Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Об Афоне из первых уст

26 ноября 2022 года

В клубе любителей православной книги при библиотеке им. В. Маяковского 24 ноября состоялась встреча с иеромонахом Афиногеном (Полесским), который рассказал о своей жизни и служении на Святой Горе Афон.

Много людей пришли на встречу с монахом, который десять лет прожил на Афоне, уехал туда в 1990 году по благословению своего духовника, архимандрита Кирилла (Павлова). Тогда русский Свято-Пантелеимонов монастырь еще не был восстановлен, можно сказать, лежал в руинах. «Все так же, как в то время у нас, в России, только на чужбине», — пошутил батюшка. Тогда было 30 человек братии, а сейчас уже около ста. Первое время ему пришлось нелегко, сильно тосковал по Родине, пока не нашел друзей. Утешался словами отца Кирилла о том, что скорби ему полезны.

Сначала отец Афиноген, а тогда Владимир Николаевич Полесский, окончил лесохозяйственный факультет Технологического института у себя на родине, в Брянске, немного поработал по специальности, а потом поступил в МДАиС, стал послушником, а в 1983 году — постриженником Троице-Сергиевой Лавры. Там же через пять лет принял священный сан.

У людей, знакомых с монашеством в основном по книгам, представления об этом зачастую идеализированные и весьма далекие от жизни, как они могли убедиться, побывав на этой встрече. Отцу Афиногену 62 года, за его плечами полная испытаний жизнь, о которой он поведал искренне и с добрым юмором. В ней уместилось все: и горячие юношеские духовные порывы, и терпеливое перенесение трудностей, и молитвенная брань, и гонения от братии, и выживание в эстремальных условиях, и чудесные случаи, и решение обычных житейских проблем.

В Пантелеимоновом монастыре молодого иеромонаха поставили на послушание в трапезную. Из-за сырости и сквозняка подхватил тяжелый гайморит. А после операции его снова вернули на то же послушание. В монастыре как в армии — надо исполнять приказ. Но возник конфликт с настоятелем, когда после смерти Святейшего Патриарха Пимена перестали поминать Русского патриарха. Пока этот вопрос не уладили на самом высоком уровне, пришлось полтора года скитаться по Афону без документов, средств к существованию и крыши над головой. Пытался возделывать огород, вырезать деревянные фигурки. В то время сербские монахи очень поддерживали и подкармливали его.

Среди скорбей Господь подавал утешения. Девять раз отец Афиноген восходил на вершину Афона, три раза служил там литургию, а однажды был свидетелем того, как на гору сошло облако, как это бывает на Фаворе. В трудных ситуациях пытался применить то, что читал про подвижников благочестия. Например, при страхованиях каждый день служил водосвятный молебен, вместо чаши освящал семилитровое ведро с водой и кропил келью.

Батюшка знал многих старцев в России и на Афоне (Григорий Дохиарский, Гавриил Карейский и другие). По просьбе саровчан он поделился воспоминаниями о них. Были и такие ситуации, когда старцы говорили на первый взгляд противоположное. Так, духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) велел оставаться на Афоне во что бы то ни стало, а прп. Паисий Святогорец посоветовал уезжать в Россию (за что отец Афиноген сначала обижался на будущего святого). А потом оказалось, что правы оба, просто их слова исполнились в разное время.

Отец Афиноген сначала мечтал попасть на Афон, а потом молился Божией Матери о том, чтобы она его отпустила с Афона, но это произошло только через десять лет. А причиной возвращения домой стало то, что его родители сильно бедствовали, нужно было о них позаботиться. Благодаря сыновней заботе они пришли к Богу и мирно упокоились, а иначе бы, как говорит сам монах, умерли в ожесточении.

Саровчане задали гостю много вопросов: об особенностях богослужений на Афоне, Иисусовой молитве, частоте причащения, как молиться в случае опасности и других ситуациях. Узнали, что Иисусову молитву можно читать и в пути, и перед сном, чтобы спокойно уснуть. Сердечная молитва успокаивает сердцебиение, но о ней можно говорить только с духовником. О том, что прп. Паисий рекомендовал во время войны читать 17 кафизму, которую называют «ветхозаветное Евангелие», а при бесовских нападениях — 4 кафизму, 26 псалом. О том, что большую силу имеет чтение 90 и 120 псалмов.

Участники клуба благодарили отца Афиногена за интересную беседу и Маяковку за организацию встречи.

События и праздники / 2022 год / 20221124-Об Афоне из первых уст
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.