21 февраля 2012 года
В начале 2000-х годов в нашем городе в церковных службах стал участвовать мужской хор. Теперь он поет в храме во имя прп. Серафима Саровского. А тогда этот храм был еще не освящен, только начались службы в храме пророка Илии.
Мы пробовали петь обычным четырехголосием, но с составом были вечные нестроения: то кто-то не придет, то квалификации не хватает. Отчасти поэтому, а отчасти по совету Глеба Печенкина, энтузиаста знаменного пения, мы начали петь одноголосием.
Тогда Интернет был не так доступен, как сейчас, и мы не знали, откуда брать распевы. Печенкин заметил, что в «Православном богослужебном сборнике» неплохо изложены гласовые мелодии, но уже в гармонизации. Она чаще всего делается так: распев идет во втором голосе, первый голос – на терцию выше, третий держит квинту, бас – тонику. Можно вычленять мелодию, но это уже некоторая самодеятельность, к которой, вообще говоря, в таком ответственном деле, как богослужебное пение, нужно относиться очень осторожно. Авторские песнопения, например, могут быть интересными, чувствительными, но скорее питающими эмоции, чем подвигающими к духовному развитию, которое требует большей собранности. Поэтому мы подошли к отцу Герману за благословением на такое выделение мелодии и на знаменное пение вообще. Он нас благословил, напутствуя сохранять благочестие, и добавил: «Вот вам храм Ильи Пророка как экспериментальная площадка».
В то время к знаменному пению было неоднозначное отношение, где-то оно и сейчас осталось. Кому-то оно кажется скучным и непривычным, и люди уходят в другой храм, где красивее поют. Так что от батюшки требовалась некоторая смелость, чтобы его дозволить. Конечно, неквалифицированное исполнение знаменных распевов действительно трудно воспринимается слушателем. Но невозможно научиться петь без опыта, причем достаточно длительного, как мы убедились. И теперь наш хор поет намного лучше, чем вначале. Если при многоголосном пении «играют» гармонические переходы, то в одноголосии важнее звуковедение (прим. – Искусство владения голосом) и ясность произношения слов. Также влияет акустика помещения. В храме пророка Илии благодатная акустика: звучанию помогают камень и своды, все отлично слышно.
Теперь стали доступны многие источники распевов. Но некоторые песнопения, записанные еще тогда с благословения отца Германа, «живы» и поются до сих пор.
А.Криницкий, регент мужского хора.
На фото Ю.Серовой визит в Саров Святейшего Патриарха Кирилла в 2009 году.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна