Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Митрополит Георгий совершил Божественную литургию в храме в честь святых Царственных страстотерпцев

14 января 2023 года

14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, день новолетия по юлианскому календарю (старый Новый год), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в саровском храме в честь святых Царственных страстотерпцев.

Правящему архиерею сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, благочинный Саровского округа и настоятель храма протоиерей Лев Юшков, настоятель Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков), руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с прихожанами молились воспитанники и педагоги саровской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского.

По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

По окончании литургии учащиеся православной гимназии поздравили архипастырей, исполнив праздничные стихотворения и песнопения, и вручили им рождественские сувениры.

Затем глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Он поздравил всех с праздниками Рождества Христова и Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого.

Каждому из присутствующих в храме детей митрополит Георгий преподал свое благословение, преподнес небольшую икону Рождества Христова, детский молитвослов и шоколад.

Справка:

Праздник Обрезания Господня относится к великим праздникам Православной Церкви. Евангелие гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос по ветхозаветному закону прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола.

Обрезание в качестве обряда посвящения Богу существовало у многих народов. В еврейском понимании, кровь священна, так как «кровь есть душа», а кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу Жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Господь явился Авраму на сотом году жизни, сказав: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Ходить пред Богом значит жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все движения сердца. Быть непорочным означает вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается Завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. В именах супружеской четы в знак особого предназначения удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры, хотя у Авраама были также дети от Агари и Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение. От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства.

Для сохранения в роды родов Завета с Богом и в знак обещания исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы поклоняться лишь Богу Авраама. Как знамение Завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в Книге Левит (Лев 26:41) и в Деяниях апостольских (Деян 8:51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено, прежде всего, единство крови и веры.

При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. Он получил это имя как печать Своего служения делу спасения мира (Мф 1:21; Мк 16:17; Мк 9:38-39; Лк 10:17; Деян 3:6 Деян 3:16; Фил 2:9-10). Эти события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Но если в Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти), то Новый Завет объединяет всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только стремлением усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском соборе 49 года. Решение собора было следующим: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать Закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29)».

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

Праздник продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого.

В наше время на Обрезание выпадает также дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый Новый год «сместился» на 14 января по новому стилю.

Текст Надежды Муравьевой. Фото Александра Чурбанова , источник - сайт Нижегородской митрополии

Приходские храмы / Храм св. Иоанна Предтечи / 20110911-из истории возрождения храма
Таким был храм в 2002 году
Таким был храм в ...
 
Установка крестов в 2004 году
Установка крестов...
 
Наш храм летом
Наш храм летом
осенью
осенью
зимой
зимой
И весной
И весной
Визит Патриарха Алексия II в 2006 году
Визит Патриарха А...
Святейший пьет воду
Святейший пьет во...
Саровчане смотрят чин освящения храма Иоанна Предтечи
Саровчане смотрят...
 
Патриарх Алексий II благословляет строительство храма царственным страстотерпцам
Патриарх Алексий ...
Крестный ход вокруг храма Иоанна Предтечи
Крестный ход вокр...
Владыка Георгий дарит Святейшему макет Саровской колокольни
Владыка Георгий д...
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст Надежды Муравьевой. Фото Александра Чурбанова , источник - сайт Нижегородской митрополии

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.