19 ноября 2011 года
Около 40 % родителей саровских четвероклассников проголосовали за преподавание их детям основ православной культуры (ОПК). Остальные – выбрали основы светской этики и основы мировых религиозных культур, некоторые проголосовали «против всех», а один человек захотел, чтобы его ребенок изучал основы исламской культуры. Причем, пожелание каждого родителя школа должна каким-то образом удовлетворить.
Со второго полугодия в четвертых классах школ города вводится курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), состоящий из шести вариативных модулей: основ православной, исламской, иудейской и буддийской культур, основ мировых религиозных культур и основ светской этики.
10 ноября об этом были проинформированы учителя четвертых классов, а 14 ноября, в один день, почти во всех школах города собрали родителей, которые, толком не разобравшись, сразу же должны были сделать свой выбор и написать соответствующее заявление. Священники смогли выступить перед родителями в школах № 1, 7, 11, 12, 14, 17 и в гимназии №2. Каждому были предложены буклеты (от Нижегородской епархии) для ознакомления с курсом ОПК. В остальных школах священники встретились с представителями администрации. Родители на собраниях задавали много вопросов. Учителя и администрация отвечали, как могли, хотя и сами не очень представляют, как это все будет. Программы и учебники многие из них увидели позже. В лицее № 15 пять человек захотели изучать ОПК, а 38 – мировые религии. В школах № 1 и 7 предпочли ОПК. Многое зависело от позиции педагогов.
40 % – это много или мало? Если учесть, что две трети детей в нашем городе крещены, наверное, мало. В опросных листах, где родители отвечали на вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок изучал ОПК?» встречался, например, такой чудный ответ, как «нет, мой ребенок и так ходит в воскресную школу». Что это, недомыслие или вероотступничество? Почему православные не задали себе вопрос: «Где мы? С Церковью или как блудный сын отошли «на страну далече?» Трудно понять логику таких родителей. Получается, они хотят, чтобы ребенку в воскресной школе рассказывали о Православии, а в обычной школе, например, о таком этическом учении, как гедонизм (согласно которому главной добродетелью, высшим благом и целью жизни является получение наслаждений)? Этика – это сложное философское учение о морали. Ее «проходят» студенты вузов, но причем тут четвероклассники? Может быть, их родители (и некоторые учителя) перепутали этику с этикетом – правилами культурного поведения в обществе? В школе №5 все родители выбрали светскую этику.
Приходится с огорчением констатировать, что некоторые православные родители ничего не слышали о широко обсуждаемом учебнике о.Андрея Кураева «Основы православной культуры», который по мере написания, главами, выкладывался в Интернете. Все желающие могли с ним ознакомиться и даже вносить свои предложения автору…
А как обстоит дело у наших ближайших соседей, в Дивеевском районе? По предварительным данным, там за преподавание ОПК высказались от 80 до 90 % опрошенных родителей. По словам Александра Валентиновича Кусакина, куратора по связи благочиния с районными муниципальными образовательными учреждениями, в настоящее время во всех детских садах и школах Дивеевского района ведется преподавание по программе «Истоки». Поэтому больших изменений там не произойдет. А.Кусакин: «ОПК и «Истоки» – это не одно и то же, но по установке епархиального отдела образования, эти курсы условно можно считать равноценными. А синодальный отдел образования оценивает программу «Истоки» как ОПК плюс краеведение и элементы обществоведения. Сейчас в 4-5 классах ОПК будут преподавать по учебнику А.Кураева, но это не принципиально, поскольку все это – одна сфера знаний».
Как видно, в сельской местности все проще. А в Сарове родители отказывались от ОПК по следующим причинам: «Для этого есть воскресная школа», «Россия – многоконфессиональное государство», «Школа – государственное учреждение, а Церковь отделена от государства» (не поняли, что это – светский, культурологический курс), «Из-за ущерба общеобразовательным предметам» (не разобрались, что это – отдельно предусмотренные часы, которые все равно будут заполнены, но другим модулем).
До родителей Сарова, видимо, не донесли результаты опроса, выявляющего, как влияет курс «Основы религиозной культуры и светской этики» на изменение поведенческих установок детей. Родители ребят, изучавших мировые религии и светскую этику, практически не заметили улучшения поведения детей. Напротив, когда дети знакомились с культурой традиционных религий, родители отметили положительные сдвиги (в случае ОПК – 46% опрошенных). Однако многих родителей в Сарове больше заботит здоровье детей. Как сказал один папа: «Лучше введите третий урок физкультуры».
В воскресенье 27 ноября в 19.30 планируется передача на Канале-16 из цикла "Родительское собрание", в которой преподавание ОРКСЭ в школах Сарова будут обсуждать представители департаментов школьного и дошкольного образования, руководители социальных служб, учителя, родители и православный священник.
М.Курякина
По этой теме читайте также "К непростому выбору готовы?"
ВЫБОР МОДУЛЯ РОДИТЕЛЯМИ 4-х классов г.САРОВ(предварительная информация)
ОУ |
Основы православной культуры |
Основы исламской культуры |
Основы буддисткой культуры |
Основы иудаистской культуры |
Основы мировых религий |
Основы светской этики |
Против ведения |
МОУ СОШ №1 |
32 |
|
|
|
|
5 |
1 |
МОУ «Гимназия №2» |
11 |
1 |
|
|
5 |
36 |
|
МОУ «Лицей №3» |
7 |
|
|
|
2 |
46 |
|
МОУ СОШ №5 |
|
|
|
|
|
29 |
|
МОУ СОШ №7 |
32 |
|
|
|
4 |
14 |
1 |
МОУ СОШ №10 |
39 |
|
|
|
6 |
4 |
5 |
МОУ СОШ №11 |
1 |
|
|
|
|
26 |
|
МОУ СОШ №12 |
38 |
|
|
|
|
3 |
1 |
МОУ СОШ №13 |
51 |
|
|
|
|
21 |
1 |
МОУ СОШ №14 |
29 |
|
|
|
8 |
34 |
|
МОУ «Лицей №15» |
5 |
|
|
|
39 |
8 |
|
МОУ СОШ №16 |
5 |
|
|
|
3 |
32 |
|
МОУ СОШ №17 |
14 |
|
|
|
|
66 |
|
МОУ СОШ №20 |
1 |
Мнение 10 человек неизвестно |
7 |
34 |
|||
Итого |
265 |
|
|
|
|
331 |
|
638 |
41,5% |
|
|
|
|
51,9% |
|
Из анализа внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в отдельных регионах Российской Федерации
В 2009-11 годах в ряде регионов РФ проходил эксперимент по внедрению в общеобразовательную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Задача воспитания детей в школе, в том числе приобщение к культуре своей семьи, народа, общества, является, по сути, ведущей, основной в деятельности общеобразовательной школы в любом государстве, в том числе в России.
Учитывая эти обстоятельства, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в 2009 году принял решение поддержать развивающееся преподавание религиозной культуры в российской школе путём включения такого преподавания в основную часть школьной программы, обязательную часть федерального Базисного учебного плана.
Новая школа в России — это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями. В этом плане
курс «Основы православной культуры» – учебный предмет, который максимально решает эти задачи.
Курсы нерелигиозного содержания сложны и неоднозначны.
Пособие по курсу «Основы мировых религиозных культур» предполагает знакомство учащихся с историей основных религиозных течений в мире. Причём каждая религия описывается по её внешним признакам. К достоинствам следует отнести корректное изложение материала, отстранённый стиль изложения. Авторы не пытаются навязать собственное мнение. Недостатком же является характер рассмотрения религий, к определению которого более всего подходит понятие обзорно-тематический. Такой подход интересен для студентов философских, религиоведческих, культурологических факультетов. Для десятилетнего ребенка избыточность информации является излишней. К тому же в пособии наблюдается терминологическая перегрузка. Ученик начальной школы способен усваивать в день три-четыре новых термина, а страницы учебника ими переполнены. Ещё один недостаток – практически полное отсутствие воспитывающего начала пособия. По мнению многих специалистов, его лучше всего преподавать в старшей школе.
В курсе «Основы светской этики» появляется воспитывающее начало. Оно предполагает знакомство учащихся с нравственными ценностями, моральными установками, не обусловленными религией, религиозными традициями. Но учебное пособие по этому модулю также является весьма сложным с точки зрения содержания. К тому же в условиях существования разных точек зрения на философские вопросы этического характера возникает опасность того, что система ценностей в произвольном истолковании может привести совсем к другим результатам обучения. В частности, один из постулатов данного пособия заключается в том, что в мире нет абсолютных нравственных величин, а значит, выбор «хорошего» и «плохого» сугубо индивидуален, что приводит к размыванию нравственных устоев и традиций. Ещё одним недостатком данного курса является само его название. В настоящее время не существует единой, целостной системы этических представлений. А это значит, что противоречивые положения опять-таки могут привести к непредсказуемым результатам.
По материалам отдела образования и катехизации Московской Патриархии
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна