30 июля 2023 года
В организации Серафимовских торжеств принимают участие 400 добровольцев из разных регионов России, среди них около 20 волонтеров центра «Радость моя!» из Сарова. Помимо оказания помощи паломникам, прибывающим в Серафимо-Дивеевский монастырь, и помощи в проведении праздничных мероприятий, волонтеры участвуют в работе III межрегионального форума православной молодежи «Радость моя», который проходит в палаточном городке в с. Дивеево с 28 июля по 1 августа.
В первый день участники слета встретились с викарием Нижегородской епархии епископом Дальнеконстантиновским Филаретом. В начале встречи владыка рассказал о миссионерской деятельности Церкви и роли православного добровольчества. Он отметил, что «приобщаясь к волонтерский деятельности, православный человек своими добрыми делами свидетельствует о Христе, то есть его деятельность является еще и миссионерской. Главное, чтобы его служение было не лицемерным, а это значит, что все свои добрые дела он совершает во славу Господа. Вера дает возможность приносить пользу обществу, приносить пользу другим. В наше время многие люди нуждаются в помощи, и это связано не только с практическими, материальными проблемами, но и с духовными поисками».
Архипастырь пожелал молодежи, чтобы участие в форуме принесло им положительный опыт и много ярких впечатлений. Затем епископ Филарет ответил на вопросы собравшихся. Задал вопросы владыке и саровский волонтер Анатолий Белухин. Приведем их подробнее.
— В Сарове восстанавливается архитектурный облик Свято-Успенского монастыря, но многие горожане не понимают, зачем это нужно. Говорят, храмов больше, чем монахов. Что бы вы ответили таким людям?
— Сейчас происходит возрождение Саровской пустыни, которая приобретает свой исторический облик. А Саров — это наукоград. Специфика городов-спутников объектов науки такова, что там встречаются полярные мнения: одни говорят, что все правильно и это есть возрождение Святой Руси, а другие говорят: «Зачем нам это нужно?» Это — особенность людей, которые прожили какой-то период без Бога. На данном этапе их не интересует духовная составляющая, а только получение знаний и устройство своей собственной жизни. Когда мы начинаем жить меркантильными интересами и гедонистическими воззрениями, желанием «получить от жизни все», у нас отнимается духовная сторона жизни. И, бывает, что научно-технический прогресс сопровождает духовный регресс.
Настроения в Сарове я могу сравнить с ситуацией в г. Удомля, спутнике Калининской АЭС, близ которого я родился. Вспоминаю 1990-е годы, когда я после окончания Московской Духовной семинарии пошел работать в школу. Тогда жители разделились на тех, кто по роду деятельности был связан с АЭС, и связанных с бюджетными организациями. Бюджетники и атомщики друг друга не любили из-за духовных противоречий. Думаю, что и у вас происходит нечто похожее. Сама же возможность возрождения монастыря — это проявление милости Божией.
А на то, что храмов больше, чем монахов, я отвечу следующее. Когда мы получаем блага цивилизации, то у нас духовная составляющая затмевается, и сейчас сложно найти людей, которые могли бы пожертвовать своей собственной жизнью ради совершения духовного подвига монашества. Монашество требует полного отречения от самого себя. Я сейчас проживаю в Благовещенском мужском монастыре г. Нижнего Новгорода. В числе братии не состою, потому что несу архиерейское послушание, но я вижу жизнь братии. Их немного, в постриге шесть человек и четыре послушника. И беседуя с отцом архимандритом Александром, я спрашивал его, может, стоит увеличить число братии? Он отвечал мне: «Владыка, мы идем по другому пути: не по пути количества, но по пути качества».
Когда мы говорим о подвижниках Святой Руси, о преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, нам надо понимать, что Господь посылал таких величайших святильников благочестия тоже в непростое время. Каждая эпоха представлена определенным сонмом святых угодников Божиих. Их не было много никогда. Но Господь посылал духовное равновесие в противовес греху. То же самое и сейчас. Да, монашествующих мало, но они являются солью земли. Молитва монаха, живущего по настоящим монашеским принципам, это великая молитва. Чтобы воспитать молитвенника, подвижника благочестия, мало богословских знаний. Необходимы сила молитвы, сила духа и желание подвига. Поэтому во многих монастырях малое количество монашествующих. Придет время, и Господь наполнит эти Божьи дома теми слугами, которые будут воистину служить молитвою, постом и трудом во благо Церкви, народа Божия и нашего Отечества, потому что в монастырях молятся за весь мир.
— Недавно на сайте Нижегородской митрополии я увидел заметку о вступительных испытаниях в Нижегородскую духовную семинарию. Меня удивило, что на фото всего порядка 10 абитуриентов. Почему их так мало? Или я неправильно понял?
— Да, это действительно так. Я вспоминаю 1992 год, когда я поступал в семинарию. Это было начало возрождения православия на нашей Святой Руси после долгих десятилетий советской власти. Тогда все ринулись в Церковь. У нас был вступительный конкурс 5 или 7 человек на место, и в результате испытаний набрали три группы по 30 человек. В один класс поместили самых сильных абитуриентов, во второй — послабее, а в третий — наименее подготовленных. Естественно, со временем они выравнивались в ходе учебного процесса. В то время было немного духовных учебных заведений: Московская Духовная семинария и академия, Санкт-Петербургская, Киевская и Одесская, плюс Смоленское духовное училище. А на сегодняшний день у нас 40 духовных учебных заведений. Если распределить по этим семинариям и училищам то количество абитуриентов, которые поступали тогда, то мы и получим такую картину.
На последнем Архиерейском совещании Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что мы будем сокращать количество духовных учебных заведений, потому что в некоторых регионах Духовные семинарии не оправдывают себя, и порой количество преподавателей превышает число студентов. Но скажу вам, что наша Нижегородская духовная семинария — единственная, которую председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов отметил как соответствующую всем современным требованиям светского и церковного высшего образования. Т. е. если какие-то семинарии будут упраздняться, то наша семинария получит больше абитуриентов (а затем студентов), чтобы им продолжали давать качественное обучение.
Надо признать, что у нас существует тенденция недобора семинаристов. Даже среди вас, сидящих здесь молодых людей, можно рассуждать о том, что существует духовенство, посвятившее себя Богу. А много ли желающих посвятить себя на служение Богу? Ведь фактически священнослужитель отрекается своей воли. Он подчиняется воле правящего архиерея и церковным канонам, которые строже, нежели светские законы. Он находится в двух плоскостях: светского законодательства и церковно-канонических норм. И многие молодые люди не рискуют идти по этому пути, предпочитая оставаться благочестивыми мирянами. Священнослужители, как и монашествующие, являются солью нашей земли.
У нас в Нижегородской митрополии не хватает священнослужителей. А где их взять? Чтобы их обучить, нужны люди, желающие получать духовное образование. Многие считают, что православные гимназии должны готовить кадры для духовных учебных заведений. Это совершенно неверное воззрение, и митрополит Георгий всегда говорит об этом. Он разъясняет, что мы в православных гимназиях не готовим будущих монахов и священников. Мы просто даем хорошее образование детям из православных семей, которые впоследствии смогут выбрать себе любую профессию. Но мы не ставим цель, чтобы они шли в духовные учебные заведения. Это выбор каждого отдельного человека. И я соглашусь с мнением владыки Георгия, что священство — это призвание.
После беседы с епископом Филаретом состоялись награждение отличившихся волонтеров и концерт ВИА «Феникс» ГУ МЧС России (Нижний Новгород), фотоальбом А. Виноградовой
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна