением обвинения в «систематическом ведении среди крестьянства антисоветской агитации и пропаганды, направленной к возбуждению масс против мероприятий соввласти». Отец Александр виновным себя не признал. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 29 марта 1929 года вынесло приговор: архимандрита Александра «заключить в концлагерь сроком на три года». С первым отходящим этапом отец Александр был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения…

Когда окончился срок, постановлением того же ОСО при Коллегии ОГПУ от 12 ноября 1931 года архимандрит Александр был выслан на Урал и находился в ссылке до 30 октября 1934 года. После ссылки отец Александр, возможно, по приглашению епископа Яранского Димитрия (Поспелова), знакомого ему еще по Тамбовской епархии, выбирает для места поселения Вятский край, где 5 августа 1935 года его назначают настоятелем храма в с. Сретенское Котельничского района. В том же году архимандрит Александр был направлен в Петропавловскую церковь с. Соболево (ныне Санчурского района), где служил до 30 ноября 1937 года.

Когда храм закрыли, отец Александр остался жить в небольшом домике возле церкви. В 1937 году он поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 года, тайно исполняя монашеское правило и совершая богослужения у себя на дому. Затем, проживая на покое в Соболеве, продолжал окормлять паству, совершая по праздникам службы в Петропавловской церкви. К нему обращались за духовной помощью не только жители этого села, но и окрестностей, батюшку почитали за старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто никогда не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос.

Одна из его духовных дочерей рассказывала: «Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Единственно, фуфайка была. И вот, хоть укутывайся, хоть в голову клади… Он, верно, все в молении был, а не во сне». Другая духовная дочь архимандрита Александра, проживавшая в Казани, свидетельствовала о его прозорливости. Однажды после посещения своего духовного отца ей предстояло возвращаться поздним вечером лесом до другого селения. При прощании архимандрит Александр протянул ей краюху хлеба, а на вопрос, зачем ей, если она сыта, ответил: «Отдашь тому, кого встретишь». В лесу ей навстречу выбежал волк. Вначале она испугалась, но вдруг вспомнила слова старца и протянула хлеб волку. И волк ее не тронул.

Долгое время отец Александр относился к числу «непоминающих» и лишь в 1955 году, после избрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после смерти.

Скончался отец Александр 27 августа 1961 года, достигнув глубокой старости. На отпевание старца собралось множество народа, гроб до кладбища несли на руках более версты. За могилой архимандрита Александра ухаживали его духовные чада, но в Соболеве оставалось все меньше жителей, и постепенно почитание праведника угасало.

О невинно изгнанном настоятеле вспомнили в возрождающейся с начала 1990-х годов Санаксарской обители. Иеромонах Дамаскин (Орловский), исследователь житий новомучеников Русской Церкви, с санаксарскими монахами отправился к месту погребения отца Александра, где 18 сентября 2001 года состоялось обретение его святых мощей, которые были торжественно перенесены в Санаксарскую обитель.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года архимандрит Александр (Уродов) был причислен к лику святых как преподобноисповедник, включен в Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви и в Собор вятских святых. Также святой почитается в Мордовской митрополии, Казанской и Марийской епархиях. Известны чудотворения, совершавшиеся как при его жизни, так и после кончины.

Персоны / 20220103-Шорин Федор Васильевич
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

По материалам издания «Вятский епархиальный вестник» и информационного агентства «Русская линия»

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.