17 февраля 2022 года
Проповеди в Неделю о мытаре и фарисее.
Протоиерей Лев Юшков:
— Этот день в церковном календаре называется Неделей о мытаре и фарисее, по названию притчи Господа Иисуса Христа. Когда мы слышим в церкви эту притчу, уже знаем, что следующая седмица — сплошная, т. е. в среду и пятницу поста нет. Почему же Церковь в эти дни отменила пост в среду и пятницу? Конечно же, не ради того, чтобы мы с вами, братья и сестры, насытились скоромной пищей… Эта седмица является сплошной, чтобы мы помнили о том, что все наши заслуги (например, воздержание от пищи) есть ничто по сравнению с молитвой и покаянием...
Два человека вошли в Иерусалимский храм помолиться: один из них — фарисей, а другой — мытарь. Фарисеи были люди ученые, состоятельные, чтущие Закон Божий, а мытари — предатели своего народа. По сути, в храм вошли два прихожанина, один — хороший, а другой — плохой.
Фарисей начал свою молитву словами: «Боже, хвалу тебе воздаю, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. (Лук. 18:11-12)» Такова была молитва фарисея.
А мытарь стоял у входа. Он понимал, что ему нечем хвастать перед Богом. И бия себя в грудь, он внутренне взывал:«Боже, милостив буди мне грешнику!» И чем заканчивается это Евангельская притча? Господь говорит, что сей, т. е. мытарь, пошел в дом свой более оправданным, чем фарисей. Казалось бы, почему? Ведь фарисей — хороший прихожанин, регулярно ходит в храм и жертвует на него десятую часть доходов. Все храмы хотели бы иметь побольше таких прихожан. Почему же Господь принимает молитву мытаря?
Вспомним слова блж. Иеронима о том, что человек приближается к праведности только тогда, когда исповедует себя грешным. Спасись возможно не своими достоинствами, а только милосердием Божиим. Поэтому молитва мытаря была приняла Богом, и он вышел оправданным из храма. Аминь.
Протоиерей Александр Сухоткин:
— Сегодня, возлюбленные, мы слышали Евангельское зачало, повествующее нам о мытаре и фарисее. Притча известная, но хочется обратить внимание на момент, который мы с вами часто упускаем, размышляя о ней. Мы склонны ругать фарисея и хвалить мытаря. На самом деле, притча не совсем об этом. Она ставит перед нами вопрос: «Какая праведность лучше: ветхозаветная праведность фарисея или новозаветная праведность мытаря?» Христос указывает, что он приносит нечто совершенно новое во взаимоотношения между человечеством и Богом. И Он Сам отвечает на поставленный вопрос, завершая притчу словами, что мытарь пошел в дом свой оправданным более, чем фарисей.
Никто не осуждает фарисея, который праведен в глазах Ветхого Завета. Он делает все, как предписывает закон. Буквально все. Такова праведность иудеев и до сегодняшнего дня. У них есть закон, толкования на закон и толкования на толкования закона. Если уж выполнять закон о десятине, то надо выполнять его во всем. Если речь идет о молитвах, то их надо читать ровно столько, сколько предписано, ни больше и ни меньше.
Мытарь же, осознавая свою греховность, рождает в себе праведность Нового Завета. Он не размышляет о том, сколько всего он не сделал. Он понимает, что настолько грешен, что глупо размышлять об исполнении им закона. Он неправеден в глазах всего иудейского собрания. Но надежда на милосердие Божие рождает в нем новое чувство — покаянное. И это покаянное чувство, по слову Евангелия, оправдывает его.
Поэтому, возлюбленные, становится совершенно неважным, сколько человек не исполнил. Важно, раскаивается ли он, осознает ли свою неправедность, приносит ли свое покаяние ко престолу Вседержителя. Смирение рождает в человеке покаянное чувство. И к этому смиренному покаянному чувству мы должны стремиться, каждый день читая Евангелие. Именно это чувство покаяния — закон в нашем сердце. Мы знаем, что не можем исполнить всего, что заповедано Богом (по своей слабости, внутреннему падению, по склонности ко греху).
Когда люди приходят на исповедь, часто говорят о том, что старались исполнить, но у них не получилось. Поэтому приходить на исповедь надо со смирением мытаря, осознавая свою греховность и недостоинство. И если мы с вами будем уповать не на закон фарисея, а на смирение мытаря, то мы скорей достигнем покаяния и осознания своего грехопадения. Уповая на милосердие Божие, мы надеемся, что Господь примет нас в любое время, по покаянному чувству нашего сердца.
Так из притчи о мытаре и фарисее рождается совершенно новый подход к Богу. Упование не на дела закона и количество отданного, но на количество того, что человек воспринимает от Христа. Вот этого покаянного чувства в преддверии святого Великого поста я вам всем желаю.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна