19 октября 2023 года
17 и 18 октября состоялся III студенческий фестиваль «Ядерный университет и духовное наследие Сарова». Встречи студентов 2 курса Саровского физико-технического института НИЯУ МИФИ со священнослужителями проходили в конференц-зале Духовно-научного центра Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни в рамках XIX Саровских чтений «Православное лето — 2023». Встречи посетили 160 студентов и школьников.
С приветственным словом к молодежи обратились проректор СарФТИ Тимофей Соловьев и заведующая кафедрой теологии вуза Оксана Савченко.
Студенты подготовили большой список вопросов и еще задавали вопросы с мест. В первый день прошел круглый стол «Диалог науки и религии», во время него на вопросы студентов отвечал наместник Саровского монастыря игумен Никон (Ивашков). После чаепития состоялся концерт студенческого клуба бардовской песни «Стронций», руководитель Анна Юрьева. А на следующий день тема круглого стола называлась «Церковь и молодежь», и со студентами второго потока 2 курса пообщался помощник благочинного Саровского округа по образованию протоиерей Александр Брюховец. Также в этот день в зале были старшеклассники Саровской православной гимназии. А в конце встречи гимназический музыкальный ансамбль «Перемена» впервые выступил с публичным концертом. В репертуаре ансамбля песни, которые сочиняет заместитель директора Саровской православной гимназии по воспитательной работе Елена Ершова. Студенты очень тепло приняли творчество гимназистов.
Какие же вопросы интересовали студенческую молодежь?
Обсуждалось, какая цель у нас жизни, и чего мы хотим достичь; откуда пошло выражение «Святая Русь», и как противостоять нравственному разложению; как развитие информационных технологий влияет на приобщение людей к Богу, и как Церковь использует эти технологии. Как соотносятся между собой религия и наука, и как будет развиваться религия. Молодежь думает, что все должно развиваться, поэтому их, похоже, озадачил ответ отца Никона, что религия не развивается, меняется лишь наше отношение к ней.
Были и конкретные практические вопросы, например, чью веру принимает ребенок — мамы или папы? Настоятель монастыря посоветовал, что лучше всего, когда у супругов одна вера, и привел пример из жизни, когда православная прихожанка вышла замуж за мусульманина и уехала с ним. Когда родился ребенок, женщину поставили перед фактом, что малыша нужно воспитывать в вере отца. Она не смогла этого принять и крестила ребенка, после чего муж с ней развелся… А вообще вопросы о создании семьи, выборе супруга, воспитании детей отец Никон предложил обсудить отдельно. Он уже имеет опыт проведения бесед с приходской молодежью, поэтому сказал, что с радостью готов встретиться и со студентами.
Отец Александр честно и с большой болью ответил на вопрос об отношении Церкви к братоубийственной войне. Говорил о том, что информационные технологии дают иллюзию свободы, но информационный шум порабощает неокрепший ум, некритично воспринимающий то, что ему навязывают, препятствует глубокому осмыслению жизни.
Некоторые вопросы прозвучали и в первый, и во второй день, и батюшки на них отвечали по-разному. Игумен Никон больше опирался на Священное Писание, которое свободно цитировал, а отец Александр — на свой пастырский и жизненный опыт многодетного отца, который умеет найти аргументы, близкие и понятные молодежи. Например, и отцу Никону, и отцу Александру задавали вопросы об отношении Церкви к проблеме абортов и эвтаназии. Почему Церковь выступает против абортов, ведь беременность может наступить в результате изнасилования? И почему она против эвтаназии, ведь неизлечимо больные люди предпочитают лучше умереть, чем мучиться?
Батюшки все хорошо объяснили, но тревожно, что сами формулировки вопросов являются иллюстрацией к такому явлению, как «окно Овертона», когда расширяются границы дозволенного. Окно Овертона работает так: сначала мы легализуем эвтаназию неизлечимых больных, потом — бедных, страдающих депрессией, недовольных своей жизнью или передадим право принимать решение об эвтаназии родственникам больного, которые могут решить, что уже пора вступить в наследство... Показательно, что эти и другие подобные вопросы направлены на утверждение смерти, в то время как Церковь призывает выбрать жизнь здесь, на земле, и жизнь вечную. Еще в Ветхом Завете говорится: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им» (Второзаконие, 30, 19-20).
Молодежь интересовалась, как обычный человек может стать священником, и каковы условия их жизни. Просили батюшек рассказать о себе, где они учились и работали до принятия священного сана. Игумен Никон рассказал, что закончил лучшее в СССР Киевское высшее военное инженерное училище связи, стал инженером электропроводной связи и до 1991 года проходил военную службу, участвуя в создании аппаратуры связи. Потом возглавлял разные организации, в том числе совместное предприятие, образованное правительствами Московской области и Республики Коми, был членом совета директоров ряда заводов. «А потом меня Господь взял на службу, — сказал отец Никон. — Начинал с самого простого, поскольку никто меня в молодости вере не обучал. Заочно учился и закончил Нижегородскую семинарию...» Он рассказал об особенностях монашеской жизни. А на вопрос студентки, которая еще не верующая, но уже не атеистка, ответил, что она просто находится на пути к вере. Атеист — это будущий верующий, считает отец Никон.
А отец Александр закончил МИФИ и потом семь лет работал в РФЯЦ-ВНИИЭФ. Параллельно с работой учился в Свято-Тихоновском богословском институте, ныне ПСТГУ, получил степень кандидата богословия. Студенты увидели, что вполне успешные в профессиональном плане люди, которые много знают и умеют простыми словами объяснить сложные вещи, добровольно отказались от карьеры и избрали путь служения Богу. Почему они это сделали? Не правда ли, отличный повод для размышления? Также студентам наверняка запомнятся радушный прием, чаепития с угощением и книги в подарок.
Справка.
XIX Саровские чтения «Православное лето — 2023» проводятся с 17 по 20 октября по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и включают в себя целый ряд мероприятий: круглые столы для студентов и сотрудников детских садов, Всероссийскую научно-практическую конференцию «Год педагога и наставника: Теология и образование» в онлайн-формате. Организаторами чтений выступают СарФТИ НИЯУ МИФИ, Нижегородская епархия и администрация г. Сарова.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна